Контрольная работа по дисциплине «Экономика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на теоретические вопросы и решение задач.

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика 12 вар для Ивановой.doc

— 248.50 Кб (Скачать)
ign="justify">    2)     оборотные активы.

    Внеоборотные  активы – это средства производства, которые:

    -         имеют срок полезного использования  более 1 года;

    -         используются в деятельности предприятия;

    -         не создается в целях их  последующей перепродажи.

    Внеоборотные  активы характеризуются длительным использованием в течение многих производственных циклов и возмещают  свою стоимость по частям.

    Оборотные активы потребляются в течение одного производственного цикла и в течение этого цикла переносят свою стоимость на готовую продукцию.

    По  источникам формирования хозяйственные  средства предприятия подразделяются на:

    1)     собственные;

    2)     заемные.

    Собственные средства формируются в основном за счет средств учредителей предприятия.

    Заемные средства используются временно в течение  определенного периода, по истечении которого подлежат возврату.

    Рассмотренная классификация является основой  для построения баланса предприятия, который является наиболее общей характеристикой состава и размещения хозяйственных средств и источников их формирования.

    Баланс  состоит из двух частей, которые  называются актив и пассив. Каждый элемент актива и пассива называется статьей баланса. Статьи баланса группируются в разделы. Итог баланса называется валютой баланса.

    В активе баланса представлены внеоборотные и оборотные активы. Экономическая  сущность актива может быть охарактеризована с двух сторон:

    1)       актив показывает состав, размещение  и фактическое использование хозяйственных средств предприятия. Основное внимание уделяется тому, во что вложены финансовые ресурсы предприятия и каково их функциональное назначение.

    2)       актив представляет собой затраты  предприятия, сложившиеся в результате предшествующей хозяйственной деятельности, а также понесенные расходы ради возможных будущих доходов, поэтому в активе представлены экономические ресурсы (способные принести доход).

    Пассив  показывает, за счет каких источников сформированы хозяйственные средства и по своему экономическому содержанию представляет собой капитал собственников и сумму обязательств предприятия. 

            А (активы) = К (капитал) + О (обязательства) 

    Хозяйственные средства в балансе отражаются на определенную дату (на начало и на конец периода).

    Информация  баланса не может быть отнесена к  конфедициальной.

    Любое хозяйственное действие вызывает изменения  в балансе. В активе баланса статьи расположены в порядке возрастания  их ликвидности, т.е. способности и скорости превращения отдельных видов имущества в денежные средства. В пассиве статьи расположены в порядке возрастания срочности обязательств. 

    3 Совершенная ценовая  дискриминация

    Ценовая дискриминация - монополистическая  практика продажи блага данного  качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.

    Ценовую дискриминацию могут осуществлять только монополии, ибо они устанавливают  и контролируют цены. В условиях совершенной конкуренции образуется единая цена на благо и фирма не контролирует цену, а принимает ее как данную, поэтому ценовая дискриминация не возникает.

    Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством  ее увеличивают свою прибыль. Дискриминационные  цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства.

    Наиболее  благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку они, как правило, не могут перепродаваться (например, медицинские услуги: если вам сделали операцию по поводу аппендицита, то вы не можете перепродать ее своему другу по более высокой цене).

    Чтобы фирма-монополист могла проводить  ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать следующим условиям:

    - продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса на блага. Тем покупателям, спрос которых имеет высокую неэластичность, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен, - более низкая;

    - блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка, поскольку свободное передвижение благ с "дешевого" рынка на "дорогой" приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозможность ценовой дискриминации;

    - покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.

    Ценовая дискриминация может возникать  на базе разделения рынка по формам собственности, отраслевой принадлежности фирм-производителей или потребителей, а также в зависимости от того, предметом потребления или средством производства является покупаемое благо.

    Понятие ценовой дискриминации ввел в  экономическую науку в первой трети XX в. А. Пигу, но само явление было известно и ранее. А. Пигу различал три вида (или степени) ценовой дискриминации.

