Конструктивная позиция менеджера по персоналу в отношении организационных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса и конструктивной позиции менеджера по персоналу в отношении организационных конфликтов.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
ознакомиться с зарубежным и отечественным опытом изучения конфликтов и обобщить результаты изучения специальной литературы в виде краткого аналитического обзора;
определить понятийный аппарат рассматриваемого феномена;
3. провести исследовательскую часть работы по выявлению психологических причин конфликтности людей в условиях организации и конструктивной позиции менеджера по персоналу в отношении организационных конфликтов;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические подходы к исследованию конфликтов в организации 5
1.1 Сущностные составляющие понятие «организационный конфликт» 5
1.2 Предмет и объект организационного конфликта 13
2 Анализ методологических аспектов организационных конфликтов 16
2.1 Причины и функции конфликтов 16
2.2 Структура и уровни конфликта 21
3 Конструктивная позиция менеджера по персоналу в отношении
организационных конфликтов 30
3.1 Управление организационным конфликтом
3.2 Роль менеджера по персоналу в создании условий профилактики организационных конфликтов 37
Заключение 40
Список литературы 52

Работа содержит 1 файл

Итог 9227 Констуктивная позиция менеджера по персоналу в отношении организационных конфликтов.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, первая стадия развития конфликта  характеризуется  накоплением и обострением противоречий в системе межличностных или групповых отношений. Причиной этого является резкое расхождение интересов, ценностей и установок конфликтантов, что приводит к социальной напряженности, это становится причиной закрепления психологических барьеров и негативных стереотипов, препятствующих нормальному общению, способствует экстраполяции, переносу конфликтных интересов из сферы деловых отношений в личную и наоборот.

     Его можно определить как действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижения противостоящей стороной ее целей, намерений и др. Для этой стадии необходимо не только обоснование и принятия решения, но и установка на «борьбу», состояние психической готовности к ней, что формирует последующие действия. Причем это уже обоюднонаправленная система негативно эмоционально окрашенных действий, затрудняющих взаимодействие.[7, с.45]

     Необходимо  отметить, что реакция или взаимодействие субъектов конфликта может осуществляться на трех уровнях: «мы-мы», «мы - группа», «группа- группа». Разрешается же конфликт только на уровне «мы-мы». Мы считаем необходимым обозначить еще два уровня: "я - ты" и "я - вы".

     По  мнению Гришиной Н.В. решающую роль в  выборе того или иного типа конфликтного взаимодействия играет опыт прежнего взаимодействия участников ситуации, опыт из отношений. Сотрудничество развивается на основе прежнего позитивного опыта участников конфликта, связанного с их успешным взаимодействием; кооперация развивается на основе опыта прежних разногласий, которые не были успешно преодолены, и закрепились у участников ситуации в виде опыта «недоговоренности»; конкуренция связана с опытом негативного взаимодействия, включавшего негативные эмоциональные компоненты – неприязнь, враждебность и т.д., актуализирующиеся в новой ситуации и превращающие ее в новый этап «борьбы» между индивидами.

           Таким образом, развитие конфликта представляет собой процесс, основанный на прежнем опыте участников взаимодействия, порождающем их отношение  к новой ситуации противоречий между ними, что, в свою очередь, «задает» сценарий их нового взаимодействия (таблица 1).  

     Таблица 1 - Модели  развития конфликта

      

Прежний опыт взаимодействия участников конфликта Позитивный  опыт отсутствия разногласий или  их успешное преодоление Опыт непреодоленных разногласий и «недоговорен

ностей»

Опыт непреодоленных разногласий и негативного эмоционального воздействия
Отношение к новой ситуации Уверенность в  возможности договоренности, стремления к поиску взаимопонимания Отсутствие  уверенности в возможности договориться, поиск формального выхода из ситуации Нежелание договариваться, актуализация негативных чувств
Взаимодействие Сотрудничество Кооперация Конкуренция
Цель Договориться Решить проблему «победить»
Изменение общения Интенсификация Ограничение Минимизация
Неформальные  компоненты в общении Позитивные  неформальные компоненты «формализация общения» Негативные  неформальные компоненты
Восприятие  противостоящей стороны Партнер Оппонент Противник
Средства  воздействия Использование неформальных компонентов – убеждения, аргументации, попытки договориться Использование формальных компонентов, апелляция  к формальному порядку Использование средств борьбы – силовое давление, эмоциональные удары, «ловушки»
 

     На  стадии конфликтного поведения возможны две стадии фазы: конструктивная и деструктивная.[16, с.83]

     К фундаментальным факторам, оказывающим  влияние на конструктивный или деструктивный  характер развития конфликта, относят:

  1. Характер проблем, затронутых конфликтом или их тип, жесткость, величина;
  2. Характеристики конфликтующих сторон;
  3. Степень сходства – различия между сторонами;
  4. Факторы ситуации;
  5. Навыки управления конфликтом;
  6. Стратегии поведения в конфликте.

