Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:48, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть контроль и контроллинг в системе менеджмента. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
1) рассмотреть сущность и содержание контроля и контроллинга;
2) определить основные концептуальные подходы к контроллингу;
3) исследовать контроллинг как функцию поддержки управления;
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Контроль и контроллинг: определение, сущность………………………….....
1.1. Контроль в системе менеджмента………………………………………….5
1.2. Общая характеристика контроллинга. Основные концептуальные подходы к контроллингу……………………………………………………7
1.3. Контроллинг как функция поддержки управления ……………………..13
Глава 2. Анализ современного состояния контроля и контроллинга в России и США
2.1. Знания и способности контроллеров в России…………………………….16
2.2. Опыт США в применении контроллинга…………………………………..23
Глава 3. Значение контроля и контроллинга в деятельности и развитии фирмы…...26
Заключение……………………………………………………………………………….28
Список используемых источников и литер
Если оценивать современное состояние контроллинга по уровням пирамиды, то большинство систем контроллинга на предприятиях работают в верхней ее части, отделенной на рисунке 1 линией.
По сути дела, современный контроллинг работает с вторичными источниками информации, не выходя в те слои, которые оказывают на эффективность деятельности предприятия существенно большее влияние. Речь идет о таких направлениях, как организация рабочих мест и производственных процессов на принципах научной организации производства, за счет чего, по оценкам экспертов, можно добиться роста интегральных показателей эффективности на 15-30%. В настоящее время практически не затрагиваются проблемы управления инновациями на предприятии. А именно там заложен по разным оценкам потенциал роста эффективности порядка 50-75% [2, с.89].
Рис. 1. Пирамида контроллинга на предприятии
Специалисты, реализующие функции контроллинга на предприятии, обычно называются контроллерами.
Контроллеры выполняют следующие функции:
1) Разработка систем и поддержка процессов планирования и контроля деятельности предприятия;
2) Организация сбора, измерения, анализа и интерпретации плановых и отчетных данных, а также внешней и внутренней информации, прямо или косвенно связанной с видами деятельности предприятия;
3) Структурирование организационных систем и бизнес-процессов;
4) Координация и интеграция процессов управления в сфере разработок, закупок, логистики, производства, продаж, финансирования;
5) Обеспечение прозрачности, понятности и объективной интерпретации полученных результатов;
6) Формирование интегрированной концепции управления предприятием и адекватной современным требованиям менеджмента инфраструктуры: рыночно ориентированных оргструктур, систем информационного обеспечения всех функциональных сфер деятельности предприятия.
Принципиальное отличие руководителя и контроллера заключается в том, что руководитель, в конечном итоге, отвечает за результаты деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений (центров ответственности). Контроллер отвечает за правильность использования методов и инструментов планирования, контроля, анализа и принятия решений, а также за прозрачность и наглядность представления достигнутых результатов. Данный принцип справедлив по отношению к руководителям и контроллерам всех уровней иерархии управления.
Контроллеры, в идеале – это навигаторы руководителей при достижении целей, внутренние консультанты по вопросам экономики, организации и управления для руководителей функциональных сфер деятельности, а также – системные координаторы и интеграторы бизнес-процессов.
Поэтому контроллеры в России должны, по моему мнению, сначала ускоренно освоить и реализовать на предприятиях «азы» оперативного контроллинга, которые Запад прошел лет 15-20 назад, при этом параллельно изучать и внедрять на практике современные методы и инструменты, практикующиеся в наиболее продвинутых зарубежных, совместных и отечественных компаниях. Особенность ситуации в современной России такова, что от контроллера сегодня требуются профессиональные знания и навыки, позволяющие реализовать одновременно как регистрационно-учетные функции контроллинга, так и консультационно-навигационные.
Контроллинг ближайшего будущего должен будет переориентировать вектор своей деятельности в сторону основных источников эффективности: разработка новых продуктов, технологий и методов организации труда и производства во всех функциональных сферах деятельности предприятия. Тогда мы можем надеяться на то, что контроллеры станут не привычными сегодня специалистами по учету и анализу, а реально востребованными помощниками руководителей предприятий различных отраслей народного хозяйства и форм собственности.
