Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:14, курсовая работа
В современных условиях процесс управления предприятием требует комплексного решения многочисленных проблем с использованием новых подходов к управлению. Проблемы возникают под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, относятся быстро изменяющаяся экономическая ситуация в России, рыночные критерии эффективности, неопределенность правовой стороны деятельности предприятия, конкуренция. Внутренним фактором является среда принятия решения, которая в последнее время чаще всего является неопределенной. Условия неопределенности связанны с недостаточностью и неполнотой информации для оперативного управления предприятием.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Контроллинг как инструмент управления предприятием…………………...5
1.1 Предпосылки формирования, развития и внедрения контроллинга…...7
1.2 Сущность контроллинга. Цель онтроллинга……………………….…...12
1.3 Процесс контроллинга……………………………………………………14
1.4 Контроллинг персонала…………………………………………………..15
2 Информационная поддержка контроллинга…………………………………18
3 Создание системы контроллинга на предприятии…………………………..24
3.1 Структура и состав системы онтроллинга……………………….……...25
3.2 Создание системы контроллинга на предприятии……………………...26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………..30
3 СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ
КОНТРОЛЛИНГА НА
ПРЕДПРИЯТИИ
Основная задача системы контроллинга – анализировать информацию, а, следовательно, основной ресурс для проведения данной работы – люди (сотрудники конкретной организации).
Для организации работы службы контроллинга необходимы аналитики (специалисты) для того, чтобы исследовать потоки информации между подсистемами системы менеджмента и между подсистемами и элементами системы менеджмента.
Служба контроллинга входит в состав финансово-экономических служб предприятия.
При создании службы контроллинга на предприятии необходимо учитывать следующие основные требования:
-
служба контроллинга должна
-
служба контроллинга должна
-
служба контроллинга должна
-
служба контроллинга должна
-
служба контроллинга должна
Организация службы контроллинга зависит от организационной структуры предприятия, вида деятельности (работ, услуг) и от желания руководителя.
Служба контроллинга может состоять из двух, трех человек, может из десяти, двадцати, а может представлять собой отдельные независимые службы, которые функционируют независимо друг от друга, но подчиняются главной службе контроллинга (главному контроллеру).
Для малого предприятия достаточно 3-4 высококвалифицированных человек, которые будут выполнять роль аналитической службы и обеспечивать руководителей (финансового директора, коммерческого директора) оперативной информацией. При необходимости службу контроллинга можно расширить.
Что
касается организации службы контроллинга
в корпорации (холдинге), то отдел
контроллинга необходимо формировать
на каждом предприятии. Причем управление
этими службами ведется из головной
(управляющей) компании.
3.1 Создание службы контроллинга на предприятии
Поскольку основная задача системы контроллинга – анализировать информацию, то можно сказать, что основной ресурс для проведения данной работы – люди (сотрудники конкретной организации). Да, именно сотрудники организации, так как они должны постоянно находиться в компании, знать ситуацию, в которой находится организация в конкретный момент времени, регулярно получать и анализировать всю поступающую к ним информацию.
Итак, для организации работы службы контроллинга необходимы аналитики (специалисты) для того, чтобы исследовать, в первую очередь, горизонтальные связи между подсистемами системы менеджмента и вертикальные связи между подсистемами и элементами системы менеджмента. Вернее сказать, исследовать потоки информации между ними.
Для эффективной работы службы контроллинга необходимо, чтобы вся информация передавалась в службу контроллинга.
Служба контроллинга входит наряду с бухгалтерией, финансовым отделом, планово-экономическим отделом в состав финансово-экономических служб предприятия. Поскольку основная функция контроллинга на предприятии – анализ и управление затратами и прибылью, служба контроллинга должна иметь возможность получать всю необходимую ей информацию и претворять ее в рекомендации для принятия управленческих решений высшими руководителями предприятия.
При создании службы контроллинга на предприятии необходимо учитывать следующие основные требования:
-
служба контроллинга должна
-
служба контроллинга должна
-
служба контроллинга должна
-
служба контроллинга должна
-
служба контроллинга должна
3.2 Структура и состав службы контроллинга
Стандартной структуры службы контроллинга не существует. Построение службы контроллинга зависит от организационной структуры предприятия, вида деятельности (работ, услуг), а главное от желания руководителя, то есть, что хочет получать от работы службы контроллинга руководитель, какое место он отводит данной службе на предприятии.
