Контроллинг как инструмент управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях процесс управления предприятием требует комплексного решения многочисленных проблем с использованием новых подходов к управлению. Проблемы возникают под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, относятся быстро изменяющаяся экономическая ситуация в России, рыночные критерии эффективности, неопределенность правовой стороны деятельности предприятия, конкуренция. Внутренним фактором является среда принятия решения, которая в последнее время чаще всего является неопределенной. Условия неопределенности связанны с недостаточностью и неполнотой информации для оперативного управления предприятием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Контроллинг как инструмент управления предприятием…………………...5
1.1 Предпосылки формирования, развития и внедрения контроллинга…...7
1.2 Сущность контроллинга. Цель онтроллинга……………………….…...12
1.3 Процесс контроллинга……………………………………………………14
1.4 Контроллинг персонала…………………………………………………..15
2 Информационная поддержка контроллинга…………………………………18
3 Создание системы контроллинга на предприятии…………………………..24
3.1 Структура и состав системы онтроллинга……………………….……...25
3.2 Создание системы контроллинга на предприятии……………………...26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ПО КОНТРОЛЛИНГУ.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

      В рамках контроллинга персонала для  измерения формирования стоимости  обращаются к показателям. В последние  годы в теории и практике были разработаны  многочисленные системы показателей для определения вклада работы с персоналом в конечный результат. Традиционно, эти системы показателей для кадрово-экономической сферы ориентируются на отдельные задачи по работе с персоналом.

      Создание  обширного каталога показателей  связано с существенными дополнительными затратами. Однако при многократном применении каталога эти значительные дополнительные затраты обращаются в преимущество постоянной работы именно с теми показателями, которые ориентированы на потребности предприятия. И все же при формировании систем показателей для сферы персонала необходимо обращать внимание на то, чтобы система показателей была сфокусирована на самые важные и релевантные для принятия решений величины. В противном случае возникает опасность перенасыщения получателей информацией. Кроме определения релевантных для управления предприятием величин и их соотношений, при составлении каталогов показателей нельзя забывать и об убедительности показателей.

 

      2 ИНФОРМАЦИОННАЯ  ПОДДЕРЖКА КОНТРОЛЛИНГА 

     Обоснование необходимости применения современных информационных технологий.

     Информация  – главный ресурс роста производительности предприятия. Требования, предъявляемые  к информации:

     - своевременность;

     - достоверность;

     - информация должна быть релевантна;

     - полнота информации;

     - полезность;

     - понятность;

     - регулярность поступления.

     Информация  позволяет:

     - установить стратегические цели  предприятия;

     - установить стратегические задачи  предприятия;

     - принимать обоснованные управленческие  решения;

     - координировать действия разрозненных подразделений.

     Контроллинг как система управления будущим. Система поддержки принятия решений. Цель разработки и внедрения системы  поддержки принятия решений. Основа системы поддержки принятия решений:

     - доставка данных и информации  из внутренних и из внешних источников;

     - управление данными и информацией;

     - представление информации в виде  диаграмм, графиков и т.д.;

     - анализ и синтез финансовой  и экономической информации.

     Целью создания системы является обеспечение  методической и информационной поддержки подготовки принятия решений по ключевым финансово-экономическим вопросам высшим руководством и менеджерами среднего звена предприятия на основе фактографического и статического анализа, прогноза финансовых и экономических показателей.

     Источники информации. Четыре потока информации: два внутренних потока и два внешних.

     Внешняя деловая среда (макросреда) – совокупность экономических и политических субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношения, складывающиеся между  ними и предприятием.

     Внешние потоки информации:

     - экономические потоки информации;

     - политические потоки информации;

     - конкурентные потоки информации;

     - международные потоки информации;

     - технологические потоки информации;

     - рыночные потоки информации;

     - социальные потоки информации.

     Внутренняя  деловая среда – это отношения  в коллективе, определяющие насыщенность информационных и интенсивность  коммуникационных потоков, а также  знания, закладываемые и порождаемые  в производстве.

     Внутренние  источники информации:

     - система внутрифирменного документооборота;

     - документы из электронных хранилищ;

     - документы на бумажных носителях;

     - транзакционные системы.

     Три информационные роли руководителя:

     - приемник информации;

     - распространитель информации;

     - представитель во внешнем мире.

     В условиях рыночной экономики, быстро изменяющегося состояния на рынке и жесткой конкуренции от руководства предприятия требуется постоянный контроль за деятельностью своей организации и всех процессов, которые в ней протекают (производство, управление, учет и т.д.). И чем лучше будет его осведомленность, тем более эффективным будет процесс управления, поскольку руководство будет иметь возможность принимать оперативные и стратегические управленческие решения. Поэтому возникает необходимость в создании информационной базы.

     Бумажные  носители информации в настоящее  время не популярны и служат некой  преградой на пути внедрения передовых  технологий управления. В этой связи  использование современных методов  сбора, обработки, хранения, анализа  и представления информации для подготовки управленческих решений является одним из важнейших рычагов развития бизнеса.

