Контрольная работа по дисциплине «Экономика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на теоретические вопросы и решение задач.

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика 12 вар для Ивановой.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

    Контрольная работа по дисциплине «Экономика»

    Вариант 12. 

    1 Равновесие спроса  и предложения.  Рыночная цена

    Рыночное равновесие - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

    Рыночное  равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

    Когда "потолок цен" устанавливается  ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

    Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис.1

    

    Рис. 1. Рыночное равновесие

    Выделяют  четыре варианта влияния сдвигов  кривых спроса и предложения на цену и объем благ.

    Увеличение  спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.

    Уменьшение  спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.

    Увеличение  предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный  объем блага.

    Уменьшение  предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

    Используя указанные четыре варианта изменения  спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную  точку в случае любых колебаний  спроса и предложения.

    Однако  не всегда "срабатывают" названные  выше "четыре правила" спроса и  предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно  усложняет анализ реальных экономических  явлений и процессов.

    Научно  обоснованный метод анализа спроса и предложения предполагает необходимость:

    а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль  кривой;

    б) соблюдать все остальные условия равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным изменением других факторов.

    Изложенная  выше модель рынка статическая, поскольку  распространяется на определенный фиксированный период (год, квартал, месяц), связи ее переменных во времени не анализируются. Включение в модель зависимости спроса, предложения и цен во времени трансформирует модель в динамическую модель.

    Если  допустить, что под воздействием спроса реакция предложения будет более медленной, возникает иной вариант, который в экономической науке называется "паутинообразной моделью", предполагающей, что осуществление нового состояния равновесия устанавливается соотношением определенных параметров функций спроса и предложения.

    Цена - денежное выражение стоимости товара. Величина цены товара определяется: а) стоимостью самого товара; б) стоимостью денежного материала (золота); в) соотношением спроса и предложения. Превышение спроса над предложением вызывает повышение величины цены над стоимостью, а превышение предложения над спросом ведет к отклонению цены ниже стоимости. При равенстве спроса и предложения устанавливается цена равновесия. Цена выступает одним из важных показателей, характеризующих состояние и динамику уровня жизни населения. Следовательно, в цене отражаются многообразные экономические и социальные процессы функционирования общества.

    Различают действующую и реальную цены товара.

    Действующая цена товара представляет собой его  номинальную цену.

    Реальная (сопоставимая) цена товара представляет собой цену, рассчитанную относительно совокупного показателя цен, такого как индекс на потребительские товары (ИПЦ).

    ИПЦ фиксирует, как стоимость большого набора товаров на рынке меняется во времени относительно обширной совокупности потребителей. В микроэкономике чаще всего используются сопоставимые, а не действующие цены на товары. Относительные цены сопоставимы, когда имеется общая база сравнения. Изменение цен в денежных единицах предполагает реальную покупательную способность денежных знаков. Сопоставимые цены рассчитываются по агрегированному индексу цен, такому как ИПЦ.

    Различают учетную, стимулирующую и распределительную (перераспределительную) функции.

    Учетная функция отражает в цене результаты хозяйствования.

    Стимулирующая функция цены влияет на эффективность  производства, внедрение новейшей техники  и технологии, ресурсосбережение, повышение  качества продукции.

    Распределительная (перераспределительная) функция учитывает  в цене налог на добавленную стоимость  и другие формы централизованного чистого дохода, поступающего в бюджеты различных уровней государственной структуры. Использование распределительной функции цены позволяет обществу решать социальные проблемы.

    Между категориями "рынок" и "цена" существуют самые тесные взаимосвязи. Необходимо знать, как формируются цены на конкурентных и неконкурентных рынках, анализом которых занимается микроэкономика. Рыночное ценообразование - это синтез рынка и цены, который происходит без централизованного руководства со стороны государства. 

    2 Предприятие как  хозяйствующий субъект  экономики

    В развитой рыночной экономике действуют  три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия (различных форм собственности) и государство, которое выступает в качестве коллективного предпринимателя. Основными хозяйствующими субъектами, которые сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала (имущества), являются предприятия в различных организационно-правовых формах и их объединения.

