Контрольная работа "Менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

1.Отличительные особенности школы «поведенческих наук» от школы человеческих отношений.
2.Суть и назначение кооперации и разделения труда.
+две задачи

Работа содержит 1 файл

Контрольная менеджмент.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь 

Белорусский государственный  университет

информатики и радиоэлектроники 

Факультет заочного обучения

Кафедра менеджмента 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине

«Менеджмент» 
 
 
 
 

                  Группа  701503 курс   4

                  Студент Пушкарчук Татьяна

                  Леонидовна

                  № зачетной книжки 701503-35

                  Проверил: Феденя Александр Константинович     
                   
                   
                   
                   

Минск 2011 

6. Раскройте отличительные  особенности школы  «поведенческих наук»  от школы человеческих  отношений.

     Школа человеческих отношений (1930 – 1950).

     Основателем школы человеческих отношений является американский психолог Элтон Мэйо (1880-1949). На рубеже тридцатых годов в США  стали формироваться предпосылки, приведшие позже к качественно  иной ситуации в менеджменте. Мэйо обнаружил, что четко разработанные операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Позднее исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, показали, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

     Исследователи этой школы исходили из того, что  если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности у работников возрастает, что естественно ведет к увеличению производительности. И в самом деле, «только человеческие ресурсы способны производить экономические результаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно лучше использовать, но их выход никогда не будет больше, чем сумма входов»

     Цель  сторонников этой школы состояла в том, чтобы попытаться управлять, воздействуя на систему социально-психологических  факторов. Школа человеческих отношений  явилась попыткой менеджмента рассматривать  каждую организацию как социальную систему.

     Элтон Мэйо считал, что организация обладает единой социальной структурой. И задача менеджмента состоит в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям между членами организации развивать плодотворные неформальные связи, которые сильно влияют на результаты деятельности. Таким образом, формальная организация дополнялась бы неформальной структурой, которая расценивается как необходимый и существенный компонент эффективной деятельности организации.

     Свои  выводы Э.Мэйо основывал прежде всего  на известных хоуторнских экспериментах, проведенных в рабочих группах на Хоуторнском заводе фирмы «Вестерн Электрик К0» (Чикаго) в США в 1924 – 1936 годах, которые можно представить следующим образом:

  • Выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями. Группове нормы по существу являются неписанными правилами, регулирующими неформальную организацию.
  • Рабочие гораздо чаще действуют или принимают решения как члены группы, нежели как индивиды; поведение их в большинстве случаев обусловливается групповыми нормами.
  • Особое значение имеют неформальные лидеры для достижения целей группы, установления и поддержания групповых норм. Лидер группы – это человек, чья деятельность в наибольшей степени совпадает с групповыми нормами.

Достижение  Мэйо и его последователей в анализе неформальной структуры было доказательство необходимости расширения границ организационного анализа за пределы должностной структуры.

    Школа поведенческих наук (1930 – по настоящее время).

    Начало  новому течению науки управления положил Ч. Барнард. Первые свои работы он посвятил проблемам корпорации человеческой деятельности. Барнард начал свое конструирование теоретической модели кооперативных систем с индивида как дискретного существа. Вместе с тем каждый индивид не действует в одиночку вне сотрудничества и отношений с другими людьми. Индивиды уникальны, независимы и обособлены, в то время как организации кооперативны. Будучи независимыми индивидами, люди могут выбирать, входить им или нет в ту или иную кооперативную систему.

     Сохранение кооперации зависит от двух условий: от ее результативности и от присущей ей эффективности. Результативность характеризует достижение кооперативной цели и является социальной по своей природе, тогда как эффективность относится к удовлетворению индивидуальных мотивов и личностна по своему характеру. Функции менеджера как раз и состоят в том, чтобы обеспечить совпадение кооперативного компонентов организации.

     Центральная роль в кооперативных системах принадлежит, по Бернарду, управляющим, в функции  которых входят разработка утонченного искусства принятия решений, продумывание системы коммуникаций, включая схему организации и структуру управленческого персонала.

     Исследователи школы поведенческих наук впервые  дали научное обоснование роли мотивов  и потребностей человека в его трудовой деятельности. Они рассматривали мотивы как главный показатель отношения людей к труду. Структура мотивов выступает как внутренняя характеристика труда. Положительная мотивация – главный фактор успешности выполнения работы. В теории менеджмента изучение мотивации составляет особое направление. Значительный вклад в эту область внесли А.Маслоу, Ф. Херцберг, Дуглас МакГрегор.

    Отличительные особенности школы  «поведенческих наук»  от школы человеческих отношений.

    Школа поведенческих наук была преемницей школы человеческих отношений, поэтому многое из их учений созвучны. Однако спустя некоторое время некоторые представители школы человеческих отношений отделились от основного течения и сформировали новое, где упор также был сделан на человеческий фактор. Чем же отличаются эти похожие, казалось бы, школы?

    Школа поведенческих бихевиористических наук - концептуальный подход к управлению, который вырос из движения за человеческие отношения, сложившегося после второй мировой войны. Он основан на передовых концепциях психологии и социологии. Поведенческая школа занималась тем, что помогала сотрудникам полностью реализовать свой потенциал, применяя концепции поведенческих наук и проектирование организации и управлению ими, повышая тем самым их эффективность.

