Контрольная работа по «Менеджменту»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 15:26, контрольная работа

Описание работы

Качество социально-психологического климата в коллективе определяет отношение руководителя к обществу в целом, к своей организации и к каждому человеку в отдельности. Если в его понимании человек представляется как ресурс, сырьевая и производственная база, то такой подход не даст должного результата, в процессе управления возникнет перекос и недочет или пересчет ресурсов для выполнения конкретной задачи.

Содержание

1. Роль и значение благоприятного социально-психологического климата для повышения эффективности деятельности организации.
2. Факторы, которые влияют на формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
3. Характеристика конкретной организации (предприятия, учреждения).
4. Анализ социально-психологического климата в конкретном коллективе.
5. Предложения по изменению структуры коллектива, улучшению взаимоотношений между его членами.

Работа содержит 1 файл

контр.менеджмент.docx

— 39.33 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования 

«Хабаровская  государственная академия экономики  и права» 

Факультет международных  экономических отношений 

Кафедра маркетинга и рекламы

      Контрольная работа

По  дисциплине «Менеджмент»

Вариант 10 
 
 

Студент группы  _________ 

Руководитель  _______________  ____________________    

Хабаровск 2011 

Содержание

   1. Роль  и значение благоприятного социально-психологического  климата для повышения эффективности  деятельности организации.

   2. Факторы,  которые влияют на формирование  благоприятного социально-психологического  климата в коллективе.

   3. Характеристика  конкретной организации (предприятия,  учреждения).

   4. Анализ  социально-психологического климата  в конкретном коллективе.

   5. Предложения  по изменению структуры коллектива, улучшению взаимоотношений между  его членами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Роль и значение благоприятного социально-психологического климата для повышения эффективности деятельности организации

Сплоченность  трудового коллектива зависит от социально-психологического климата, характеризующего социальное лицо коллектива, его производственный потенциал.

Качество социально-психологического климата в коллективе определяет отношение руководителя к обществу в целом, к своей организации  и к каждому человеку в отдельности. Если в его понимании человек  представляется как ресурс, сырьевая и производственная база, то такой  подход не даст должного результата, в  процессе управления возникнет перекос  и недочет или пересчет ресурсов для выполнения конкретной задачи.

Под социально-психологическим  климатом трудового коллектива следует  понимать систему социально - психологических  отношений, отражающих субъективную интеграцию отдельных работников и социальных групп для осуществления общих  производственных целей. Это внутреннее состояние коллектива, сформировавшееся как результат совместной деятельности его членов, их межличностных взаимодействий.

Влияние социально-психологического климата на сплочение и развитие коллектива может быть двояким - стимулирующим  и сдерживающим, что является основанием для его дифференциации на благоприятный (здоровый) и неблагоприятный (нездоровый).

Благоприятный социально-психологический климат характеризуют оптимизм, радость  общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в  отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально  расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без  страха наказания и т.д.

Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и  конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или  произвести плохое впечатление, страх  наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к  другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.

Социально-психологический  климат - это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в  таких групповых эффектах, как  настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценка условий жизни  и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда  и решение общих задач коллектива. Члены коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру, своеобразие  которой обуславливается социальными  и демографическими признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным происхождением). Психологические  особенности личности способствуют или мешают формированию чувства  общности, то есть влияют на формирование социально-психологического климата  в трудовом коллективе.

Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический  климат возникает спонтанно. Но хороший  климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он представляет собой итог систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществление  специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между  руководителями и подчиненными.   
 

  1. Факторы, которые влияют на формирование благоприятного социально-психологического климата  в коллективе

Существует целый  ряд факторов, определяющих благоприятный  социально-психологический климат в коллективе:

1. Глобальная  макросреда - это тот общественный  фон, на котором строятся и  развиваются отношения людей.  К этим факторам относятся:  обстановка в обществе, уровень  жизни населения, организация  жизни населения, социально-демографические  факторы, совокупность экономических,  культурных, политических и др. условий.  Стабильность в экономической,  политической жизни общества  обеспечивают социальное и психологическое  благополучие его членов и  косвенно влияют на социально-психологический  климат рабочих групп.

