Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:18, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими.
Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей.

Содержание

Понятие, сущность, цели, значение, технологии, общие и социальные функции менеджмента как вида деятельности ……….3
Личность менеджера. Лидерство и стиль управления……………..20
Список использованной литературы.……………………………….. 36

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 332.00 Кб (Скачать)

    Основные  требования, предъявляемые к управленческим решениям, заключаются в следующем:

    • целевая направленность (решения должны быть направлены на достижение определенных целей развития);
    • иерархическая субординация (решения менеджера должны соответствовать делегированным ему полномочиям);
    • обоснованность (решения должны иметь объективное обоснование рациональности);
    • адресность (решения должны быть ориентированы в пространстве и во времени, т. е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены по времени);
    • обеспеченность (решения должны предусматривать необходимые ресурсы и устанавливать источники их получения);
    • директивность (решения должны быть обязательными для исполнителя и носить плановый характер).

    Таблица 1.1 Состав основных решений по функциям менеджмента

    Функция менеджмента Типичные  управленческие решения
    Формирование  целей
    • Принятие  миссии предприятия
    • Формирование целевых параметров
    • Принятие стратегической концепции предприятия
    • Утверждение целевых параметров проекта
    Планирование
    • Формирование тематического плана НИОКР
    • Утверждение календарного графика работ по проекту
    • Утверждение сметы затрат по проекту
    • Формирование производственной программы предприятия
    • Утверждение штатного расписания по подразделениям
    • Запрос кредитных средств на инновации
    • Принятие финансового плана предприятия
    • Утверждение плана реализации продукции
    Организация
    • Создание предприятия
    • Выбор организационно-правовой формы предприятия
    • Принятие организационной структуры предприятия
    • Утверждение положений о службах предприятия и должностных инструкциях
    • Создание новых или упразднение существующих подразделений предприятия
    • Открытие филиала или дочерней фирмы предприятия
    Контроль
    • Оценка состояния работ по проекту
    • Оценка финансового состояния предприятия
    • Анализ работы служб и подразделений предприятия
    • Распоряжение об изменении сроков проведения работ по проекту
    • Установление порядка оценки деятельности исполнителей
    • Оценка исполнения стратегической концепции предприятия

      

    Основной  задачей менеджмента является организация  производства товаров и услуг  с учетом потребностей потребителя и обеспечения достаточной рентабельности предприятия и стабильности на рынке. Принципы менеджмента применяют правительственные органы. Роль менеджмента для организации в условиях рынка является определяющей. От него зависит успех. Значение менеджмента выходит за рамки отдельной организации и уровень менеджмента оказывает влияние на экономику страны в целом. «Нет слабо развитых стран, есть слабо управляемые». 

    2. Личность менеджера.  Лидерство и стиль  управления

    В референтных и нереферентных, малых и больших группах заслуженным авторитетом и уважением характеризуются менеджеры, являющиеся лидерами в этих группах. Их лидерское искусство определяется вкладом в эффективность функционирования групп – как формальных, так и неформальных, умением сочетать формальные и неформальные структуры. В соответствии с этим выделяют формальный и неформальный менеджмент.

    Слово лидер (англ. leader – от lead «вести») многозначно, в русском языке имеет следующие  значения: «1) ведущий, руководитель; 2) корабль, возглавляющий группу, караван судов; 3) спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; 4) едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером)». В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.

    Лидерство – ведущее положение индивидуума  в области неформальных отношений, обусловленное его вкладом в  эффективность функционирования группы.

    Управленческие  взаимоотношения между лидером  и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей снижают затраты на управление и поддерживают инновационную природу менеджмента.

    Лидерство возникает в группе в процессе взаимодействия людей и проявляется в межличностных и деловых неформальных отношениях. Сущность лидерства состоит в том, что группа признает лидерскую позицию индивида и начинает следовать за ним.  В этом проявляется природа лидерства.

    Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации.

    Организация – это сознательное объединение  людей для достижения определенных целей. В организации люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение формальных и неформальных групп, которые образуются как по приказу руководства, так и без его вмешательства. Эти объединения людей оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность. Менеджер должен знать их и взаимодействовать с ними.

    Еще одним условием эффективного управления является умение работать в малых  группах, созданных самими руководителями, а также умение строить взаимоотношения  со своими подчиненными.

    Группа  – это объединение индивидов, в котором на поведение и деятельность одного участника  воздействует поведение  и деятельность других участников.

    Взаимное  расположение связей в группе задает ее структура, которая может быть формальной и неформальной.

    Формальная  структура группы отражает документально  зафиксированные связи между  должностями и соподчиненность  между ними. Именно в рамках формальной структуры осуществляется распределение  полномочий по уровням управления, которые фиксируют отношения  «руководитель – подчиненный» и служат основой формального менеджмента, о котором мы будем говорить позже.

    Опытный менеджер прекрасно знает, что иногда более эффективным оказывается  не приказ и распоряжение, а  доброжелательное и внимательное отношение, воодушевляющее на активность, самостоятельность, творческий подход к труду. Это неформальные отношения, которые формируются благодаря неформальным связям в группе, которые возникают как следствие индивидуальных усилий и развиваются на основе общих интересов и дружбы.