    Школа поведенческих наук значительно отличается от школы человеческих отношений, отдав приоритет методам налаживания межличностных отношений. Она изучала поведение человека в производственной среде и зависимость производительности его труда от морально-психологических факторов.

    Сторонники  школы человеческих отношений считали, что эффективность управления определяется неформальной структурой и, прежде всего – малой группой, взаимодействием людей и общим контролем, самодисциплиной и возможностями карьерного и творческого роста, коллективным вознаграждением, отказом от узкой специализации и единоначалия, демократическим стилем руководства, соответствием структуры людям, а не наоборот. Считалось, что социальной опорой могут быть только малые рабочие группы, основанные на интимно-личных, доверительных контактах людей.

    Отличительные черты теории «человеческих отношений» - соединение формальной и неформальной структур власти, узкая специализация  и широкое участие рядовых  людей в управлении, внедрение  новых форм организации труда, которые повышают мотивацию и удовлетворённость работой, преувеличение роли малой группы и солидарности. Сторонники данного подхода, несмотря на различия между ними, были едины в одном: жёсткая иерархия подчинённости, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека. Отсюда – поиск новых организационных структур, новых форм труда и новых методов мотивации работника.

    Таким образом, рассмотрев вопрос о сходствах  и различиях школ поведенческих  наук и человеческих отношений, можно сделать вывод о следующем: Школы созданы на основе гуманистического отношения к трудящимся, учитывают влияние человеческого фактора на процесс производства, содержат в себе не только узкие теоретические мышления, но и разработки и принципы таких наук как психология, социология, математика, кибернетика. Школа поведенческих наук и школа человеческих отношений показали, что заработная плата не является для работника единственным стимулом к высокопроизводительному эффективному труду. Однако, выделившись из русла «человеческих отношений», школа поведенческих наук более детально изучает методы налаживания межличностных отношений в коллективе. Наиболее характерным для системы управления в настоящее время является тенденция к интернационализации менеджмента, объединение теоретических и практических разработок специалистов разных стран, разных областей социальных наук, их коллективное творчество в этой области знаний.

 

35. Опишите суть и назначение кооперации и разделения труда.

      

    Современному  производству  свойственно  обособление  отдельных  процессов и работ, что позволяет специализировать орудия труда и работников,   сокращать  производственный  цикл,  повышать  производительность  труда.  С  другой  стороны,  труд  всех  работающих  на  предприятиях  является  трудом  коллективным.  Его  результаты зависят  от  того,  в  какой  степени  обеспечено  соблюдение  необходимых  количественных  и  качественных  пропорций  в  распределении труда по отдельным звеньям производства и рабочим местам,    12 кооперация  труда отдельных исполнителей  и первичных производственных  коллективов. 

    Обособление  отдельных  процессов  и  работ  предполагает,  в  первую  очередь,  разделение  труда.  Под  разделением  труда  на  предприятии,  понимается  разграничение  деятельности  работающих  в  процессе  совместного труда, их специализация на выполнении определенной части  совместной работы. 

    По  мере  развития  техники  и  технологии  производственные  процессы  усложняются,  что  вызывает  развитие  и  углубление  разделения  труда  на  предприятиях. Это  связано  с тем, что  формы  разделения  труда существенно  влияют  на  специализацию,  планировку  и  оснащение  рабочих  мест,  их  обслуживание,  методы  и  приемы  труда,  его  нормирование.  Путем  рационализации форм разделения и кооперации труда, обеспечивается полная и  равномерная загрузка исполнителей, координация и синхронность их работы. 

    Значение  разделения  труда,  как  с  экономической,  так  и  с  социальной  стороны, чрезвычайно  велико.  Благодаря ему,  все усложняющиеся трудовые  процессы  распадаются  на  менее  сложные  элементы,  выполняемые  определенными  профессиональными  и  квалификационными  группами  работников. Это, с одной стороны, повышает мастерство и трудовые навыки  исполнителей и сокращает сроки их профессиональной подготовки, а с другой -  за счет обособления и относительного упрощения отдельных операций создает  основу  для  механизации  и  автоматизации  выполнения  операций,  что  многократно повышает производительность труда. 

    Внутрипроизводственное  разделение  труда  заключается  в  выделении  различных видов  работ, представляющих собой частичные  производственные  процессы,  и  закрепление  их  за  определенными  работниками  с  целью  повышения  производительности труда на основе ускорения усвоения рабочими  трудовых  навыков,  специализации  орудий  труда  и  рабочих  мест,  параллельности  выполнения  операций.  Число  частичных  процессов ( видов  работ)  определяется  организационно-техническими  особенностями  предприятия. Разделения труда на предприятии одновременно производятся в  следующих основных формах: 

    -  технологическое; 

    -  функциональное; 

    -  профессиональное; 

    -  квалификационное. 

    Технологическое  разделение  труда  осуществляется  на  основе  расчленения  процесса  производства  на  стадии ( заготовительную,  обрабатывающую,  сборочную),  переделы,  фазы,  частичные  технологические  процессы  и  операции.  В  рамках  технологического  разделения  труда  применительно  к  отдельным  видам  работ,  в зависимости от  степени дифференциации  трудовых  процессов различается пооперационное,  предметное и подетальное разделение труда.   

Информация о работе Контрольная работа "Менеджмент"