Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:13, реферат
Менеджмент – это деятельность (планирование и принятие решений, организация, руководство, контроль), направленная на ресурсы организации (трудовые, финансовые, материальные, информационные) для достижения поставленной цели наиболее эффективным, экономичным и результативным способом.
В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент – это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. «Понятие контроля»………………………………………………..5
Глава 2. «Виды и управленческого контроля»…………………………….8
а) Предварительный контроль……………………………………………8
б) Текущий контроль……………………………………………………..10
в) Заключительный контроль…………………………………………….11
Глава 3 «Процесс контроля»………………………………………………...12
а) Установление стандартов…………………………………………...…12
б) Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами…………………………………………………………….14
в) Действия……………………………………………………………..….20
Заключение…………………………………………………………………...24
Список использованной литературы………………………………………..25
ПЕРЕДАЧА
И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ. Распространение
информации играет ключевую роль в
обеспечении эффективности
Основные трудности, возникающие на пути сбора и распространения контрольной информации, связаны с различными коммуникационными проблемами, о которых мы говорили раньше. В то время как часть данных собирается и обрабатывается ЭВМ, большая часть информации должна быть обработана человеком. Присутствие человека в этой цепочке сопряжено с возможным искажением информации, на основе которой должны приниматься решения в области контроля. Искажения информации могут сыграть очень значительную роль в тех случаях, когда неизбежны субъективные оценки. Хорошим примером в этом отношении может служить попытка оценки результативности труда управленца. Организации необходимо знать, кто из ее менеджеров хороший работник, а кто плохой. Но точно и эффективно определить это трудно, особенно для руководителей низшего звена, на которых не возлагается ответственность за достижение заданных уровней прибыльности и расходов. Однако если сформулировать конкретные цели, критерии и стандарты, то оценить результативность менеджера можно с минимальными искажениями и более объективно.
И снова отметим, что существуют очевидные свидетельства того, что если активно искать содействия людей, затрагиваемых мерами контроля, то это увеличит взаимное доверие, улучшит распространение информации и, таким образом, способствует повышению эффективности системы контроля.
Участие
сотрудников организации в
За последние годы достигнуты очень большие успехи по распространению информации, имеющей исключительно количественный характер. Сейчас менеджер имеет возможность получить важную информацию в синтезированном виде с уже проведенными необходимыми сопоставлениями почти в момент поступления исходных данных. Некоторые специалисты полагают, что новые средства обработки контрольной информации с исключительно высокой скоростью открывают сегодня возможности создания гигантских организаций. Конечно, сегодня нет ни одной крупной организации, в которой для целей контроля не использовались бы компьютеры.
ОЦЕНКА
ИНФОРМАЦИИ О РЕЗУЛЬТАТАХ. Заключительная
стадия этапа сопоставления
Иногда
оценка информации определяется политикой
организации. Руководство банка
может, например, потребовать от сотрудника,
ведающего кредитами, отказать клиенту,
если его задолженность превысила определенный
процент его доходов или активов. Во многих
случаях мерой может служить масштаб допустимых
отклонений, установленный ранее. Зачастую,
однако, менеджеры должны давать личные
оценки и интерпретировать значимость
полученной информации и устанавливать
корреляцию запланированных и фактически
достигнутых результатов. При этом менеджер
должен принимать в расчет риск и другие
факторы, определяющие выбор того или
иного решения. Цель этой оценки состоит
в том, чтобы принять решение — необходимо
ли действовать, и если да, то как.
Действия
После вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап. Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт.
НИЧЕГО НЕ ПРЕДПРИНИМАТЬ. Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором процесс управления организацией действительно заставлял бы ее функционировать в соответствии с планом. К счастью, дела не всегда идут плохо. Если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать. В управлении нельзя, однако, рассчитывать на то, что случившееся один раз, повторится снова. Даже наиболее совершенные методы должны подвергаться изменениям. Так, например, если система контроля показала, что в каком-то элементе организации все идет хорошо, необходимо продолжать измерять результаты, повторяя цикл контроля.
УСТРАНИТЬ ОТКЛОНЕНИЯ. Система контроля, которая не позволяет устранить серьезные отклонения прежде, чем они перерастут в крупные проблемы, бессмысленна. Естественно, что проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения. В идеале стадия измерений должна показывать масштаб отклонения от стандарта и точно указывать его причину. Это сопряжено с необходимостью эффективной процедуры принятия решений. Поскольку, однако, большая часть работы в организации является результатом объединенных усилий групп людей, то абсолютно точно определить корни той или иной проблемы не всегда представляется возможным. Смысл корректировки во всех случаях состоит в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий.
