Контроль и контроллинг в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть контроль и контроллинг в системе менеджмента. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
1) рассмотреть сущность и содержание контроля и контроллинга;
2) определить основные концептуальные подходы к контроллингу;
3) исследовать контроллинг как функцию поддержки управления;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Контроль и контроллинг: определение, сущность………………………….....
1.1. Контроль в системе менеджмента………………………………………….5
1.2. Общая характеристика контроллинга. Основные концептуальные подходы к контроллингу……………………………………………………7
1.3. Контроллинг как функция поддержки управления ……………………..13
Глава 2. Анализ современного состояния контроля и контроллинга в России и США
2.1. Знания и способности контроллеров в России…………………………….16
2.2. Опыт США в применении контроллинга…………………………………..23
Глава 3. Значение контроля и контроллинга в деятельности и развитии фирмы…...26
Заключение……………………………………………………………………………….28
Список используемых источников и литер

Работа содержит 1 файл

Козлова курсовая.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Если оценивать современное состояние контроллинга по уровням пирамиды, то большинство систем контроллинга на предприятиях работают в верхней ее части, отделенной на рисунке 1 линией.

По сути дела,  современный контроллинг работает с вторичными источниками информации, не выходя в те слои, которые оказывают на эффективность деятельности предприятия существенно большее влияние. Речь идет о таких направлениях, как организация рабочих мест и производственных процессов на принципах научной организации производства, за счет чего, по оценкам экспертов, можно добиться роста интегральных показателей эффективности на 15-30%. В настоящее время практически не затрагиваются проблемы управления инновациями на предприятии. А именно там заложен по разным оценкам потенциал роста эффективности порядка 50-75% [2, с.89].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Пирамида контроллинга на предприятии

 

Специалисты, реализующие функции контроллинга на предприятии, обычно называются контроллерами.

 

Контроллеры выполняют следующие функции:

1) Разработка систем и поддержка процессов планирования и контроля деятельности предприятия;

2) Организация сбора, измерения, анализа и интерпретации плановых и отчетных данных, а также внешней и внутренней информации, прямо или косвенно связанной с видами деятельности предприятия;

3) Структурирование организационных систем и бизнес-процессов;

4) Координация и интеграция процессов управления в сфере разработок, закупок, логистики, производства, продаж, финансирования;

5) Обеспечение прозрачности, понятности и объективной интерпретации полученных результатов;

6) Формирование интегрированной концепции управления предприятием и адекватной современным требованиям менеджмента инфраструктуры: рыночно ориентированных оргструктур, систем информационного обеспечения всех функциональных сфер деятельности предприятия.

Принципиальное отличие руководителя и контроллера заключается в том, что руководитель, в конечном итоге, отвечает за результаты деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений (центров ответственности). Контроллер отвечает за правильность использования методов и инструментов планирования, контроля, анализа и принятия решений, а также за прозрачность и наглядность представления достигнутых результатов. Данный принцип справедлив по отношению к руководителям и контроллерам всех уровней иерархии управления.

Контроллеры, в идеале – это навигаторы руководителей при достижении целей, внутренние консультанты по вопросам экономики, организации и управления для руководителей функциональных сфер деятельности, а также – системные координаторы и интеграторы бизнес-процессов.

Поэтому контроллеры в России должны, по моему мнению, сначала ускоренно освоить и реализовать на предприятиях «азы» оперативного контроллинга, которые Запад прошел лет 15-20 назад, при этом параллельно изучать и внедрять на практике современные методы и инструменты, практикующиеся в наиболее продвинутых зарубежных, совместных и отечественных компаниях. Особенность ситуации в современной России такова, что от контроллера сегодня требуются профессиональные знания и навыки, позволяющие реализовать одновременно как регистрационно-учетные функции контроллинга, так и консультационно-навигационные.

Контроллинг ближайшего будущего должен будет переориентировать вектор своей деятельности в сторону основных источников эффективности: разработка новых продуктов, технологий и методов организации труда и производства во всех функциональных сферах деятельности предприятия. Тогда мы можем надеяться на то, что контроллеры станут не привычными сегодня специалистами по учету и анализу, а реально востребованными помощниками руководителей предприятий различных отраслей народного хозяйства и форм собственности.