В состав службы контроллинга может входить два, три человека, десять, двадцать, а может представлять собой отдельные независимые службы, которые функционируют независимо друг от друга, но подчиняются главной службе контроллинга (главному контроллеру).
Опыт внедрения контроллинга на ряде крупных российских предприятий показывает, что рациональным является следующий состав службы контроллинга:
- начальник службы контроллинга;
- контроллер-куратор цехов;
-
контроллер-специалист по
-
контроллер-специалист по
Начальник службы контроллинга – наиболее квалифицированный специалист с достаточным опытом работы на предприятии, который «изнутри» знает, как организованы бухгалтерия и плановый отдел на предприятии. Начальник службы контроллинга должен знать бухгалтерский учет и разбираться в технологических вопросах работы своего предприятия. Начальник службы контроллинга несет ответственность за выходящие документы, аналитические расчеты и прогнозы перед своим непосредственным начальником – заместителем директора по экономике (финансовым директором), а также перед генеральным директором. Такое положение предъявляет повышенные требования к квалификации и интеллектуальным возможностям начальника службы контроллинга.
Контроллер-куратор цехов – квалифицированный специалист, знакомый с организацией работы и проблемами всех цехов предприятия, понимающий суть работы и технологические аспекты работы каждого цеха. Если предприятие очень крупное и цехов много (больше 10), то на эту должность требуются два человека, которые разделят между собой цеха по группам (например, один возьмет цеха основного производства, другой – вспомогательного).
На
эту должность целесообразно
приглашать экономистов цехов (можно
молодых), экономистов планово-
Контроллер-специалист
по управленческому учету –
Если
объемы обрабатываемой информации в
службе контроллинга велики, то создается
должность контроллера-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные
условия функционирования любой
организации диктуют
В настоящее время все большее количество руководителей стали уделять внимание разработке детальных планов (бюджетов) развития организации. Для их разработки необходимо исследовать, а затем и проанализировать множество факторов. Для выполнения данной работы необходим специалист в этой области, которого называют контроллер. В связи с этим увеличилась потребность в специалистах по данным вопросам.
Кроме того, руководству необходимо самому иметь представление о том, что это за процесс. Поэтому в последнее время возрастает потребность в дальнейшем развитии теории и практики контроллинга.
В работе основное внимание было уделено понятию контроллинга, его функций и задач. Кроме того, было рассмотрено, что такое оперативный, стратегический контроллинг, каковы их задачи, каковы их формы.
Было рассмотрено, кто такой контроллер, каковы его основные задачи, функции и обязанности. Отдельно внимание было уделено организации контроллинга на предприятии. Также было рассмотрено применение контроллинга в различных областях предпринимательской деятельности.
В
качестве инструмента менеджмента
контроллинг является системой информационно-аналитической и методической
поддержки руководителей в процессе анализа,
планирования, принятия управленческих
решений и контроля по всем функциональным
сферам деятельности компании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Бурцев В.
Характеристика системы
2. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху; Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. – М.: АО «Интерэксперт», Экономика, 2000.
3. Васенев К.
Оперативное планирование в
4. Васенев К. Расчет затрат в контроллинге // РЦБ. Управление компанией. 2002. №3.
5. Гереке Р. Контроллинг на предприятии. – М., 2004.
6. Гиляровская
Л. Контроллинг как база
7. Дайле А. Практика контроллинга. – М.: Финансы и статистика, 2001.
8. Данилочкина
Н.Г. Контроллинг как
9. Данилочкина Н.Г. Контроллинг – сервисная служба для менеджера // РЦБ. Управление компанией: Аналитический журнал. 2001. №2.
10. Контроллинг
в бизнесе. Методологические и
практические основы
11. Королев А.Ю. Контроллинг и анализ основных показателей бюджета // Финансы. 1999. №11.
12. Лагутин В.
Особенности формирования
13. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000.
Информация о работе Контроллинг как инструмент управления предприятием