Контрольная работа по дисциплине «Стратегический менеджмент»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

Выполнение стратегии направлено на решение следующих трех задач. Во-первых, это установление приоритетности среди административных задач с тем, чтобы их относительная значимость соответствовала той стратегии, которую будет реализовывать организация. Это касается в первую очередь таких задач, как распределение ресурсов, установление организационных отношений, создание вспомогательных систем и т.п. Во-вторых, это установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами с тем, чтобы сориентировать деятельность организации на осуществление выбранной стратегии. Соответствие должно быть достигнуто по таким характеристикам организации, как ее структура, система мотивирования и стимулирования, нормы и правила поведения, разделенные ценности и верования, квалификация работников и менеджеров и т.п.

Содержание

1. Выполнение стратегии: проведение стратегических изменений на предприятии………………………………………………………………… 3
2. Сопротивление изменениям: причины, факторы, пути преодоления… 10
3. Оценить необходимость проведения организационных изменений на предприятии, основываясь на его стратегических планах. Сформулировать рекомендации по преодолению возможного сопротивления изменениям, выявив его потенциальные причины……… 15
Список используемых источников………………………………………… 17

Работа содержит 1 файл

Стратегический менеджмент.docx

— 34.30 Кб (Скачать)
stify">· поведенческие  ритуалы, выражаемые в проведении в  организации определенных церемоний, в использовании определенных выражений, знаков и т.п.

     Организационная культура формируется как реакция  на две группы проблем, с которыми сталкивается организация. Первую группу составляют проблемы интеграции внутренних ресурсов и усилий. Сюда относятся  такие проблемы, как:

· создание общего языка и единой, понятной для всех терминологии;

· установление границ группы и принципов включения  и исключения из группы;

· создание механизма наделения властью  и лишения прав, а также закрепления  определенного статуса за отдельными членами организации;

· установление норм, регулирующих неформальные отношения  между лицами разного пола;

· выработка  оценок, касающихся того, что в поведении  сотрудников желательно, а что  нет.

     Ко  второй группе относятся те проблемы, которые приходится решать организации  в процессе взаимодействия с внешней  средой. Это широкий круг проблем, связанных с выработкой миссии, целей  и средств их достижения.

     Формирование  и изменение организационной  культуры происходит под влиянием многих факторов. Существуют пять первичных  и пять вторичных факторов, которые  определяют формирование организационной  культуры. В соответствии с концепцией к первичным факторам относятся  следующие:

·    точки концентрации внимания высшего руководства;

· реакция руководства на критические ситуации, возникающие в организации;

·    отношение к работе и стиль поведения руководителей;

·    критериальная база поощрения сотрудников;

· критериальная база отбора, назначения, продвижения и увольнения из организации.

     В группу вторичных факторов входят следующие:

· структура организации;

· система передачи информации и организационные процедуры;

· внешний  и внутренний дизайн и оформление помещения, в котором располагается  организация;

· мифы и историй о важных событиях и  лицах, игравших и играющих ключевую роль в жизни организации;

· формализованные  положения о философии и смысле существования организации.

     Каждый  из вышеперечисленных десяти факторов формирования организационной культуры требует использования определенных приемов, позволяющих добиться успеха при сознательном формировании и  изменении организационной культуры. На стадии выполнения стратегии значительные усилия направляются на то, чтобы привести организационную культуру в соответствие с выбранной стратегией. Однако если организационная структура относительно легко может быть подвергнута изменениям, то они представляют собой очень сложную, а иногда и невыполнимую задачу. Поэтому на стадии определения стратегии необходимо, по возможности, максимально учитывать то, какие трудности с изменением организационной культуры могут возникнуть при выполнении стратегии, и стараться, если это возможно, выбирать такую стратегию, которая не потребует проведения заведомо невыполнимых действий по изменению организационной культуры. 

2. Сопротивление изменениям: причины, факторы,  пути преодоления. 

     Выполнение  стратегии предполагает проведение необходимых изменении, без которых  даже самая хорошо проработанная  стратегия может потерпеть провал. Поэтому с полной уверенностью можно  утверждать, что стратегические изменения - это ключ к выполнению стратегии.

     Проведение  стратегических изменений в организации  является очень сложной задачей. Трудности решения этой задачи в  первую очередь связаны с тем, что всякое изменение встречает  сопротивление, которое иногда может  быть столь сильным, что его не удается преодолеть тем, кто проводит изменения. Поэтому, для того чтобы  провести изменения, необходимо, как  минимум, проделать следующее:

· вскрыть, проанализировать и предсказать  то, какое сопротивление может  встретить планируемое изменение;

· уменьшить  до возможного минимума это сопротивление (потенциальное и реальное);

· установить статус-кво нового состояния.

