Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:14, курсовая работа
В современных условиях процесс управления предприятием требует комплексного решения многочисленных проблем с использованием новых подходов к управлению. Проблемы возникают под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, относятся быстро изменяющаяся экономическая ситуация в России, рыночные критерии эффективности, неопределенность правовой стороны деятельности предприятия, конкуренция. Внутренним фактором является среда принятия решения, которая в последнее время чаще всего является неопределенной. Условия неопределенности связанны с недостаточностью и неполнотой информации для оперативного управления предприятием.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Контроллинг как инструмент управления предприятием…………………...5
1.1 Предпосылки формирования, развития и внедрения контроллинга…...7
1.2 Сущность контроллинга. Цель онтроллинга……………………….…...12
1.3 Процесс контроллинга……………………………………………………14
1.4 Контроллинг персонала…………………………………………………..15
2 Информационная поддержка контроллинга…………………………………18
3 Создание системы контроллинга на предприятии…………………………..24
3.1 Структура и состав системы онтроллинга……………………….……...25
3.2 Создание системы контроллинга на предприятии……………………...26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………..30
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
государственного и муниципального
управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по контроллингу
Контроллинг
как инструмент управления предприятием.
Проверила:
Машунина
Ю.К.
Владивосток 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Контроллинг
как инструмент управления
1.1 Предпосылки формирования, развития и внедрения контроллинга…...7
1.2 Сущность
контроллинга. Цель онтроллинга……………………….…...
1.3 Процесс
контроллинга………………………………………………
1.4 Контроллинг
персонала…………………………………………………..
2 Информационная
поддержка контроллинга……………………
3 Создание системы контроллинга на предприятии…………………………..24
3.1 Структура
и состав системы онтроллинга……
3.2 Создание
системы контроллинга на
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………..30
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях процесс управления предприятием требует комплексного решения многочисленных проблем с использованием новых подходов к управлению. Проблемы возникают под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, относятся быстро изменяющаяся экономическая ситуация в России, рыночные критерии эффективности, неопределенность правовой стороны деятельности предприятия, конкуренция. Внутренним фактором является среда принятия решения, которая в последнее время чаще всего является неопределенной. Условия неопределенности связанны с недостаточностью и неполнотой информации для оперативного управления предприятием.
Поэтому необходим некий инструмент, который позволит:
- своевременно выявлять неблагоприятные ситуации внутри предприятия;
-
верно определять и ставить
цели перед руководством
-
выявлять причины, вызвавшие
-
обеспечивать информационную
-
прогнозировать изменение
Для
решения вышеописанных задач
современные условия
Контроллинг
– инструмент, позволяющий оперативно
получать и обрабатывать информацию,
на основе которой принимаются
В западных странах контроллинг успешно работает. А что касается России, то это направление для российских предприятий новое, и службы (отделы) контроллинга встречаются в России очень редко. В настоящее время руководители многих крупных и средних предприятий делают попытку организации службы контроллинга на своих предприятиях.
В
работе будет рассмотрена
1 КОНТРОЛЛИНГ КАК
ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЕМ
Контроллинг – новый инструмент в теории и практике управления, который совмещает в себе элементы бюджетирования, управленческого учета, экономического анализа и управления.
Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для осуществления основных функций управления (менеджмента): планирование, организация, руководство, мотивация и контроль, а также служит вспомогательным инструментом для адекватного понимания ситуации внутри организации для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
Причины появления на современных предприятиях контроллинга:
-
повышение нестабильности
- смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
- реакции на изменения внешней среды;
-
повышение гибкости
-
необходимость в непрерывном
отслеживании изменений,
Цель контроллинга – организовать процесс управления таким образом, чтобы достичь все цели, которые ставит руководство предприятия.
Задачи контроллинга:
-
создание информационной
-
планирование деятельности
-
оперативный контроль
- координация деятельности системы управления организацией.