     Деструктивная требует вмешательства руководителя. Она начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность друг другом, способами решения проблем, продуктивность совместной деятельности превышает порог терпимости, и совместная деятельность становится неуправляемой.

     В деструктивной фазе выделяют две  ступени:

     1. Характеризуется стремлением завысить свои возможности и занизить возможности партнера, самоутвердиться за его счет, необоснованностью критических замечаний, жестов, взглядов. Обычно эти реакции воспринимаются как личные оскорбления и включают активные механизмы защиты и противодействия;

     2. Характеризуется повышенной активностью  оппонентов при резком ослаблении  самоконтроля, нарушением восприятия  и реакцией партнера вплоть  до полного искажения его слов  и жестов. Кроме того, часто имеет  место уход от проблемы, подмена  предмета спора и переход на личности, взаимные оскорбления. На этой ступени процесс становится неуправляемым и необратимым.

     На  выбор стратегии в условиях конфликтного взаимодействия влияют личностные характеристики субъекта. Вместе с тем четко сопоставить  соотносительную роль ситуативных и личностных факторов в детерминации конфликтного поведения они не позволяют. «Если ситуация проста и не содержит угрозы, большую роль играют личностные диспозиции, в сложных и стрессовых ситуациях превалируют ситуационные факторы".

     По  мере обострения конфликта происходит отчуждение, неучаствующие в конфликте  люди чувствуют себя обязанными примкнуть  к одному или другому лагерю. Становится труднее занять нейтральную, мирную позиции, потому что умеренно настроенные члены группы теряют свое влияние, а крайне настроенные, наоборот, начинают играть ведущую роль.

     Если  стадия конфликтного взаимодействия, напротив, была конструктивной, то возможна следующая стадия – исход, ил разрешение конфликта (частичное или полное).

     3. Разрешение конфликта.

     В стадии завершения конфликта выделяют следующие состояния:

  • полное разрешение;
  • мнимый выход из конфликта;
  • возврат к состоянию готовности к конфликту;
  • спад, переход в хроническое состояние. 

     Намечается  тенденция к нормализации конфликта  и ликвидация его тат такового, подобное происходит либо вследствие явной победы одной из сторон, опасений противника понести чрезмерный урон.

     Здесь требуются профилактические меры для  нейтрализации, снятия стресса. Очевидно, что полное разрешение конфликта  подразумевает не только решение предметной проблемы, но и нормализацию эмоционально-волевой сферы человека.

     В литературе по проблемам конфликтов различные виды взаимодействия сторон обсуждаются в контексте трех принципиальных возможностей: борьбы, ухода или переговоров. Меньше внимания при этом уделяется варианту отказа от конфликтного взаимодействия, поскольку он фактически означает прекращения конфликта.[19, с.52]

     Силовые методы, объединяемые собирательным  понятием «борьбы», имеют свою историю  и культурные детерминанты. Однако разрушительные последствия «борьбы» на протяжении истории всего человечества, особенно в XX  веке, привели к появлению движения, направленного на развитие «миролюбия» и навыков «мирного» разрешения конфликтов.

     Выделяют  пять уровней конфликтов в организации: внутри личности, между личностями, внутри группы, между группами, внутри организации. Эти уровни тесно связаны между собой. Например, внутриличностный конфликт может заставить индивида действовать агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым межличностный конфликт.

     Внутриличностный  конфликт случается внутри индивида и часто является конфликтом целей  или конфликтом взглядов. Конфликтом целей он становится тогда, когда  индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающих целей. Внутриличностный конфликт становится конфликтом взглядов, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом.