    Ценовая дискриминация первой степени (совершенная  дискриминация) наблюдается в том  случае, когда на каждую единицу  блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи  блага для всех покупателей различны. Данный вид ценовой дискриминации допускает персональное и межличностное различение цен спроса. Исходя из этого ее нередко называют совершенной ценовой дискриминацией.

    Ценовая дискриминация первой степени представлена на рис. 2.

    

    Рис. 2. Совершенная ценовая дискриминация 

    Оптимальный выпуск монополии находится в  точке L при пересечении кривых предельной выручки и предельных затрат (МС и MR) и составляет Q'2 при цене Р2. Излишек  потребителей равен площади Р2* AL, излишек продавца равен площади CP2*LE2. Монополист присваивает себе весь потребительский излишек P*AL, который при совершенной конкуренции, при объеме производства Q2 был бы присвоен покупателем.

    Поскольку монополист не может иметь полной информации о функциях спроса всех возможных покупателей своего блага, этот вид ценовой дискриминации в чистом виде невозможен. Определенное приближение к чистой ценовой дискриминации возможно при незначительном количестве покупателей, когда каждая единица блага выпускается по заказам конкретных потребителей. 
 

    4 Асимметрия на  рынке страховых  услуг 

    Если  бы асимметрия информации и порождаемые  ею эффекты сказывались только на рынках подержанных вещей, едва ли она заслуживала бы того внимания, которое сегодня уделяется ей в экономической науке. Но в действительности она распространена весьма широко; вероятно, не будет преувеличением сказать, что в той или иной мере асимметрия информации присутствует на всех рынках, только в одних случаях ее действие ничтожно, в других - весьма значительно. В примере, рассмотренном в предыдущем разделе, продавцы располагали конкретной информацией о товаре, покупатели оценивали его статистически. Такая ситуация характерна для товарных рынков, но не только для них. Подобные явления наблюдаются на рынках труда. Нанимающийся на работу (продавец трудовых услуг) имеет конкретное представление о своей профессиональной подготовленности, о своих умениях, физических возможностях и т. д., словом, о качестве располагаемого им человеческого капитала. Работодатель (покупатель трудовых услуг) имеет статистическое представление о категории работников, к которой может быть отнесен данный человек: ему известны пол, возраст, образование и, возможно, еще некоторые характеристики. Ставка заработной платы устанавливается работодателем на основе его представлений о статистической структуре предложения труда. Она может вполне устроить работников с низкими деловыми данными, но может показаться недостаточной для работника с высоким профессиональным уровнем. Следствием явится соответствующее изменение структуры предложения, и равновесие на рынке будет подчинено тем же условиям, которые мы рассмотрели для случая товарного рынка.

    Но  возможна и противоположная ситуация, когда покупатель обладает более  полной информацией об объекте сделки, чем продавец.

    В качестве примера рассмотрим рынок  страховых услуг. Пусть для определенности речь идет о страховании строений от пожара. Страховая фирма (продавец услуги) знает, что на 1000 одноэтажных деревянных строений в течение года в среднем приходится один пожар. Пренебрежем рискофобией страховой фирмы, ее трансакционными затратами и т. д. и будем считать, что она устанавливает годовой страховой взнос в размере 1/1000 стоимости строения. Таким образом, собираемая фирмой сумма страховых взносов окажется как раз достаточной для выплаты погорельцам - при условии, что страхуются все строения такого рода.

    Но  в действительности покупатели страховых  услуг - страхователи - сами принимают решения о том, стоит ли им страховать свое строение. Скажем, г-н А - ответственный и хозяйственный человек, следящий за состоянием электропроводки и другими

    возможными  источниками пожара, и такими же свойствами обладают владельцы соседних домов. Для него вероятность пожара значительно меньше 1/1000. Если он нейтрален по отношению к риску, то условия страхования для него невыгодны, и он, по всей вероятности, откажется от страхования.

    Г-н  Б владеет таким же домом. Он рассеян  и легкомыслен (и знает об этом), он нередко забывает о чайнике, оставленном  на газовой плите, курит в постели  и т. д. Да и соседи его не лучше, что дополнительно повышает вероятность пожара. В целом для г-на Б она оказывается значительно выше 1/1000 скорее всего, застрахует свой дом.