    Отражением  таких связей является неформальная структура в группе, которая фиксирует взаимосвязи личностей, в нее входящих. 

    Формальные  и неформальные структуры в коллективной деятельности имеют разные причины  возникновения, и это необходимо учитывать и использовать в практике менеджмента.

    Так, например взаимодействие сотрудников  в подразделении будет более эффективным, если при проектировании этого подразделения будет учитываться не только специализация труда, но и психологическая совместимость работников, которые будут выполнять эти работы.

    В организации бывает крайне трудно отделить формальную структуру от неформальной: если они совпадают, то это, как правило, повышает эффективность взаимодействия в подразделении.

    Именно  это отметил в своем исследовании Джим Коллинз. Завершая свое интервью с Джорджем Вайсманом из компании «Philip Morris», он сказал: «То, как вы описываете вашу работу в компании, похоже на историю любви». Джордж Вайсман хмыкнул и ответил: «Да, если не считать мою жену, то это была действительно самая сильная страсть моей жизни. Я не думаю, что многие поймут то, о чем я говорю, но мои коллеги поняли бы». Вайсман и многие другие руководители из его команды имели кабинеты в компании и регулярно приходили на работу даже после того, как они формально вышли на пенсию. Один коридор  в головном офисе компании называется  «холл волшебников бывшего города». Это коридор, по которому  Вайсман, Калман, Максвелл и другие продолжают приходить в свои офисы, просто потому, что им нравиться проводить время друг с другом».

    Основным  принципом при проектировании формальных структур в великих компаниях являлся принцип «сначала кто, затем что».

    Таким образом, неформальная структура становилась  ведущей по отношению к формальной структуре организации, при этом эффективность управленческого  воздействия возрастала. Так появляется в организации неформальный менеджмент.

    В деятельности человека и в развитии производства все большую роль играет творческий подход к работе, личная инициатива.  Именно они являются главными факторами качества и динамики развития. Но отношение к делу с позиций творчества и инноватики определяется в большей степени неформальным менеджментом, позитивной социально-психологической мотивацией.

    Формальный  менеджмент в качестве управленческого  воздействия использует директивно принятые меры.

    Неформальный  менеджмент – это такой тип  менеджмента, в котором основанием для управленческого воздействия являются сложившиеся в группе неформальные отношения.

    Иногда  бывает ошибочным стремление менеджера  к предельно четкой формальной организации. Конечно, она имеет определённые преимущества. Повышение ответственности, возможности контроля, продуманности в распределении функций, исполнительская дисциплина, некоторый автоматизм в работе, что способствует оперативности и своевременности решений. Однако существует и имеет определенное распространение такой вид забастовки – «работа по правилам». И такая забастовка, как правило, воспринимается руководством фирмы как бедствие. Это ведет к убыткам. Работа формальная, без творчества и энтузиазма, сегодня воспринимается как отрицательное явление.

    Рассмотрим  приоритеты, которыми руководствуются  управленцы при проектировании воздействия  в формальном и неформальном менеджменте.

    Для любой структуры, как формальной, так и неформальной (хотя порой  трудно отделить одну от другой), характерны в большей в большей степени  одни приоритеты и в меньшей –  другие.

    Так, для формального менеджмента характерны такие приоритеты для воздействия, как максимум формальных требований, детализация регламента, исполнительство и дисциплина. 

    Для неформального менеджмента характерными приоритетами в ходе воздействия  являются интересы и ценности, лидерство и группа, творчество и индивидуальность.

    Если  в любой структуре присутствуют и те, и другие вышеназванные приоритеты, то это повышает эффективность взаимодействия в подразделении.

    Искусство менеджера и степень  лидерства

    Необходимо  сочетание формального и неформального менеджмента, их взаимное дополнение друг друга. В таком сочетании проявляется искусство менеджера.

    Это позволяет использовать преимущества формального и неформального  менеджмента, нейтрализуя их недостатки. Такая модель менеджмента является наиболее результативной и эффективной.

    Факторы, от которых зависит такое сочетание:

    ·          качество персонала;

    ·          личность менеджера;

    ·          социально-экономическая внешняя  и внутренняя обстановка;

    ·          психологический климат в коллективе;

    ·          тип управления;

    ·          интересы, ценности и мотивы, господствующие в коллективе;

    ·          динамика развития коллектива.

    Для менеджера степень его лидерства  заключается в возможности управлять  людьми, опираясь не столько на свои полномочия, сколько на авторитет и признание, уважение и способности убеждать и воодушевлять людей.

    Основные  черты и проявления лидерства

    Лидера  выделяют его интеллектуальные способности, унаследованные и воспитанные черты  характера, приобретенные умения. Лидер не обязан быть менеджером, но менеджер, как правило, всегда лидер. Лидерство есть психологический феномен, а менеджмент – социальный. Лидерство – важный ресурс менеджмента.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"