Как показывает практика, внедрение и применение контроллинга в российских компаниях сталкивается с различными препятствиями и сопровождается, к сожалению, многочисленными ошибками. Большинство из них являются типичными и в разном «наборе» проявляются едва ли не на каждом втором предприятии. Анализ и систематизация позволяют подразделить факторы, препятствующие успешной организации контроллинга в компаниях России, на:
1) исторические;
2) психологические;
3) организационные;
4) методические.
Под историческими факторами подразумеваются некоторые специфические черты отечественных предприятий, которые возникли вследствие особых условий становления и функционирования современного российского бизнеса. Большинство отечественных компаний очень молоды и находятся в самом начале своего пути, а это означает, что они только налаживают бизнес-процессы, процедуры еще не заточены, а организационная структура «плавает» в поисках очередного временного пристанища. Прибавим к этому «особенности национального налогообложения» переходного периода и в итоге получим: непрозрачность; неформализованные организационные структуры и бизнес-процессы; неустоявшиеся традиции планирования и учета в целях управления; не всегда достаточный уровень экономических знаний нефинансового топ-менеджмента; неверное понимание идей и предназначения контроллинга.
Психологические факторы можно разделить на две части. Первая – это особенности восприятия работ по организации системы контроллинга руководителем компании, вторая – его подчиненными. Процесс внедрения контроллинга достаточно продолжителен и дорог: в западных компаниях на это уходит два—три года (к примеру, от полутора до двух с половиной лет в Германии и от двух до трех лет во Франции). Однако для России эти ориентиры весьма условны, так как применимы только к предприятиям, где отлажены бизнес-процессы, давно и эффективно работают устоявшиеся модели менеджмента и соответствующие им организационные структуры, а система финансового учета и бизнес предприятий прозрачны.
В успешности такого проекта определяющую роль играют организационные факторы. С одной стороны, они могут существенно облегчить внедрение системы, а с другой – не менее существенно ему помешать. Негативный результат гарантирован, если: не проводится разъяснительная работа с топ-менеджментом о предназначении системы; не вовлекаются в процесс создания системы ее потенциальные пользователи; не уделяется должное внимание обучению пользователей работе в системе. Каждый из этих факторов чрезвычайно важен и заслуживает пристального внимания как со стороны заказчиков, так и со стороны разработчиков контроллинговых систем. Практика показывает, что все они в той или иной мере присущи большинству реализуемых на российских предприятиях проектов контроллинга.
Современная система образования по контроллингу молода и находится на этапе становления. В большинстве университетов и экономических факультетов все еще преобладает акцент на подготовку специалистов в области финансового учета, анализа и аудита. Однако, в настоящее время существует значительный разрыв между реальными потребностями предприятий и знаниями, навыками и способностями (ЗНС), преподаваемыми студентам в университетах. Потребности в новых знаниях удовлетворяются, в основном, либо в рамках второго высшего экономического образования в тех университетах, которые близки к нуждам предприятий, либо путем переподготовки на специализированных краткосрочных курсах. Успешно занимаются переподготовкой кадров в области контроллинга и управленческого учета консалтинговые фирмы.
В настоящее время при поддержке Объединения контроллеров России, специализация «Контроллинг на предприятии», в рамках специальности «Менеджмент организаций», включена в официальный перечень специализаций, утвержденных Министерством Образования РФ. В частности, в МГТУ им. Н.Э. Баумана уже третий год ведется прием на обучение по специализации «Контроллинг на предприятии» за счет государственного бюджета. Там же с 1997 г. осуществляется подготовка и переподготовка кадров по контроллингу на коммерческой основе [10, с.27].
Учебный план подготовки специалистов по контроллингу в МГТУ им. Н.Э. Баумана включает большое число фундаментальных инженерных дисциплин, а также курсов по организации производства. Итак, новая специализация «Контроллинг на предприятии» становится очень популярной среди абитуриентов. Эта популярность тесно связана с отсутствием специалистов по контроллингу в России, а также увеличивающимся спросом на выпускников с этой специализацией со стороны частных компаний и государственных организаций.