Осуществление корректировки может быть достигнуто путем улучшения значения каких-либо внутренних переменных факторов данной организации, усовершенствования функций управления или технологических процессов.
Важно подчеркнуть, что причиной возникающих проблем может быть любая переменная величина и что вклад в отклонение полученных результатов от желаемых может давать сочетание различных факторов. Естественно поэтому менеджер не может выбрать какое-то одно корректирующее действие только потому, что оно решает только что возникшую проблему. Прежде, чем выбирать корректирующее действие, необходимо взвесить все имеющие отношения к данной проблеме, внутренние переменные и их взаимосвязи. Поскольку все подразделения организации так или иначе связаны между собой, любое крупное изменение в одном из них затронет всю организацию. Вот почему менеджер должен вначале убедиться, что предпринимаемое им корректирующее действие не создаст дополнительных трудностей, но поможет их разрешить. Профессор Джон Коттер из Гарвардского университета так иллюстрирует эту потенциально важную проблему:
«...Президент
одной промышленной наукоемкой фирмы
на протяжения четырех лет заменил
или уволил трех руководителей инженерно-
Кроме того, хотя временами это может быть очень трудно, опытный менеджер старается избегать решений, которые в краткосрочном плане сулят преимущества, однако, в долгосрочном влекут за собой большие затраты. Так, например, несколько лет назад руководитель отделения одной из фирм столкнулся с падением объема продаж и решил уволить одну треть персонала. Его анализ ситуации состоял в следующем. «Если спад продолжится, мы переживем его с минимальными потерями. Если же дела пойдут не так плохо, как мы сейчас думаем, то через некоторое время мы снова наймем большую часть рабочих. Самое важное, что мое отделение при этом достигнет таких же показателей прибыльности, как и в последнем квартале. Если учесть, что это был за год, то премии и дополнительные льготы мне обеспечены».
Этот
менеджер был более всего заинтересован
в сохранении прибыльной фирмы. Но меньше,
чем через год последствия
его решения оказались
ПЕРЕСМОТР СТАНДАРТОВ. Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому что они основываются на планах, а планы — это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты.
Часто
случается так, что система контроля
указывает на необходимость пересмотра
планов. Если, например, почти все
коммивояжеры превышают свои квоты на
50%, то, видимо, это — слишком низкая квота,
и она не может служить стандартом приемлемой
результативности. Успешно действующие
организации зачастую вынуждены пересматривать
свои стандарты в сторону повышения. Кроме
того, временами оказывается, хотя это
и не должно происходить слишком часто,
— что планы составлены чересчур оптимистично.
Поэтому стандарты подчас надо пересматривать
и в сторону понижения. Стандарты, требования
которых выполнить очень трудно, фактически,
делают тщетными стремления рабочих и
менеджеров достичь сформулированных
целей и сводят на нет всю мотивацию. Как
и в случае с корректирующими действиями
различного типа, необходимость радикального
пересмотра стандартов (в сторону повышения
или понижения) может служить симптомом
проблем, возникших либо в процессе собственно
контроля, либо в процессе планирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Контроль является неотъемлемой функцией управления организацией.
Итак, контроль – это процесс, основанный на проведении наблюдений и измерений, сравнении со стандартными показателями и коррекции несоответствий в деятельности.
Исходным условием для осуществления процесса контроля является определение целей контроля или использование плановых показателей. Чтобы определить, насколько эффективно выполняется работа в реальности, менеджер должен обладать полной информацией о рабочем процессе. Поэтому на втором этапе процесса контроля обязательно проведение наблюдений и измерение фактических показателей. На следующем этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом он должен понимать, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. Четвертый и последний этап процесса контроля заключается в проведении коррекции деятельности по результатам контроля, т.е. в регулировании.
Для оптимального решения задач организации контроль должен соответствовать определенным требованиям, а именно, быть: действенным, гибким, систематическим, комплексным, экономичным, гласным, своевременным и понятным. Соответствие контроля этим характеристикам делает его действенным и эффективным.
Никто
не заставляет компании внедрять инновации
в сфере контроля. Но если есть внутренняя
потребность менеджмента в достоверной
и объективной информации о работе компании,
если руководство хочет принимать обоснованные
управленческие решения, то выход один
– внедрение новых методов, технологий
и форм организации контроля и регулирования
деятельности: контроллинга и самоконтроля
персонала.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