     Информационные  потоки обеспечивают нормальную работу предприятия. Создание системы информационной поддержки предприятия для службы контроллинга является первостепенной задачей, поскольку именно на ее основе она сможет помочь руководству в процессе принятия управленческого решения.

     Под системой информационных потоков понимают совокупность информации, которая позволяет  предприятию вести финансово-хозяйственную  деятельность.

     Основой такой системы являются:

     - доставка данных и информации  аналитического и сводного характера  как из внутренних, так и из  внешних источников для проведения  экономических и финансовых оценок, сопоставления планов, разработки  моделей и составления прогнозов в бизнесе;

     - формирование во взаимодействии  с руководством системы информационных, финансовых, математических и эвристических  моделей экономических и управленческих  процессов. Концептуально решение  поставленной проблемы должно  базироваться на обеспечении доступа к данным и информации и формировании адаптивной системы моделей бизнеса.

     При этом необходимо обеспечить:

     - доступ к данным внутренних  и внешних источников информации, использующих серийно выпускаемые  базы данных;

     - управление данными и информацией в разнородных (многоплатформенных) комплексах, что позволяет обеспечить их открытость;

     - хранение данных и информации  в унифицированных форматах, пригодных  для дальнейшего анализа, синтеза  и представления, включая модели  «что..., если...»;

     - анализ и синтез финансовой и экономической информации, моделирование состояний, процессов и условий;

     - представление информации в виде  диаграмм, графиков и географических  карт в форме, интуитивно понятной  и удобной руководству для  выработки решений.

     Таким образом, целью создания системы является обеспечение методической и информационной поддержки подготовки принятия решений по ключевым финансово-экономическим вопросам высшим руководством и менеджерами среднего звена предприятия на основе фактографического и статистического анализа и прогноза финансовых и экономических показателей. Это подразумевает использование на постоянной основе методов прогнозирования, мониторинга, анализа и корректировки деятельности предприятия и его подразделений, а также сведений о состоянии рынков и условиях конкуренции.

     Для эффективного функционирования любого предприятия необходима информация о деятельности конкурентов, о ситуации в стране, о виде продукции (услуг), которые пользуются наибольшим спросом, о среднерыночных ценах на выпускаемую предприятием продукцию, оказываемую услугу, о ситуации внутри предприятия и т.д. Поэтому можем сделать вывод, что информация является основным ресурсом для любого предприятия, поскольку без наличия информации менеджер не может принять управленческое решение.

     Информация  – главный ресурс роста производительности предприятия. Информация позволяет:

     - устанавливать стратегические цели  и задачи предприятия и использовать  открывающиеся возможности;

     - принимать обоснованные и своевременные  управляющие решения;

     - координировать действия подразделений,  направляя их усилия на достижение  общих поставленных целей.

     Для того, чтобы улучшить процессы управления предприятием и производство, менеджеру  необходимо собирать, анализировать  всю информацию, которая поступает как из внутренней, так и из внешней среды. Далее рассмотрим потоки информации. А.М. Карминский и П.В. Нестеров в своей книге «Информатизация бизнеса» выделяют четыре потока информации: два внешних и два внутренних.

     Внешняя деловая среда (или макросфера) – совокупность экономических и политических субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношения, складывающиеся между ними и предприятием.

     Отношения определяют взаимодействие между предприятием, его реальными и потенциальными клиентами, а также конкурентами. Согласно оценкам экспертов, наибольшие возможности предприятию обеспечивают квалификация персонала и технологическая база, а наибольшая опасность заключается в неожиданных действиях со стороны конкурентов.

     К факторам внешней среды, влияющим на цели организации, относятся:

     - поставщики;

     - материалы;

     - капитал;

     - трудовые ресурсы;

     - государственные органы;

     - законы;

     - потребители;

     - конкуренты;

     - технология;

     - состояние экономики;

     - социокультурные факторы;

     - политические факторы;

     - отношения с местным населением.

     Внутренняя  деловая среда – это отношения  в коллективе, определяющие насыщенность информационных и интенсивность  коммуникационных потоков, а также  знания, закладываемые и порождаемые  в производстве.

     В качестве внутренних источников информации могут выступать:

     - транзакционные системы, предназначенные  для операционной работы, в том  числе с клиентами, включая  клиентов филиалов и представительств;

     - система внутрифирменного электронного  документооборота;

     - документы из электронных хранилищ;

     - документы на бумажных носителях.

     Как видно, потоки информации слишком велики, поэтому намного удобней использовать современные информационные технологии, а именно автоматизированную информационную систему. Она должна обеспечить возможность  комплексного использования всей гаммы информационных источников для решения традиционных и нерегламентированных аналитических задач. Для этого система поддержки принятия решений должна базироваться на концепции единого информационного пространства.

Информация о работе Контроллинг как инструмент управления предприятием