Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:06, контрольная работа
1. Психологический портрет личности: эмоциональность.
2. Конфликты. Психология конфликтов.
3. Психология оформления физической среды Вашей организации.
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Контрольная работа по
Выполнила: студентка группы 09-ЭКМ-105
Прозорова К.Р.
Проверила: ст. преподаватель каф. МиМ
Пестова Т.Л.
Вариант 5.
1. Психологический портрет личности: эмоциональность.
2. Конфликты. Психология конфликтов.
3. Психология
оформления физической
среды Вашей организации.
Ведение.
Психология менеджмента - междисциплинарное научно-практическое направление, целью которого является исследование и психологическое обеспечение решений проблем организации в условиях рыночной системы хозяйствования. Объектом изучения выступают люди, входящие в организации, самостоятельные в финансовом и юридическом отношениях, которыми являются совместные предприятия, кооперативы, малые предприятия и т. д. Предметом психологии менеджмента являются психологические факторы, обусловливающие эффективную деятельность менеджера, особенности принятия индивидуальных и групповых решений, лидерство, мотивирование, нормы, ценности и др. В предмет психология менеджмента органично входят как традиционные социально-психологические явления (лидерство, социально-психологический климат), так и вопросы психологии труда (анализ трудовой деятельности, психические состояния в трудовой деятельности), вопросы общей психологии (теория деятельности личности, развития), психологии управления.
Современный управленец должен не только знать экономические постулаты, природу управленческих процессов, информационную технологию, уметь планировать деятельность фирмы (или другого экономического или политического субъекта), наиболее рационально разделять свои собственные ресурсы, но и быть специалистом по работе со своими коллегами, подчиненными и противниками, уметь принимать решения в сложных ситуациях, ясно доходчиво излагать свои мысли.
1. Психологический портрет личности: эмоциональность.
Каждому
менеджеру важно уметь
Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) определяются как одна из форм психического отражения, состоящая в непосредственном, пристрастном переживании явлений и ситуаций, обусловленном соотношением их объективных свойств и потребностей субъекта. Эмоции — это относительно более простая форма оценочного, субъективного отношения к действительности по сравнению с чувствами. Эмоции могут развертываться и в осознаваемой, и в неосознаваемой форме. Чувства — это одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности; они отличаются достаточно высокой стабильностью, сложностью и, как правило, осознанностью. В отличие от свойств ситуативности эмоций, отражающих субъективные значения предметов и событий в конкретно сложившихся условиях, чувства соотносятся с явлениями, имеющими стабильную мотивацию. Чувства поэтому менее «привязаны» к ситуации, но в большей степени характеризуют личность и ее мотивы. Различаясь, таким образом, по степени сложности, осознанности, устойчивости, предметной отнесенности, эмоции и чувства одновременно сходны в том, что они выступают двумя формами личностного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе.
Эмоции
и чувства выполняют две
Первые обозначаются как стенические, т.е. усиливающие психические возможности человека; вторые — как астенические, негативно влияющие на деятельность, поведение, состояние. Наряду с положительными и отрицательными, существует обширная сфера так называемых амбивалентных (двойственных) эмоций и чувств. Они характеризуются сочетанием положительных и отрицательных отношений к одному и тому же предмету, явлению, человеку.
Далее, для протекания эмоциональных процессов характерна определенная фазовостъ, когда первая фаза — нарастания эмоционального напряжения сменяется фазой разрешения, снятия напряженности. Параметр фазовости, наоборот, нехарактерен для чувств, поскольку они являются стабильными формами отношений. Однако чувства специфичны тем, что включают несколько основных категорий такого рода стабильных отношений. При этом выделяют интеллектуальные, моральные, эстетические и праксические чувства (последние связаны с ходом деятельности; от греч. praxis — дело, занятие).
Эмоции принято классифицировать по степени их интенсивности, выраженности. Во-первых, при минимальной выраженности они выступают в форме своеобразного эмоциональною фона — в качестве окраски того или иного психического процесса, поведенческого действия. Приобретая большую интенсивность и выделяясь как самостоятельный процесс, они приобретают форму собственно эмоционального переживания. В предельно выраженных формах они могут приобретать вид аффектов — эмоциональных процессов, быстро овладевающих человеком, характеризующихся значительными изменениями сознания, нарушением волевого контроля за действиями. Кроме того, основными формами эмоциональных отношений считаются стрессовые состояния (см. далее) и настроения. Настроение — это общее эмоциональное состояние, в течение длительного времени окрашивающее психические процессы и поведение человека. Эмоции и чувства, имея глубинное подобие своих психологических механизмов, характеризуются поэтому сходством тех закономерностей, по которым они влияют на деятельность. Одной из них является то, что и эмоции, и чувства обусловливают то или иное состояние, которое в свою очередь непосредственно влияет на процесс и результаты деятельности. Однако связь эта хотя и сильна, но все же опосредована, поскольку может регулироваться другой важнейшей категорией психических процессов — волевыми процессами.
Воля в качестве психического процесса определяется как сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении целей. При ее характеристике ключевое значение имеют три следующих понятия — волевого акта (и его структуры), волевого усилия и волевых свойств личности.
В структуре волевого акта выделяются три основных звена (этапа). Первое — это осознание человеком цели и возникновение желания ее достичь. Как правило, такие цели личности множественны; различны и мотивы, побуждающие человека стремиться к ним. Поэтому имеет место второй этап волевого акта — фаза «борьбы мотивов», связанная с выбором между той или иной целью. Она завершается принятием решения о выборе конкретной цели, а также обобщенного способа ее достижения. Наконец, после этого необходима реализация принятого решения и сопряженное с ней новое, также волевое по своей природе, усилие, связанное с преодолением трудностей, возникающих при этом.
Все этапы волевого акта требуют специфического напряжения — преодоления человеком себя, т.е. того, что обычно обозначается понятием волевого усилия. Это — усилие, связанное с преодолением импульсивных, хотя и очень сильных желаний и потребностей («хочу») и осознанной ориентации поведения на достижение поставленных целей («надо»). Волевое усилие может принимать разную форму:
В зависимости
от степени развития волевых
процессов и того, какую роль
они играют в личностной
Настроения —
длительные эмоциональные состояния.
Это тот фон, на котором протекают
все остальные психические
Стресс —
неспецифическая реакция
2. Конфликты. Психология конфликтов.
Конфликты существуют столько, сколько существует человек. Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.
Одни авторы считают, что конфликты представляют собой непродуктивное проявление межличностных отношений, а потому нежелательны. Другие склоняются к противоположному мнению. Но и первые, и вторые обращают внимание на необходимость работы с конфликтом. Менеджер — организатор совместной деятельности людей. Кроме того, он работает во вполне конкретной организации, имеющей свою специфику, свой характер деятельности, свои связи с внешним окружением, и его управленческие функции направлены на достижение целей данной организации. При этом характер межличностного взаимодействия в интересах выполнения общих и частных задач оказывает существенное влияние на специфику возникновения, развития и разрешения конфликтов.
Менеджер неизбежно
вовлекается в конфликты, вынужден
управлять ими, испытывать их последствия.
Значительное влияние на его работу
с конфликтами оказывают
Общим при рассмотрении деятельности менеджера в связи с конфликтами является то, что всякая организация проходит в своем развитии ряд внутренних напряжений и разногласий. Столкновения различных позиций, точек зрения отдельных людей, групп и уровней отношений неизбежны в процессе самой деятельности. Типичными для организации будут следующие конфликты:
Информация о работе Контрольная работа по "Психологии менеджмента"