Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:18, контрольная работа
Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими.
Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей.
Понятие, сущность, цели, значение, технологии, общие и социальные функции менеджмента как вида деятельности ……….3
Личность менеджера. Лидерство и стиль управления……………..20
Список использованной литературы.……………………………….. 36
Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям, заключаются в следующем:
Таблица 1.1 Состав основных решений по функциям менеджмента
Функция менеджмента | Типичные управленческие решения |
Формирование целей |
|
Планирование |
|
Организация |
|
Контроль |
|
Основной
задачей менеджмента является организация
производства товаров и услуг
с учетом потребностей потребителя
и обеспечения достаточной рентабельности
предприятия и стабильности на рынке.
Принципы менеджмента применяют правительственные
органы. Роль менеджмента для организации
в условиях рынка является определяющей.
От него зависит успех. Значение менеджмента
выходит за рамки отдельной организации
и уровень менеджмента оказывает влияние
на экономику страны в целом. «Нет слабо
развитых стран, есть слабо управляемые».
2. Личность менеджера. Лидерство и стиль управления
В референтных и нереферентных, малых и больших группах заслуженным авторитетом и уважением характеризуются менеджеры, являющиеся лидерами в этих группах. Их лидерское искусство определяется вкладом в эффективность функционирования групп – как формальных, так и неформальных, умением сочетать формальные и неформальные структуры. В соответствии с этим выделяют формальный и неформальный менеджмент.
Слово
лидер (англ. leader – от lead «вести») многозначно,
в русском языке имеет
Лидерство
– ведущее положение
Управленческие взаимоотношения между лидером и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей снижают затраты на управление и поддерживают инновационную природу менеджмента.
Лидерство возникает в группе в процессе взаимодействия людей и проявляется в межличностных и деловых неформальных отношениях. Сущность лидерства состоит в том, что группа признает лидерскую позицию индивида и начинает следовать за ним. В этом проявляется природа лидерства.
Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации.
Организация – это сознательное объединение людей для достижения определенных целей. В организации люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение формальных и неформальных групп, которые образуются как по приказу руководства, так и без его вмешательства. Эти объединения людей оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность. Менеджер должен знать их и взаимодействовать с ними.
Еще одним условием эффективного управления является умение работать в малых группах, созданных самими руководителями, а также умение строить взаимоотношения со своими подчиненными.
Группа – это объединение индивидов, в котором на поведение и деятельность одного участника воздействует поведение и деятельность других участников.
Взаимное расположение связей в группе задает ее структура, которая может быть формальной и неформальной.
Формальная структура группы отражает документально зафиксированные связи между должностями и соподчиненность между ними. Именно в рамках формальной структуры осуществляется распределение полномочий по уровням управления, которые фиксируют отношения «руководитель – подчиненный» и служат основой формального менеджмента, о котором мы будем говорить позже.
Опытный менеджер прекрасно знает, что иногда более эффективным оказывается не приказ и распоряжение, а доброжелательное и внимательное отношение, воодушевляющее на активность, самостоятельность, творческий подход к труду. Это неформальные отношения, которые формируются благодаря неформальным связям в группе, которые возникают как следствие индивидуальных усилий и развиваются на основе общих интересов и дружбы.
Отражением таких связей является неформальная структура в группе, которая фиксирует взаимосвязи личностей, в нее входящих.
Формальные и неформальные структуры в коллективной деятельности имеют разные причины возникновения, и это необходимо учитывать и использовать в практике менеджмента.
Так, например взаимодействие сотрудников в подразделении будет более эффективным, если при проектировании этого подразделения будет учитываться не только специализация труда, но и психологическая совместимость работников, которые будут выполнять эти работы.
В организации бывает крайне трудно отделить формальную структуру от неформальной: если они совпадают, то это, как правило, повышает эффективность взаимодействия в подразделении.
Именно
это отметил в своем
Основным принципом при проектировании формальных структур в великих компаниях являлся принцип «сначала кто, затем что».
Таким образом, неформальная структура становилась ведущей по отношению к формальной структуре организации, при этом эффективность управленческого воздействия возрастала. Так появляется в организации неформальный менеджмент.
В деятельности человека и в развитии производства все большую роль играет творческий подход к работе, личная инициатива. Именно они являются главными факторами качества и динамики развития. Но отношение к делу с позиций творчества и инноватики определяется в большей степени неформальным менеджментом, позитивной социально-психологической мотивацией.
Формальный менеджмент в качестве управленческого воздействия использует директивно принятые меры.
Неформальный
менеджмент – это такой тип
менеджмента, в котором основанием
для управленческого
Иногда бывает ошибочным стремление менеджера к предельно четкой формальной организации. Конечно, она имеет определённые преимущества. Повышение ответственности, возможности контроля, продуманности в распределении функций, исполнительская дисциплина, некоторый автоматизм в работе, что способствует оперативности и своевременности решений. Однако существует и имеет определенное распространение такой вид забастовки – «работа по правилам». И такая забастовка, как правило, воспринимается руководством фирмы как бедствие. Это ведет к убыткам. Работа формальная, без творчества и энтузиазма, сегодня воспринимается как отрицательное явление.
Рассмотрим приоритеты, которыми руководствуются управленцы при проектировании воздействия в формальном и неформальном менеджменте.
Для любой структуры, как формальной, так и неформальной (хотя порой трудно отделить одну от другой), характерны в большей в большей степени одни приоритеты и в меньшей – другие.
Так,
для формального менеджмента характерны
такие приоритеты для воздействия, как
максимум формальных требований, детализация
регламента, исполнительство и дисциплина.
Для
неформального менеджмента
Если в любой структуре присутствуют и те, и другие вышеназванные приоритеты, то это повышает эффективность взаимодействия в подразделении.
Искусство менеджера и степень лидерства
Необходимо сочетание формального и неформального менеджмента, их взаимное дополнение друг друга. В таком сочетании проявляется искусство менеджера.
Это позволяет использовать преимущества формального и неформального менеджмента, нейтрализуя их недостатки. Такая модель менеджмента является наиболее результативной и эффективной.
Факторы,
от которых зависит такое
· качество персонала;
· личность менеджера;
·
социально-экономическая
· психологический климат в коллективе;
· тип управления;
· интересы, ценности и мотивы, господствующие в коллективе;
· динамика развития коллектива.
Для
менеджера степень его
Основные черты и проявления лидерства
Лидера выделяют его интеллектуальные способности, унаследованные и воспитанные черты характера, приобретенные умения. Лидер не обязан быть менеджером, но менеджер, как правило, всегда лидер. Лидерство есть психологический феномен, а менеджмент – социальный. Лидерство – важный ресурс менеджмента.