     Носителями  сопротивления так же, как и  носителями изменений, являются люди. В принципе люди не боятся изменений, они боятся быть измененными. Люди боятся того, что изменения в организации  затронут их работу, их положение в  организации, т.е. сложившийся статус-кво. Поэтому они стремятся помешать изменениям с тем, чтобы не попасть  в новую, не совсем ясную для них  ситуацию, в которой им придется многое делать не так, как они уже  привыкли делать, и заниматься не тем, чем они занимались ранее.

     Отношение к изменению может быть рассмотрено  как комбинация состояний двух факторов:

· принятие или непринятие изменения;

· открытая или скрытая демонстрация отношения  к изменению.

     Руководство организации на основе бесед, интервью, анкетирование и других форм сбора  информации должно пытаться выяснить, какой тип реакции на изменения  будет наблюдаться в организации, кто из сотрудников организаций  займет позицию сторонников изменений, а кто окажется в одном из трех оставшихся положений. Особую актуальность такого рода прогнозы имеют в больших  организаций и в организациях, существовавших без изменений довольно длительный промежуток времени, так  как в этих организациях сопротивление  изменению может быть довольно сильным  и широко распространенным.

     Уменьшению  сопротивления изменениям, принадлежит  ключевую роль в осуществлении изменения. Анализ потенциально возможных сил  сопротивления позволяет вскрыть  тех отдельных членов организации  или те группы в организации, которые  будут оказывать сопротивление  изменению, и уяснить мотивы неприятия  изменения. Для того чтобы уменьшить  потенциально возможное сопротивление, полезно провести объединение людей  в творческие группы, которые будут  способствовать проведению изменения, привлечь к выработке программы  проведения изменения широкий круг сотрудников, провести среди сотрудников  организации широкую разъяснительную работу, направленную на то, чтобы убедить их в необходимости проведения изменения для решения стоящих перед организацией задач.

     Успех проведения изменения зависит от того, как руководство будет его  осуществлять. Менеджеры должны помнить, что, проводя изменения, им следует  демонстрировать высокий уровень  уверенности в его правоте  и необходимости и стараться  быть, по возможности, последовательными  в реализации программы изменения. В то же время они должны всегда помнить, что по мере проведения изменения  позиция людей может меняться. Поэтому им не следует обращать внимание на небольшое сопротивление изменению  и нормально относиться к людям, которые вначале сопротивлялись изменению, а потом это сопротивление  прекратили.

     Большое влияние на то, в какой мере руководству  удается устранять сопротивление  изменению, оказывает стиль проведения изменения. Руководитель может быть жестким и непреклонным при устранении сопротивления, а может проявлять  гибкость. Считается, что автократический  стиль может быть полезен только в очень специфических ситуациях, требующих немедленного устранения сопротивления при проведении очень  важных изменений. В большинстве  случаев считается более приемлемым стиль, при котором руководство  уменьшает сопротивление изменениям за счет привлечения на свою сторону  тех, кто изначально противился изменению. Очень успешным в этом плане является партисипативный стиль руководства, при котором к решению вопросов привлекаются многие члены организации.

     При разрешении конфликтов, которые могут  возникать в организации во время  проведения изменения, менеджеры могут  использовать различные стили руководства. Наиболее ярко выраженными стилями  являются следующие:

· конкурентный стиль, делающий упор на силу, базирующийся на настойчивости, утверждении своих  прав, исходящий из того, что разрешение конфликта предполагает наличие  победителя и побежденного;

· стиль  самоустранения, проявляющийся в  том, что руководство демонстрирует  низкую настойчивость и в то же время не стремится к поиску путей  сотрудничества с несогласными членами  организации;

· стиль  компромисса, предполагающий умеренное  настаивание руководства на выполнении его подходов к разрешению конфликта  и одновременное умеренное стремление руководства к кооперации с темя, кто сопротивляется;

· стиль  приспособления, выражающийся в стремлении руководства установить сотрудничество в разрешении конфликта при одновременном  слабом настаивании на принятии предлагаемых им решений;

· стиль  сотрудничества, характеризующийся  тем, что руководство стремится  как к тому, чтобы реализовать  свои подходы к проведению изменения, так и к тому, чтобы установить отношения кооперации с несогласными членами организации.

