Контроллинг как инструмент управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях процесс управления предприятием требует комплексного решения многочисленных проблем с использованием новых подходов к управлению. Проблемы возникают под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, относятся быстро изменяющаяся экономическая ситуация в России, рыночные критерии эффективности, неопределенность правовой стороны деятельности предприятия, конкуренция. Внутренним фактором является среда принятия решения, которая в последнее время чаще всего является неопределенной. Условия неопределенности связанны с недостаточностью и неполнотой информации для оперативного управления предприятием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Контроллинг как инструмент управления предприятием…………………...5
1.1 Предпосылки формирования, развития и внедрения контроллинга…...7
1.2 Сущность контроллинга. Цель онтроллинга……………………….…...12
1.3 Процесс контроллинга……………………………………………………14
1.4 Контроллинг персонала…………………………………………………..15
2 Информационная поддержка контроллинга…………………………………18
3 Создание системы контроллинга на предприятии…………………………..24
3.1 Структура и состав системы онтроллинга……………………….……...25
3.2 Создание системы контроллинга на предприятии……………………...26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ПО КОНТРОЛЛИНГУ.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

    ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

    Кафедра государственного и муниципального управления 
     
     
     
     

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    по  контроллингу

Контроллинг как инструмент управления предприятием. 
 
 
 
 

Проверила:

Машунина  Ю.К. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Владивосток 2011

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3

1  Контроллинг  как инструмент управления предприятием…………………...5

    1.1 Предпосылки  формирования, развития и внедрения   контроллинга…...7

    1.2 Сущность  контроллинга. Цель онтроллинга……………………….…...12

    1.3 Процесс  контроллинга……………………………………………………14

    1.4 Контроллинг  персонала…………………………………………………..15

2 Информационная  поддержка контроллинга…………………………………18

3 Создание системы контроллинга на предприятии…………………………..24

    3.1 Структура  и состав системы онтроллинга……………………….……...25  

    3.2 Создание  системы контроллинга на предприятии……………………...26

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………………..30 

 

      ВВЕДЕНИЕ

     В современных условиях процесс управления предприятием требует комплексного решения многочисленных проблем  с использованием новых подходов к управлению. Проблемы возникают  под воздействием как внешних, так  и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, относятся быстро изменяющаяся экономическая ситуация в России, рыночные критерии эффективности, неопределенность правовой стороны деятельности предприятия, конкуренция. Внутренним фактором является среда принятия решения, которая в последнее время чаще всего является неопределенной. Условия неопределенности связанны с недостаточностью и неполнотой информации для оперативного управления предприятием.

     Поэтому необходим некий инструмент, который  позволит:

     - своевременно выявлять неблагоприятные ситуации внутри предприятия;

     - верно определять и ставить  цели перед руководством предприятия;

     - выявлять причины, вызвавшие неблагоприятную  ситуацию;

     - обеспечивать информационную поддержку  управления бизнес-процессами на  предприятии;

     - прогнозировать изменение состояния  дел на предприятии под воздействием  тех или иных управленческих  воздействий, или тех или иных  факторов внешней или внутренней  среды.

     Для решения вышеописанных задач  современные условия функционирования предприятий предлагают использование такого инструмента, как контроллинг.

     Контроллинг – инструмент, позволяющий оперативно получать и обрабатывать информацию, на основе которой принимаются оперативные  и стратегические управленческие решения. Контроллинг занимает особое место в системе управления предприятием.

     В западных странах контроллинг успешно  работает. А что касается России, то это направление для российских предприятий новое, и службы (отделы) контроллинга встречаются в России очень редко. В настоящее время  руководители многих крупных и средних предприятий делают попытку организации службы контроллинга на своих предприятиях.

     В работе будет рассмотрена теоретическая  основа контроллинга: вы узнаете о  сущности, целях, задачах, функциях контроллинга, о видах контроллинга, об информационной поддержке контроллинга, о создании системы контроллинга, о службе контроллинга на предприятии, ее структуре и составе, о контроллере, как об основном элементе службы контроллинга. Кроме того, в данном учебном пособии будет рассмотрен прикладной контроллинг в различных сферах предпринимательской деятельности, а именно: контроллинг маркетинга, финансов, логистики, инвестиций, инноваций. 

 

      1 КОНТРОЛЛИНГ КАК  ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ  ПРЕДПРИЯТИЕМ 

     Контроллинг – новый инструмент в теории и  практике управления, который совмещает в себе элементы бюджетирования, управленческого учета, экономического анализа и управления.

     Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для осуществления основных функций управления (менеджмента): планирование, организация, руководство, мотивация и контроль, а также служит вспомогательным инструментом для адекватного понимания ситуации внутри организации для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.

     Причины появления на современных предприятиях контроллинга:

     - повышение нестабильности внешней  среды;

     - смещение акцента с контроля  прошлого на анализ будущего;

     - реакции на изменения внешней  среды;

     - повышение гибкости предприятия;

     - необходимость в непрерывном  отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;

     Цель  контроллинга – организовать процесс  управления таким образом, чтобы  достичь все цели, которые ставит руководство предприятия.

     Задачи  контроллинга:

     - создание информационной системы  поддержки принятия управленческих решений на базе данных, поступающих из бухгалтерского, производственного и управленческого учетов;

     - планирование деятельности предприятия;

     - оперативный контроль деятельности  всех структурных подразделений  и всей организации в целом;

     - координация деятельности системы управления организацией.