В данный момент контроллинг внедряется в таких крупных российских организациях, как например: ОАО «РЖД», ОАО «Ростелеком», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром-нефть», ОАО «АВТОВАЗ». Направления использования представлены в Таблице 1. Данные таблицы показывают, что применение возможностей контроллинга охватывает различные сферы предпринимательства, вносит большой вклад в налаживание и улучшение действий по систематическому контролю за деятельностью всех подразделений предприятий.
Т а б л и ц а 1
Опыт использования принципов контроллинга российскими
предприятиями и организациями
Предприятие | Направление использования контроллинга |
ЛУКОЙЛ | Используется при формировании пакета проектов стратегических планов развития |
Газпром | Возможность применять стандарты международной финансовой отчетности |
ТНК (Тюменская нефтяная компания) | Налажена система оперативной подачи финансовой информации руководящему персоналу с рекомендациями отдела контроллинга |
АвтоВАЗ | Предприятие осуществляет дополнительное информирование сотрудников по важнейшим направлениям развития, опираясь на данные, которые предоставляет отдел контроллинга и внутреннего аудита |
Сбербанк | Каждый месяц служба контроллинга представляет топ-менеджмеру и руководителям подразделений аналитические отчеты о результатах и перспективах развития в электронном виде |
Нижфарм | Специалисты отдела контроллинга обеспечивают прозрачность стратегий, финансовых результатов, координируют промежуточные цели и планы в рамках единого целого, оказывают сервисную поддержку, обеспечивая менеджеров необходимой информацией |
Препятствия на пути контроллинга к успеху легче преодолеть, если в компании созрели объективные предпосылки его внедрения, высшее руководство дальновидно и терпеливо, разработчики системы профессиональны и твердо отстаивают свои убеждения, персонал вовлечен в процесс реализации проекта и подготовлен к работе системы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение контроллинга в российских организациях и предприятиях пока развито слабо. Но, тем не менее, развитие образовательных услуг в этом направлении развивается, а значит, способствует появлению дипломированных специалистов в области контроллинга.
2.2. Опыт США в применении контроллинга
Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Контроль - это непрерывный процесс совпадающий в своем развитии с производственным циклом. В свою очередь контроллинг существовал в США еще до того, как эта страна была образована. Практика контроллинга была заимствована из Англии как часть общепринятой практики бизнеса в соответствии с требованиями правил «Company Acts», дошедшими до нас из 1700-х годов [7, с.73].
Многое из того, что традиционно ассоциируется с должностью и функциями контроллера, непосредственно входит в обязанности вице-президента по финансам (CFO). В дополнение к традиционным концепциям контроллеры вовлечены в значительно больший круг бизнес-операций.
Контроллеры отвечают за выполнение функции финансового учета, наполнение основных компонентов информационных систем. Кроме того, американские контроллеры сохраняют ответственность за финансовые системы предприятия, аспекты финансового менеджмента, а также за элементы финансовой отчетности предприятия. Недавние исследования выявили следующие функции контроллера:
1) регулярный ежемесячный финансовый менеджмент и внешняя отчетность в соответствии с законодательством;
2) процесс бюджетирования, соответствующая отчетность и анализ;
3) создание среды финансового контроля и налоговой отчетности;
Также легко идентифицировать несколько дополнительных обязанностей контроллера в новых условиях глобализации бизнеса. Эти обязанности включают в себя глобальное финансовое бюджетирование и планирование, надзор за руководством операциями и глобальная отчетность по показателям прибыльности.
Самый большой вызов бизнеса контроллеру - увеличивающиеся ожидания со стороны менеджеров того, что контроллер будет предлагать стратегическое видение бизнеса, становясь партнером по бизнесу в процессе управления, а не просто поставлять информацию в качестве исполнителя. Контроллеры слишком часто остаются в роли исполнителя, вместо того, чтобы активно сотрудничать с руководителями бизнесов в качестве партнеров. Слишком многие контроллеры продолжают искать пути сокращения или ограничения своих функций, в то время как на практике требуется расширение сервисных функций высшему руководству в вопросах обеспечения стратегических инициатив, а также в более эффективном управлении персоналом.
Информация о работе Контроль и контроллинг в системе менеджмента