     Невозможно  однозначно утверждать, что какой-то из названных стилей более приемлем для разрешения конфликтов, а какой-то менее. Все зависит от ситуации, от того, какое проводится изменение, какие  решаются задачи и какие силы оказывают  сопротивление. Важно также учитывать  то, какой характер носит конфликт. Совершенно неверно считать, что  конфликты всегда имеют только негативный, разрушительный характер. Любой конфликт заключает в себе как негативное, так и позитивное начала. Если преобладает  негативное начало, то конфликт носит  разрушительный характер, то в этом случае применим любой стиль, который  в состоянии эффективно предотвратить  разрушительные последствия конфликта. Если же конфликт приводит к позитивным результатам таким, как, например, выведение  людей из безразличного состояния, создание новых коммуникационных каналов  или повышение уровня осведомленности  членов организации о происходящих в ней процессах, то важно использовать такой стиль разрешения конфликтов, возникающих в связи с изменениями, который способствовал бы возникновению как до более широкого спектра положительных результатов проведения изменения.

     Проведение  изменения должно завершаться установлением  нового статус-кво в организации. Очень важно не только устранить  сопротивление изменению, но и добиться того, чтобы новое положение дел  в организации не просто оказалось  формально установленным, а было принято членами организации  и стало реальностью. Поэтому  руководство не должно заблуждаться и путать реальность с формально  установленными новыми структурами  или нормами отношений. Если действия по проведению изменения не привели  к возникновению нового устойчивого  статус-кво, то, значит, изменение нельзя считать завершенным и следует  продолжать работу по его проведению до тех пор, пока по-настоящему в  организации не произойдет замена старого  положения на новое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Оценить необходимость  проведения организационных  изменений на предприятии,  основываясь на  его стратегических  планах. Сформулировать  рекомендации по  преодолению возможного  сопротивления изменениям, выявив его потенциальные  причины.

     Необходимость проведения организационных изменений  на предприятии может оцениваться  по результатам ответов на вопросы  таблицы развития предприятия.

Гипотетические  ситуации Нет Скорее нет Скорее да Да
1 2 3 4 5
1. В  случае срывов, неудач, брака, нарушений  в ходе производства всегда  идет активный поиск виновных       +
2. Многие  сотрудники на линейных или  штабных постах стремятся к  тому, чтобы обезопасить себя  с помощью докладных записок  и прочих бумаг     +  
3. Доступ  к информации определяется уровнем  положения сотрудника, а не его  функциями     +  
4. Нет  ясности, какие цели ставит  перед собой предприятие (институт, отдел, подразделение). Многим цели  неизвестны   +    
5. Если  допущена ошибка, об этом узнает  не допустивший ее работник, а  начальник или коллеги   +    
6. Господствует  «отдельский эгоизм»       +
7. Сотрудники  редко отождествляют себя с  принятыми решениями. Скорее, они  воспринимают эти решения не  как «свои», а как направленные  против них. «Что это там,  наверху, не видят, что ли, куда  все это ведет?»     +  
8. Спокойно  и планомерно заняться собственной  работой удается только после  рабочего дня. До этого всегда  есть что-то более важное +      
9. Большинство  руководителей не стремится к  тому, чтобы управление строилось  на коллективной основе. Прямо  или косвенно они дают понять, что предпочитают «ясную» систему  «приказ-подчинение»     +  
10. Когда  речь заходит о руководстве  предприятия или штатных руководителях,  обычно обозначение: «Эти там,  наверху»   +    
11. Конфликты  возникают чаще всего из-за  мелочей   +    
12. Совещания  длятся слишком долго и завершаются  чаще всего безрезультатно. Речь  идет не о существе вопроса,  а о борьбе самолюбий +      
13. Насколько  хорошо работник справляется  со своими обязанностями, он  знает крайне редко. Он даже  не знает, на основе каких  критериев оценивается его труд 
  +    
14. Трудно  и почти бесперспективно выдвигать  и «пробивать» новые идеи и  предложения  по совершенствованию  технологических процессов   +    
15. Энтузиазм  в работе – редкость 
    +  
16. В  коллективе есть два вида работников: «старики» (люди «первого призыва», «пионеры»), которые уже были на предприятии. Когда все только начиналось, и новички       +
17. Многие  работники «окапываются», используя  коллективный договор, режим рабочего  времени и должностные инструкции. Они бдительны в отношении  своих прав.     +  
18. Когда  оценивается работа, то чаще всего  это происходит на основе эмоций  и более или менее поверхностных  наблюдений +      
19. Много  работников мучаются вопросом, зачем  они так долго учились тому, чего не могут применить. Они  не могут продемонстрировать  свои способности     +  
20. Сознание  того, что пустая трата времени  и некачественная работа угрожают  интересам предприятия и в  конечном счете рабочим местам, не часто находит проявление.   +    
21. Работники,  в общем-то, не хотят коллективного  управления. Они хотят четко знать,  куда направляется развитие, получать  поручения и не переживать, если  эти решения оказались неверными.     +  
Итого: 3 7 8 3

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Стратегический менеджмент»