     Теперь  рассмотрим функции контроллинга. Вначале  говорилось, что основная цель контроллинга – достижение поставленных перед  организацией целей, которые помогают осуществить функции контроллинга.

     Поскольку цели организации зависят от множества факторов, например, желания руководителя, деятельности конкурентов и иных факторов внешней и внутренней среды, то в определенные моменты времени цели перед организацией могут стоять абсолютно разные. Поэтому функций контроллинга может быть огромное количество. Перечислим основные функции контроллинга:

     - сбор и обработка информации  на разных «ярусах» системы  управления, необходимой для принятия  управленческих решений и планирования  деятельности организации;

     - формирование системы стратегического и оперативного планирования и поиск информации для осуществления данного процесса;

     - координация управленческой деятельности  по достижению поставленных целей;

     - разработка методов контроля  по реализации планов (бюджетов);

     - ведение контроля по реализации планов (бюджетов);

     - сбор, обработка информации в  ходе и после реализации плана,  ее анализ и предоставление  руководству организации для  принятия управленческих решений;

     - обеспечение рациональности управленческого  процесса;

     - исследование тенденций развития предприятия в условиях рыночной экономики.

     Контроллинг – это инструмент стратегического  и оперативного управления предприятием, согласно которому принимаются управленческие решения, ведущие к достижению поставленных целей перед организацией. В основе контроллинга лежит аналитическая работа (анализ поступающей информации в службу контроллинга), сравнение плановых показателей с фактическими, информационное обеспечение, координация работы всех подразделений организации. 

     1.1 Предпосылки формирования, развития и внедрения  контроллинга

     Исторические  сведения и доказательства возникновения  и существования контроллинга свидетельствуют  о его зарождении при королевских  дворах Англии и Франции. Затем некоторые  функции управления обособились, что привело к образованию отдельных систем в сфере управления предприятием, таких как системы планирования, системы внутреннего контроля, а в ней – как главная составляющая часть – внутренний аудит. Работа этих систем в большинстве развитых европейских стран удовлетворяет интересы и потребности менеджеров в управлении предприятием, и контроллинг как таковой не имеет там первостепенного значения. Напротив, в США и Германии значимость его все возрастает, что связано с историческими особенностями развития учетных систем, а также экономическими трудностями и проблемами в налогообложении этих стран.

     Предпосылки формирования и развития контроллинга как информационной системы были предопределены исторически. Профессор  Соколов Я. В., исследуя проблемы теории и истории учета, по этому поводу пишет, что наделение главного бухгалтера контрольной функцией (1895 г.) позволило ему «...быть судьей лиц, как принимающих управленческие решения, так и выполняющих их». Это приводит к тому, что у главного бухгалтера возникает возможность осуществлять еще одну важную функцию, она называется совещательной». Эта совещательная функция и есть не что иное, как контроллинг.

     Длительное  время бухгалтерский учет был  лишь средством регистрации хозяйственных  операций методом двойной записи и составления финансовой отчетности. Однако уже в начале двадцатого века стало ясно, что традиционный учет не в полной мере удовлетворяет потребности управления в условиях обострения конкуренции, усложнения технологии и организации производства. Отмечая недостатки бухгалтерского учета, ученые по-разному трактовали его роль в управлении и, в частности, в управлении затратами и результатами, однако едины были в том, что бухгалтерский учет не может одновременно с информационной функцией обладать еще свойствами аналитического и контрольного характера.

     Одной из фундаментальных работ, отражающих стремление к выработке вышеупомянутой концепции, явилось исследование С.А. Стукова «Система производственного  учета и контроля», в котором  автор обобщает передовой опыт (отечественный и зарубежный) организации производственного учета и контроля за рациональным использованием ресурсов.

     В определении производственного  учета, сформулированном С.А. Стуковым, прослеживаются основные элементы формируемой  концепции информации и управления: ибо автор подчеркивает следующее: «В дополнение к бухгалтерскому учету, который, главным образом, удовлетворяет нужды внешних органов и органов общегосударственной статистики, появляется качественно новый вид учета – производственный учет, который, в основном, на базе бухгалтерского учета должен синтезировать элементы всех видов хозяйственного учета, а также элементы экономического анализа, что обеспечит возможность активного наблюдения за величиной, направлением, целесообразностью и эффективностью расходования производственных ресурсов... Производственный учет – это качественно новое явление, результат синтеза ресурсо-контролирующей части бухгалтерского учета (при сохранении ведущей его роли), оперативно-технического, статистического учета и элементов экономического анализа и даже прогнозирование будущих хозяйственных событий».

     Следующий этап развития контроллинга связан, прежде всего, с разработкой механизмов калькулирования переменных затрат и учета по центрам ответственности. В результате этого в системе бухгалтерского учета была сформирована отдельная подсистема, которая использовала не только денежные измерения, была ориентирована не на потребности калькулирования продукции, а на принятие текущих управленческих решений.

     В связи с быстрыми изменениями в окружающей среде и необходимостью предвидения будущего происходит усиление роли стратегического управления. Если до этого контроллинг был ориентирован только на оперативное управление производством, то теперь он реализует и стратегические цели предприятия.

Информация о работе Контроллинг как инструмент управления предприятием