     Межличностный конфликт вовлекает двух или более  индивидов, если они воспринимают себя как находящихся в оппозиции друг к другу с позиций целей, расположений, ценностей или поведения (Р. Марк, Р. Спайдер). Ершов А.А. дополняет: распространение конфликта на все взаимоотношения конфликтующих сторон и возникновение склонности к категоричному восприятию оппонента. Это наиболее часто возникающий в организациях и рассматриваемый в литературе тип конфликта. Его проявлениями являются: борьба за ограниченные ресурсы, рабочую силу, капиталовложения, инвестиции между подразделениями; борьба за одну должность. Другой формой межличностного конфликта являются столкновения личностей, обладающих различными чертами характера, темперамента, ценностными ориентациями, которые в силу противоположных целей не в состоянии ладить друг с другом. Возникновение определяется: личностным своеобразием членов коллектива, отношением личности к ситуации, психологическими особенностями членов коллектива, трудовым процессом и производственной ситуацией.

     Внутригрупповой конфликт является не просто суммой межличностных  конфликтов, а столкновением между частями или всеми членами группы, влияющим на групповую динамику и результаты работы группы в целом. Производственные, социальные и эмоциональные процессы внутри группы влияют на появление причин и путей разрешения внутригрупповых конфликтов. Часто внутригрупповой конфликт возникает в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства, появление неформального лидера, развитие групповщины.[16, с.77]

     Межгрупповой  конфликт представляет собой противостояние или столкновение двух или более  групп в организации. Такое противостояние может носить профессионально - производственную, социальную или эмоциональную основы. Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша. Переход межгруппового конфликта в эмоциональную стадию разрушающе действует не только на вовлеченные в него группы, но и на организацию в целом и на каждого индивидуального участника в отдельности. Развитие внутригруппового конфликта приводит к внутри организационному конфликту.

     Внутриорганизационный конфликт возникает в связи с  противостоянием, возникающим на почве  того, как были спроектированы отдельные  работы или организация в целом  или на почве того, как формально  распределена власть в организации. Выделяют четыре разновидности этого конфликта: вертикальный - это конфликт между уровнями управления в организации. Его возникновение и разрешение обусловлено теми сторонами жизни организации, которые влияют на вертикальные связи в организационной структуре: цели, власть, коммуникации, культура. Горизонтальный конфликт вовлекает равные по статусу части организации и чаще всего выступает как конфликт целей. Развитие горизонтальных связей в структуре организации во многом помогает его разрешению. Линейно-функциональный конфликт чаще носит сознательный или чувственный характер. Его разрешение связано с улучшением отношений руководством и специалистами. Ролевой конфликт возникает тогда, когда индивид, выполняющий определенную роль, получает неадекватное его роли задание.[4, с.37]

     Предупреждение  конфликтов - это создание объективных  условий и субъективных предпосылок, способствующих разрешению предконфликтных ситуаций неконфликтными способами.

 

 

     3 Конструктивная позиция  менеджера по персоналу  в отношении организационных  конфликтов

 

     3.1 Управление организационным  конфликтом

 

     Конфликтологами разработаны и продолжают разрабатываться  способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их «безболезненного» разрешения. В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно использовать его.

     Первый  шаг в управлении конфликтом состоит  в понимании его источников. Менеджеру  следует выяснить, это простой  спор о ресурсах, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости (непереносимости), психологической несовместимости. После определения причин возникновения конфликта он должен минимизировать количество участников конфликта. Установлено, что чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше потребуется усилий для его разрешения.

     Действия  руководителя при разрешении конфликтов:

     1. Изучение причин возникновения конфликта;

     2. Ограничение числа участников конфликта;

     3. Анализ конфликта;

     4. Разрешение конфликта.

     Если  в процессе анализа конфликта руководитель не может разобраться в его природе и источнике, он может привлечь для этого компетентных лиц (экспертов). Мнение экспертов часто бывает более убедительно, чем мнение непосредственного руководителя. Однако в этом случае каждая из конфликтующих сторон может подозревать, что менеджер-арбитр в определенных условиях или по каким-либо субъективным причинам может принять сторону ее оппонента. И в такой ситуации конфликт не затухает, а усиливается, так как «обиженной» стороне необходимо бороться уже и против менеджера.[20, с.58]

     Существуют  три точки зрения в отношении  конфликта:

     · менеджер считает, что конфликт не нужен  и наносит организации только вред. В таком случае дело менеджера  - устранить его любым способом;

Информация о работе Конструктивная позиция менеджера по персоналу в отношении организационных конфликтов