    Под предприятием понимается самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие после государственной регистрации (в установленном порядке) приобретает статус юридического лица, под которым пони мается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имущес-твом, от своего имени приобретающая и осуществляющая имущественные и личные неимущественные права, несущая обязанности и выступающая истцом и ответчиком в суде. Следовательно, предприятие как юридическое лицо приобретает все права и несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством, другими федеральными законами и постановлениями правительства. Предприятие как самостоятельно действующий субъект должно иметь самостоятельный баланс или смету, свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму (вид).

    Предприятие как юридическое лицо в соответствии с первой частью Гражданского кодекса  РФ (ст. 52,п.1) действует на основании устава, либо учредительного дoгoвopa (в зависимости от организационно-правовой формы либо устава и учредительного договора).

    Если  в соответствии с утвержденными  и зарегистрированными в установленном учредительными документами порядке предприятие преследует извлечение прибыли в качестве основной цели, то оно является коммерческой организацией. Предприятие как юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющее полученную прибыль между его участниками, является некоммерческой организацией. Поэтому в случаях, предусмотренных законом, предприятие, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации данного вида (ст. 52, п. 1 ГК РФ).

    В первой части Гражданского кодекса  Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 1995 г., предприятие рассматривается как объект гражданских правоотношений, а в качестве субъекта выступают юридические. и физические лица как частные предприниматели. Как субъекта гражданских правоотношений выступают государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые являются также юридическими лицами и коммерческими организациями. Правовой статус вышеназванных предприятий в хозяйственных отношениях определяется правом собственности, правом хозяйственного ведения либо правом оперативного .управления.

    Основными характерными чертами предприятия  являются производственно-техническое единство, выражающееся в общности процессов производства; организационное единство – наличие единого руководства, плана; экономическое единство, проявляющееся в общности материальных, финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы.

    Предприятие не только хозяйствующий субъект, но юридическое лицо.

    Юридическим лицом признается организация, которая  имеет в собственности, в хозяйственном ведение или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять различные права, нести обязанности, быть истцом  или ответчиком.

    Юридическое лицо должно иметь самостоятельный  баланс или смету.

    В зависимости от цели и деятельности юридические лица подразделяются на две категории:

    1)     коммерческие организации;

    2)     некоммерческие.

    Цель  коммерческой организации – это  получение прибыли от своей деятельности. Некоммерческие организации такой цели не ставят.

    Коммерческие  организации могут быть созданы  только в определенной организационно-правовой форме. Организационно-правовая форма  – это система норм, которая определяет отношения между партнерами по предприятию с одной стороны и отношения этого предприятия с другими предприятиями и физическими лицами.

    Несмотря  на отличия между отдельными предприятиями, мы можем выделить общие положения, которые характеризуют экономику предприятия:

    1)     наличие обособленного имущества;

    2)     расходы (затраты), которые характеризуют стоимость потребленных ресурсов;

    3)     доходы, которые характеризуют результат  деятельности предприятия;

    4)     капиталовложение (инвестиции), которые  характеризуют воспроизводственный процесс, т.е. способность предприятия осуществлять свою деятельность сколь угодно.

    Основные  вопросы экономики предприятия:

    1.     Как формируется имущество и  ресурсы предприятия?

    2.     Как формируются доходы предприятия?

    3.     Как управлять затратами?

    4.     Как осуществить инвестиции?

    Необходимо  помнить, что предприятие представляет собой сложную систему, имеющую  внутреннюю среду (структуру) и внешнюю среду.  При этом предприятие является открытой системой, т.е. его внутренняя структура активно взаимодействует с внешней средой.

    3. Предприятие как имущественный комплекс включает все виды имущества (хозяйственные средства), которые необходимы для осуществления производственной деятельности. Имущество предприятия неоднородно и классифицируется по различным признакам.

    Прежде  всего, имущество классифицируется по составу и по источникам формирования.

    По  составу выделяют:

    1)     внеоборотные активы;

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Экономика»