Теперь
рассмотрим функции контроллинга. Вначале
говорилось, что основная цель контроллинга
– достижение поставленных перед
организацией целей, которые помогают
осуществить функции
Поскольку цели организации зависят от множества факторов, например, желания руководителя, деятельности конкурентов и иных факторов внешней и внутренней среды, то в определенные моменты времени цели перед организацией могут стоять абсолютно разные. Поэтому функций контроллинга может быть огромное количество. Перечислим основные функции контроллинга:
-
сбор и обработка информации
на разных «ярусах» системы
управления, необходимой для принятия
управленческих решений и
- формирование системы стратегического и оперативного планирования и поиск информации для осуществления данного процесса;
-
координация управленческой
- разработка методов контроля по реализации планов (бюджетов);
- ведение контроля по реализации планов (бюджетов);
-
сбор, обработка информации в
ходе и после реализации плана,
-
обеспечение рациональности
- исследование тенденций развития предприятия в условиях рыночной экономики.
Контроллинг
– это инструмент стратегического
и оперативного управления предприятием,
согласно которому принимаются управленческие
решения, ведущие к достижению поставленных
целей перед организацией. В основе
контроллинга лежит аналитическая работа
(анализ поступающей информации в службу
контроллинга), сравнение плановых показателей
с фактическими, информационное обеспечение,
координация работы всех подразделений
организации.
1.1 Предпосылки формирования, развития и внедрения контроллинга
Исторические сведения и доказательства возникновения и существования контроллинга свидетельствуют о его зарождении при королевских дворах Англии и Франции. Затем некоторые функции управления обособились, что привело к образованию отдельных систем в сфере управления предприятием, таких как системы планирования, системы внутреннего контроля, а в ней – как главная составляющая часть – внутренний аудит. Работа этих систем в большинстве развитых европейских стран удовлетворяет интересы и потребности менеджеров в управлении предприятием, и контроллинг как таковой не имеет там первостепенного значения. Напротив, в США и Германии значимость его все возрастает, что связано с историческими особенностями развития учетных систем, а также экономическими трудностями и проблемами в налогообложении этих стран.
Предпосылки формирования и развития контроллинга как информационной системы были предопределены исторически. Профессор Соколов Я. В., исследуя проблемы теории и истории учета, по этому поводу пишет, что наделение главного бухгалтера контрольной функцией (1895 г.) позволило ему «...быть судьей лиц, как принимающих управленческие решения, так и выполняющих их». Это приводит к тому, что у главного бухгалтера возникает возможность осуществлять еще одну важную функцию, она называется совещательной». Эта совещательная функция и есть не что иное, как контроллинг.
Длительное
время бухгалтерский учет был
лишь средством регистрации
Одной из фундаментальных работ, отражающих стремление к выработке вышеупомянутой концепции, явилось исследование С.А. Стукова «Система производственного учета и контроля», в котором автор обобщает передовой опыт (отечественный и зарубежный) организации производственного учета и контроля за рациональным использованием ресурсов.
В определении производственного учета, сформулированном С.А. Стуковым, прослеживаются основные элементы формируемой концепции информации и управления: ибо автор подчеркивает следующее: «В дополнение к бухгалтерскому учету, который, главным образом, удовлетворяет нужды внешних органов и органов общегосударственной статистики, появляется качественно новый вид учета – производственный учет, который, в основном, на базе бухгалтерского учета должен синтезировать элементы всех видов хозяйственного учета, а также элементы экономического анализа, что обеспечит возможность активного наблюдения за величиной, направлением, целесообразностью и эффективностью расходования производственных ресурсов... Производственный учет – это качественно новое явление, результат синтеза ресурсо-контролирующей части бухгалтерского учета (при сохранении ведущей его роли), оперативно-технического, статистического учета и элементов экономического анализа и даже прогнозирование будущих хозяйственных событий».
Следующий этап развития контроллинга связан, прежде всего, с разработкой механизмов калькулирования переменных затрат и учета по центрам ответственности. В результате этого в системе бухгалтерского учета была сформирована отдельная подсистема, которая использовала не только денежные измерения, была ориентирована не на потребности калькулирования продукции, а на принятие текущих управленческих решений.
В связи с быстрыми изменениями в окружающей среде и необходимостью предвидения будущего происходит усиление роли стратегического управления. Если до этого контроллинг был ориентирован только на оперативное управление производством, то теперь он реализует и стратегические цели предприятия.
Информация о работе Контроллинг как инструмент управления предприятием