Контроль и контроллинг в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть контроль и контроллинг в системе менеджмента. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
1) рассмотреть сущность и содержание контроля и контроллинга;
2) определить основные концептуальные подходы к контроллингу;
3) исследовать контроллинг как функцию поддержки управления;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Контроль и контроллинг: определение, сущность………………………….....
1.1. Контроль в системе менеджмента………………………………………….5
1.2. Общая характеристика контроллинга. Основные концептуальные подходы к контроллингу……………………………………………………7
1.3. Контроллинг как функция поддержки управления ……………………..13
Глава 2. Анализ современного состояния контроля и контроллинга в России и США
2.1. Знания и способности контроллеров в России…………………………….16
2.2. Опыт США в применении контроллинга…………………………………..23
Глава 3. Значение контроля и контроллинга в деятельности и развитии фирмы…...26
Заключение……………………………………………………………………………….28
Список используемых источников и литер

Работа содержит 1 файл

Козлова курсовая.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Традиционно американские контроллеры рассматривались как «люди чисел», успешно выполняющие эту функцию. Тем не менее, в процессе изменения среды бизнеса, контроллеру необходимо адаптироваться к существенно отличающимся требованиям, которые включают в себя стратегическое планирование и партнерство. Преуспевающие контроллеры должны выработать навыки, которые включают в себя помощь руководителю в формировании стратегического видения для предприятия, сохранив при этом свою базовую компетенцию, т.е. умение работать с числовыми характеристиками процесса, приобретать навыки по оказанию консультационных услуг руководству в целеполагании, а также принимать равноправное участие в формировании стратегии предприятия выполнена на кафедре «Экономика и антикризисное управление».

Контроллинг в качестве инструмента управления бизнесом признали и используют во всех развитых странах мира. В результате происходит взаимное обогащение лучшим опытом в данной области,  хотя в полной мере в практике учитываются и национальные различия,  что выступает важным фактором повышения эффективности его применения.  В условиях глобализации мировой экономики происходит активное перемещение капитала из одной страны в другую.

Например,  на принадлежащих японскому капиталу автозаводах в США активно используются инструменты контроллинга, разработанные в Японии, а в ФРГ в то же время на вооружение принимается все то положительное,  что накоплено в этой сфере в Соединенных Штатах Америки (Таблица 2). 

Данные Таблицы 2 свидетельствуют, что применение потенциала контроллинга повышает результативность менеджмента компании,  причем основная доля дополнительного эффекта обеспечивается в сфере производства благодаря инновациям,  связанным с внедрением контроллинга.

Т а б л и ц а 2

Изменение эффекта в управлении и производстве в связи с внедрением

контроллинга

Наименование компании

% увеличения эффективности управления в связи с использованием контроллинговых технологий

% увеличения эффективности управления в связи с использованием инновационных достижений в области контроля и контроллинга

Akai

11,8

8,4

Kodak

11,7

31,9

BP

9,1

19,6

Shell

8,6

19,02

AIG Brunswick    

Capital

7,2

14,9

 

Вывод: В отдельных государствах наиболее интенсивно используются одни положительные стороны контроллинга,  в других –  иные,  но во всех случаях его применения он получает положительные отзывы и хорошие результаты.  Взаимообогащение опытом,  которому активно способствует контроллинг,  превращает его в многоплановый универсальный управленческий инструмент,  становящийся неотъемлемой частью современного менеджмента, способствующий качественному совершенствованию управления.

На основе вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что в российских организациях развита систему контроля, а вот контроллинг лишь начинает внедряться. Тогда как, в США эта система уже реализуется и активно действует.

 

 

 

 

 

Глава 3. Значение контроля и контроллинга в деятельности и развитии фирмы

 

              Все согласятся с тем, что контроль — это важная функция управления в бизнесе. На практике часто допускают ошибки, связанные с тем, что роль контроля понята не до конца. Контроль невозможен без показателей, то есть некой величины, эталона, относительно которого проводится контроль. Нельзя контролировать, хорошо ли проделана работа.