Как показывает практика, внедрение и применение контроллинга в российских компаниях сталкивается с различными препятствиями и сопровождается, к сожалению, многочисленными ошибками. Большинство из них являются типичными и в разном «наборе» проявляются едва ли не на каждом втором предприятии. Анализ и систематизация позволяют подразделить факторы, препятствующие успешной организации контроллинга в компаниях России, на:

1)                  исторические;

2)                  психологические;

3)                  организационные;

4)                  методические.

Под историческими факторами подразумеваются некоторые специфические черты отечественных предприятий, которые возникли вследствие особых условий становления и функционирования современного российского бизнеса. Большинство отечественных компаний очень молоды и находятся в самом начале своего пути, а это означает, что они только налаживают бизнес-процессы, процедуры еще не заточены, а организационная структура «плавает» в поисках очередного временного пристанища. Прибавим к этому «особенности национального налогообложения» переходного периода и в итоге получим: непрозрачность; неформализованные организационные структуры и бизнес-процессы; неустоявшиеся традиции планирования и учета в целях управления; не всегда достаточный уровень экономических знаний нефинансового топ-менеджмента; неверное понимание идей и предназначения контроллинга.

Психологические факторы можно разделить на две части. Первая – это особенности восприятия работ по организации системы контроллинга руководителем компании, вторая – его подчиненными. Процесс внедрения контроллинга достаточно продолжителен и дорог: в западных компаниях на это уходит два—три года (к примеру, от полутора до двух с половиной лет в Германии и от двух до трех лет во Франции). Однако для России эти ориентиры весьма условны, так как применимы только к предприятиям, где отлажены бизнес-процессы, давно и эффективно работают устоявшиеся модели менеджмента и соответствующие им организационные структуры, а система финансового учета и бизнес предприятий прозрачны.

В успешности такого проекта определяющую роль играют организационные факторы. С одной стороны, они могут существенно облегчить внедрение системы, а с другой – не менее существенно ему помешать. Негативный результат гарантирован, если: не проводится разъяснительная работа с топ-менеджментом о предназначении системы; не вовлекаются в процесс создания системы ее потенциальные пользователи; не уделяется должное внимание обучению пользователей работе в системе. Каждый из этих факторов чрезвычайно важен и заслуживает пристального внимания как со стороны заказчиков, так и со стороны разработчиков контроллинговых систем. Практика показывает, что все они в той или иной мере присущи большинству реализуемых на российских предприятиях проектов контроллинга.

              Современная система образования по контроллингу молода и находится на этапе становления. В большинстве университетов и экономических факультетов все еще преобладает акцент на подготовку специалистов в области финансового учета, анализа и аудита. Однако, в настоящее время существует значительный разрыв между реальными потребностями предприятий и знаниями, навыками и способностями (ЗНС), преподаваемыми студентам в университетах. Потребности в новых знаниях удовлетворяются, в основном, либо в рамках второго высшего экономического образования в тех университетах, которые близки к нуждам предприятий, либо путем переподготовки на специализированных краткосрочных курсах. Успешно занимаются переподготовкой кадров в области контроллинга и управленческого учета консалтинговые фирмы.

В настоящее время при поддержке Объединения контроллеров России, специализация «Контроллинг на предприятии», в рамках специальности «Менеджмент организаций», включена в официальный перечень специализаций, утвержденных Министерством Образования РФ. В частности, в МГТУ им. Н.Э. Баумана уже третий год ведется прием на обучение по специализации «Контроллинг на предприятии» за счет государственного бюджета. Там же с 1997 г. осуществляется подготовка и переподготовка кадров по контроллингу на коммерческой основе [10, с.27].

Учебный план подготовки специалистов по контроллингу в МГТУ им. Н.Э. Баумана включает большое число фундаментальных инженерных дисциплин, а также курсов по организации производства. Итак, новая специализация «Контроллинг на предприятии» становится очень популярной среди абитуриентов. Эта популярность тесно связана с отсутствием специалистов по контроллингу в России, а также увеличивающимся спросом на выпускников с этой специализацией со стороны частных компаний и государственных организаций.