    Итак, владельцы домов, вероятность пожара в которых меньше 1/1000 откажутся  от страхования, а те, для кого вероятность выше этого уровня, - купят страховку. Но вероятность, равная 1/1000 исчислена по всем строениям рассматриваемого типа; она равна среднему значению из индивидуальных вероятностей для отдельных домов. Но все застрахованные на рассматриваемых условиях дома характеризуются вероятностью пожара, превышающей 1/1000. Допустим, что в целом для застрахованных домов эта вероятность составит 1/1000 и что фирма с учетом этого обстоятельства удваивает размер страхового взноса. Но на этих условиях откажутся страховаться и те владельцы домов, для которых вероятность пожара лежит между 1/1000 и 2/1000.

    Рассмотрим  ситуацию в более общем виде. Пусть  объекты страхования имеют различные  вероятности рi наступления страхового случая в течение периода страхования и для множества объектов средняя вероятность равна Р. Рисконейтральная страховая фирма, функционирующая без затрат, устанавливает страховой взнос в размере доли Р от стоимости объекта. Но владельцы объектов, для которых рi < Р, откажутся от страхования. Согласятся только те, для которых рi ≥ Р. Возможно ли равновесие на таком рынке? Условие равновесия состоит в том, чтобы величина Р оказалась средней из которых рi для таких объектов, для каждого из которых выполняется неравенство которых рi ≤ Р. Это возможно только в том случае, если значение Р равно максимальному из всех встретившихся значений рi. Если все объекты характеризуются различными вероятностями наступления страхового случая, то застрахованным окажется только один, "наихудший", объект.

      В этом случае оба участника  сделки не получат никакой  выгоды, но и не понесут никаких  потерь. Заметим, что и при полной  информированности обеих сторон  о вероятности страхового случая  возможны будут лишь сделки  с нулевым эффектом, если все  участники сделок рисконейтральны: равновесные страховые взносы будут различны и в каждом случае равны рi. А если учесть трансакционные затраты, налоги и т. д., то страхование в рисконейтральной среде вообще окажется невозможным. Таким образом, несклонность страхователей к риску - необходимое условие добровольного страхования при любом распределении информации.

      В действительности, как мы знаем,  страхование существует, и страхуется не единственный объект, так как предположение о безразличии хозяйственных субъектов к риску не соответствует реальности. Можно утверждать, что все лица, заключившие договоры добровольного страхования, не склонны к риску. Однако сделанный нами вывод об эффекте асимметрии остается в силе, хотя и в несколько ослабленной форме: число заключенных сделок существенно меньше, чем при симметричном распределении информации, а множество застрахованных объектов характеризуется более высоким общим уровнем вероятности наступления страховых случаев.

    Итак, кто бы ни обладал большей полнотой информации - продавец или покупатель, - асимметричное распределение информации приводит к полному или частичному вытеснению с рынка "хороших" товаров "плохими". Это явление получило название неблагоприятного отбора (возможно, по контрасту с биологическим естественным отбором - отбором благоприятных свойств). Ущерб от неблагоприятного отбора терпят и продавцы хороших товаров, и покупатели, и страховые фирмы, и страхователи, словом, участники всех рынков, на которых этот эффект оказывается значительным. 

    5 Предельная норма  замещения.

    Анализ  соотношения потребностей и спроса и их влияния на цены начали применять представители теоретического направления, получившего название «маржинализм» (marginal - предельный). Из отдельного направления маржинализм в настоящее время превратился в распространенный элемент методологии экономической науки. Аналитический аппарат маржинализма способствовал изучению механизма рынка, выявлению условий рыночного равновесия, особенностей рыночного ценообразования и т.п.

    Одним из главных положений маржинализма является принцип рационального поведения человека в рыночной экономике, принцип экономического человека. В соответствии с этим принципом экономический процесс предстает в виде взаимодействия субъектов, добивающихся оптимизации своего благосостояния. Однако рациональными могут признаваться разные результаты деятельности субъекта, так как никто, кроме самого субъекта, не может дать точную оценку его действиям. Поэтому маржинализм часто определяют как субъективное течение экономической мысли.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Экономика»