2. Локальная  макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив (размеры организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический) и т.д.).

3. Физический  микроклимат, санитарно-гигиенические  условия труда (жара, духота, плохая  освещенность, постоянный шум могут  стать источником повышенной  раздражительности и косвенно  повлиять на психологическую  атмосферу в группе). Напротив, хорошо  оборудованное рабочее место,  благоприятные санитарно-гигиенические  условия повышают удовлетворенность  от трудовой деятельности в  целом, способствуя формированию  благоприятного социально-психологического  климата.

4. Удовлетворенность  работой.

Большое значение для формирования благоприятного социально-психологического климата имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует  ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти. Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным обеспечением, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером деловых и личных отношений в коллективе по вертикали и горизонтали и т.д.

Привлекательность работы зависит от того, насколько  ее условия соответствуют ожиданиям  субъекта и позволяют реализовать  его собственные интересы, удовлетворить  потребности личности:

- в хороших  условиях труда и достойном  материальном вознаграждении;

- в общении  и дружеских межличностных отношениях;

- успехе, достижениях,  признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью  влиять на поведение других;

- творческой  и интересной работе, возможности  профессионального и личностного  развития, реализации своего потенциала.

5. Характер выполняемой  деятельности.

Монотонность  деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и  жизни сотрудника, стрессогенный  характер, эмоциональная насыщенность и т.д. - все это факторы, которые  косвенно могут негативно сказаться  на социально-психологическом климате  в рабочем коллективе.

6. Организация  совместной деятельности.

Формальная структура  группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на социально-психологический  климат. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие сотрудника его профессиональной роли, психологическая несовместимость  участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.

7. Психологическая  совместимость является важным  фактором, влияющим на социально-психологический  климат в коллективе.

Под психологической  совместимостью понимают способность  к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание  в коллективе личностных качеств  участников.

Психологическая совместимость может быть обусловлена  сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим  друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства  безопасности и уверенности в  себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости  может лежать и различие характеристик  по принципу взаимодополняемости. В  таком случае говорят, что люди подходят друг другу «как ключ к замку». Условием и результатом совместимости  является межличностная симпатия, привязанность  участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.

На степень  психологической совместимости  сотрудников влияет то, насколько  однородным является состав рабочей  группы по различным социальным и  психологическим параметрам.

Выделяют три  уровня совместимости:

- психофизиологический  уровень совместимости - имеет  в своей основе оптимальное  сочетание особенностей системы  органов чувств (зрение, слух, осязание  и т.д.) и свойств темперамента. Этот уровень совместимости приобретает  особое значение при организации  совместной деятельности. Холерик  и флегматик будут выполнять  задание в разном темпе, что  может повлечь за собой сбои  в работе и напряженность в  отношениях между рабочими;

- психологический  уровень предполагает совместимость  характеров, мотивов, типов поведения;

- социально-психологический  уровень совместимости - основан  на согласованности социальных  ролей, социальных установок,  ценностных ориентации, интересов. Двум субъектам, стремящимся к доминированию, будет сложно организовать совместную деятельность. Совместимости будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Вспыльчивому и импульсивному человеку больше подойдет в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию.

Сработанность - это результат совместимости  сотрудников. Она обеспечивает максимально  возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах.

8. Характер коммуникаций  в организации.

Отсутствие полной и точной информации по важному для  сотрудников вопросу создает  благоприятную почву для возникновения  и распространения слухов и сплетен, плетения интриг и закулисных игр. Руководителю стоит внимательно следить за удовлетворительным информационным обеспечением деятельности организации. Низкая коммуникативная  компетентность сотрудников также  ведет к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных  отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам. Умение ясно и точно излагать свою точку зрения, владение приемами конструктивной критики, навыками активного слушания и т.д. создают условия для удовлетворительной коммуникации в организации.

9. Стиль руководства.

Роль руководителя в создании оптимального социально-психологического климата является решающей:

Информация о работе Контрольная работа по «Менеджменту»