В данный момент контроллинг внедряется в таких крупных российских организациях, как например: ОАО «РЖД», ОАО «Ростелеком», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром-нефть», ОАО «АВТОВАЗ».  Направления использования представлены в Таблице 1. Данные таблицы показывают, что применение возможностей контроллинга охватывает различные сферы предпринимательства,  вносит большой вклад в налаживание и улучшение действий по систематическому контролю за деятельностью всех подразделений предприятий.

 

 

Т а б л и ц а  1

 

Опыт использования принципов контроллинга российскими

предприятиями и организациями

 

 

Предприятие

Направление использования контроллинга

ЛУКОЙЛ

Используется при формировании пакета проектов стратегических планов развития

Газпром

Возможность применять стандарты международной финансовой отчетности 

ТНК (Тюменская нефтяная компания)

Налажена система оперативной подачи финансовой информации руководящему персоналу с рекомендациями отдела контроллинга

АвтоВАЗ

Предприятие осуществляет дополнительное информирование сотрудников по важнейшим направлениям развития,  опираясь на данные,  которые предоставляет отдел контроллинга и внутреннего аудита

Сбербанк

Каждый месяц служба контроллинга представляет топ-менеджмеру и руководителям подразделений аналитические отчеты о результатах и перспективах развития в электронном виде

Нижфарм

Специалисты отдела контроллинга обеспечивают прозрачность стратегий,  финансовых результатов,  координируют промежуточные цели и планы в рамках единого целого,  оказывают сервисную поддержку, обеспечивая менеджеров необходимой информацией

 

Препятствия на пути контроллинга к успеху легче преодолеть, если в компании созрели объективные предпосылки его внедрения, высшее руководство дальновидно и терпеливо, разработчики системы профессиональны и твердо отстаивают свои убеждения, персонал вовлечен в процесс реализации проекта и подготовлен к работе системы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение контроллинга в российских организациях и предприятиях пока развито слабо. Но, тем не менее, развитие образовательных услуг в этом направлении развивается, а значит, способствует появлению дипломированных специалистов в области контроллинга.

 

 

2.2. Опыт США в применении контроллинга

 

              Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Контроль - это непрерывный процесс совпадающий в своем развитии с производственным циклом. В свою очередь контроллинг существовал в США еще до того, как эта страна была образована. Практика контроллинга была заимствована из Англии как часть общепринятой практики бизнеса в соответствии с требованиями правил «Company Acts», дошедшими до нас из 1700-х годов [7, с.73].

Многое из того, что традиционно ассоциируется с должностью и функциями контроллера, непосредственно входит в обязанности вице-президента по финансам (CFO). В дополнение к традиционным концепциям контроллеры вовлечены в значительно больший круг бизнес-операций.

Контроллеры отвечают за выполнение функции финансового учета, наполнение основных компонентов информационных систем. Кроме того, американские контроллеры сохраняют ответственность за финансовые системы предприятия, аспекты финансового менеджмента, а также за элементы финансовой отчетности предприятия. Недавние исследования выявили следующие функции контроллера:

1) регулярный ежемесячный финансовый менеджмент и внешняя отчетность в соответствии с законодательством;

2) процесс бюджетирования, соответствующая отчетность и анализ;

3) создание среды финансового контроля и налоговой отчетности;

Также легко идентифицировать несколько дополнительных обязанностей контроллера в новых условиях глобализации бизнеса. Эти обязанности включают в себя глобальное финансовое бюджетирование и планирование, надзор за руководством операциями и глобальная отчетность по показателям прибыльности.

Самый большой вызов бизнеса контроллеру - увеличивающиеся ожидания со стороны менеджеров того, что контроллер будет предлагать стратегическое видение бизнеса, становясь партнером по бизнесу в процессе управления, а не просто поставлять информацию в качестве исполнителя. Контроллеры слишком часто остаются в роли исполнителя, вместо того, чтобы активно сотрудничать с руководителями бизнесов в качестве партнеров. Слишком многие контроллеры продолжают искать пути сокращения или ограничения своих функций, в то время как на практике требуется расширение сервисных функций высшему руководству в вопросах обеспечения стратегических инициатив, а также в более эффективном управлении персоналом.

Информация о работе Контроль и контроллинг в системе менеджмента