              Необходимо устанавливать чёткие критерии, которые позволят определить сотруднику и руководителю, насколько хорошо он справился со своей работой. Контроль должен иметь систематический характер. Контроль время от времени не добавляет порядка, а нарушает его. Отклонения обязательно необходимо анализировать и по ним принимать решения. В противном случае контроль не имеет смысла. Контроль не ограничивается наказанием. Наказание — самый последний приём в управлении. Задача контроля — помочь достичь целей компании, поэтому разбирайтесь с каждым фактом, что к нему привело и почему так получилось.

              Используя контроль в самом широком понимании, реально можно влиять на эффективность работы компании.

              «Контроллинг» в последние годы все чаще привлекает внимание российских ученых и практиков. Однако, до настоящего времени не существует общепризнанного определения категории «контроллинг». Многообразие определений и взглядов свидетельствует о том, что категория «контроллинг» является недостаточно изученным понятиеми интенсивно развивающимся направлением в области теориии практики управления финансами организацией.

              В России пока лишь формируется основа для контроллинга. Национальные бухгалтерские стандарты еще не разработаны, хотя российские фирмы получили относительную экономическую свободу для организации внутренней бухгалтерии.               Изучив материал по данной теме, можно сделать вывод о том, что глубокое изучение и внедрение контроллинга сегодня необходимо по следующим соображениям:

              1) Анализ возникающих проблем управления на Западе, их тенденции важен, чтобы исключить ошибки при использовании контроллинга в России, вовремя оценить возникающие трудности и найти пути их устранения;

              2) Принцип контроллинга – сегодня внедрять то, о чем другие будут думать

только завтра – позволяет использовать самые современные методы менеджмента намного раньше конкурентов;

              3) Внедрение контроллинга – исключительно эффективный метод рыночного хозяйствования, если его применять с учетом конкретных российских условий;

              4) При практической реализации основ контроллинга одинаково важны все его составляющие (учет, анализ, планирование, контроль, маркетинг, информация) и

их глубокое знание, чтобы в совокупности, во взаимодействии получить высокий дополнительный эффект;

              5) Современному российскому менеджменту как воздух нужны инновации, которым контроллинг всемерно способствует;

              6) Контроллинг – это образец мышления менеджера, нацеленный в будущее.               Поэтому он выступает одной из основ стратегического менеджмента и позволяет соизмерять любые действия предприятия сегодня с точки зрения того, к чему это приведет завтра. Контроллинг - одна из основ антикризисного управления

предприятием.

              Контроллинг выступает средством серьезного улучшения деятельности предприятия, причем настолько оперативно, что позволяет принимать предупредительные меры к явлениям, угрожающим его существованию. Современные аспекты контроллинга служат достижению всех поставленных целей в бизнесе. Изначально контроллинг использовался для решения основных задач в рамках ориентированного на прибыль предприятия. Но практика показала, что оно лишь тогда сможет выжить на рынке, если будет активно действовать на основе четкого плана в таких сферах как "персонал фирмы" и "экономическая среда фирмы".              

             

 

 

 

Заключение

 

              Контроллинг — это «система управления» финансами организации в целом.  Контроль — это процесс определения, оценки и информирования об отклонениях фактических значений от плановых(прогнозных) или их совпадениях и результатах  их анализа.

              В настоящее время на многих российских предприятиях существует необходимость в интегрированной методической и инструментальной базе для поддержки основных функций менеджмента – планирования, контроля, учета и анализа, координации различных аспектов управления бизнес-процессами. Это подтверждается, например, ростом интереса со стороны многих отечественных компаний к программному обеспечению планирования и учета на предприятии. Однако только внедрение пусть и наиболее продвинутых (и дорогостоящих) программ не может способствовать созданию четкой картины функционирования того или иного хозяйствующего объекта. Современные методы анализа и прогнозирования остаются неиспользуемыми, а менеджмент оказывается не в состоянии составить даже среднесрочные планы. Причем применяемый менеджерами и аналитиками инструментарий различается по подразделениям, что может вызвать затруднения в координации и недостаточность информации у руководства. Проблему увязки управленческой информации в единое целое в рамках отдельно взятой компании решает контроллинг.

Данная концепция основана на следующих положениях:

              1) предприятие является системой с определенным набором целей, части которой тесно взаимосвязаны;

              2)  деятельность предприятия ориентирована на достижение запланированных показателей;

              3) контроллинг выступает интегрирующей и координирующей подсистемой контура управления; он обеспечивает инструментальную и методическую базу поддержки принятия управленческих решений.

              Применение контроллинга наиболее эффективно в многопрофильных холдингах, разветвленных финансово-промышленных группах,  а также в организациях применяющих консолидированную налоговую отчетность.

              Предприятие должно планомерно идти к цели, несмотря на постоянные помехи на рынке. Регулирующая деятельность контроллинга состоит, в частности, в том, чтобы об отклонениях, допущенных в одной сфере деятельности, сигнализировать другим отделам, подсказать им необходимые действия, скорректировать плановые показатели подразделений как ответ на изменения, произошедшие во внешней и внутренней сфере. Это, естественно, ведет к улучшению позиций предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников и литературы

 

1. Монографии, сборники, учебники и учебные пособия

              1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент - Учебник. - М. 2001, с. 368

              2. Герчикова И.Н. «Менеджмент» - Учебник. – М.: «Юнити», 2004 г., с. 314

              3. Дайле А. «Практика контроллинга» Учебное пособие – М: «Финансы и статистика», 2001 г., с. 353

              4. Лебедев О.Т. Основы менеджмента - Учебник. – СПб: Издательский дом «МиМ», 2003 г., с. 442

              5. Менеджмент организации. Учебное пособие. /Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: «Инфра-М», 2003 г., с. 337

              6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.- Учебник «Основы менеджмента». - М.: «Инфра-М», 2004 г., с 512

              7. Фалько С.Г., Носов В.М. «Контроллинг на предприятии». - М.: «Знание России», 2005 г., с. 80

              8. Большой экономический словарь/ Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: фонд «Правовая литература», 2005 г., с. 528

2. Статьи в научных сборниках и периодической печати

              9. Контроллинг в бизнесе: методологические и практические основы построения контроллинга в организациях //А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. - М.: «Финансы и статистика», № 5, 2006 г., с. 256.

10. А.Сафаров. «Правильный» контроллинг: мнение практика// Управленческий учет. – 2006. - № 1. – с. 24-28

11. А. Сафаров, Т. Бабенкова. Контроллинг: история внедрения// Управление компанией. – 2005. - № 8. – с. 15-19

12. Г.Э. Шерм. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки// БОСС. – 2006. - № 3. – с. 6-8

13. Федор Писчасов, Евгений Попов. Инструментарий контроллинга предприятия// Экономический журнал. – 2005. - № 5. – с. 35-40

 

Приложение 1

 

Определения контроллинга

 

Автор

Определение

Основная функция

П. Хорват

Ориентированная на результат функция поддержки руководства по координации всех подсистем менеджмента

Координация

Х.-Ю. Кюппер

Координация системы управления на предприятии

Координация

Й. Вебер

Элемент управления социальной системой, выполняющий главную функцию поддержки руководства при решения им общей задачи координации системы управления (с упором на задачи планирования, контроля и информирования)

Координация

Д. Хан

Система интегрированного информационного обеспечения, планирования и контроля деятельности предприятия

Информационное обеспечение

М. Лукашевич, Тихоненкова

Целостная концепция экономического управления предприятием, направленная на выяснение всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли

Информационное обеспечение

С. Рубцов

Система, обеспечивающая методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций управления: планирования, контроля, учета и анализа

База для всех функций управления

Информация о работе Контроль и контроллинг в системе менеджмента