Конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть адаптацию предприятия в конкурентной среде.
Задачами работы являются:
- рассмотреть теоретические аспекты развития предприятий в конкурентной среде;
- определить основные направления адаптации системы управления предприятием к конкурентной среде.

Работа содержит 1 файл

курсач по менеджменту.docx

— 258.84 Кб (Скачать)

       Производительность  труда - показатель эффективности использования ресурсов труда, трудового фактора. Измеряется количеством продукции в натуральном или денежном выражении, произведенным одним работником за определенное, фиксированное время (час, день, месяц, год).

       Фондоотдача - количество продукции в расчете на рубль основных производственных фондов. Рост фондоотдачи - важнейшее направление лучшего использования основных производственных фондов.

       Данные  для анализа взяты приблизительные,  так как основные показатели  является секретной информацией.

       Динамика  основных экономических  показателей  представлена  в таблице. При  составлении таблицы использовались  данные бухгалтерской отчетности за 2009- 2011гг.

 

Показатели

2009 год

2010  год

2011 год

Абсолютное отклонение

Темп прироста, %

2009 г. - 2011 г.

2010 г. - 2011 г.

2009 г. - 2011 г.

2010 г. -2011 г.

1 Объем оказанных услуг,  тыс.руб

116945

140900

165800

-48855

-24900

70,5

85

2 Выручка от реализации, тыс. руб

114876

138889

157656

-42780

-18767

72

88

3Себестоимость реализованной  продукции, тыс. руб

116654

133831

155321

-38667

-21490

75

86

4Прибыль от реализации, тыс. руб

1778

5058

7234

-5456

-2176

24,6

70

5 Затраты на 1 руб реализованной  продукции, коп 

92,75

94,98

93,71

-0,96

1,27

99

101

6 Рентабельность продукции, %

1,52

3,78

5,45

-3,93

-1,67

28

69,3

7Среднесписочная численность,  чел.

250

258

272

-22

-14

96,8

94,8

8 Фонд оплаты труда,  тыс.руб

20845

30984

37564

-16809

-6670

55,3

82,3

9 Производительность труда,  тыс. руб/чел.

467,78

546,12

625,35

-157,57

-79,23

75

87,3

10 Среднегодовая стоимость  ОПФ, тыс. руб

32053

32570

34652

-2599

-2082

92,4

94

11 Фондоотдача, руб/руб

3,65

4,32

4,78

-1,13

-0,46

76

90

12 Фондоемкость, руб/руб

0,27

0,23

0,20

0,07

0,03

135

115

13 Среднемесячная з/п, руб

6948

10532

14508

-7560

-3967

48

72,6


Таблица2.2- Динамика экономических показателей деятельности предприятия

 

 

Рисунок 2.3 - Динамика рентабельности предприятия

 

На основании  рис. 2.3 можно сделать вывод, что ежегодно экономическая эффективность на предприятии увеличивается. Максимальное значение было достигнуто в 2011г. Это происходит за счет снижения затрат на маркетинговую деятельность.

Так как выручка растет пропорционально объему реализованной  товарной продукции, а рост себестоимости  не опережает эти показатели, то наблюдается рост прибыли и, соответственно, рентабельности предприятия.

Оборот компании в целом  увеличивался на протяжении анализируемых  лет, что было возможным при использовании  новых технологий в ведении страхового бизнеса, зарубежного опыта, а так  же привлечением на работу высококвалифицированных  специалистов.

 

Рисунок 2.4- Динамика выручки предприятия

 

 

2.4 Анализ конкурентоспособности. SWOT-анализ предприятия ОАО «Сочи- Гарант»

 

Конкурентоспособность предприятия  есть уровень эффективности использования  хозяйствующим субъектом экономических  ресурсов относительно эффективности  использования экономических ресурсов конкурентами. При этом существуют два источника конкурентоспособности: операционная эффективность и стратегическое позиционирование.

         Операционная эффективность означает  выполнение схожих видов деятельности  лучше, чем это делают конкуренты. Она включает оценку эффективности  выполнения тех или иных видов  деятельности, а также ряд других  мероприятий, позволяющих предприятию  интенсифицировать использование  имеющихся факторов производства, например, за счет снижения брака  продукции или более быстрой  разработки новых продуктов.

          Стратегическое позиционирование  предприятия означает осуществление  отличных от конкурентов видов  деятельности или выполнение схожей деятельности, но другими путями. Сущность стратегического позиционирования можно сформулировать как осуществление видов деятельности, которые обеспечивают уникальную природу создаваемой потребительной стоимости. Стратегическое позиционирование заключается в создании уникальной и выгодной позиции, основанной на осуществлении сочетания видов деятельности, отличных от видов деятельности конкурентов.

             Таким образом, конкурентоспособность  предприятия может быть охарактеризована  и, в конечном счете, сведена  к оценке его операционной  эффективности и стратегического  позиционирования. Вне сомнения, что  предлагаемая оценка должна осуществляться  на основе сопоставления соответствующих  показателей рассматриваемого хозяйствующего  субъекта и конкурентов.

            Учитывая вышесказанное, проведем анализ конкурентной среды ОАО «Сочи - гарант».

            Основным конкурентом на территории Краснодарского края для страховой компании «Сочи-гарант», являются компании «ИнноГарант», «Росно». Все эти компании так же оказывают весь спектр услуг по страхованию и находятся на рынке не малое количество лет.

          «Инно гарант» - работает на рынке страховых услуг с 2000г. Специализируется на автостраховании, имущественном страховании, личном страховании. Гарантирует высокое качество услуг благодаря инновационным подходам в организации и технологии страхования.

          «Росно» - группа компаний Росно является одной из крупнейших страховых групп в России. Является одним из лидеров российского страхового рынка по объему капитализации. Капитал компании на 100% состоит из собственного акционерного капитала, что обеспечивает дополнительную финансовую надежность и устойчивость.

 

   

Факторы конкурентоспособности

«Сочи-гарант»

«Инно-

гарант»

«Росно»

Продукт:

качество услуги

8

5

8

разнообразие ассортимента: услуги

7

5

7

престиж страховой компании

9

6

9

надежность

9

8

8

сроки выполнения обязательств

5

6

4

качество услуг

10

10

10

уровень предпродажного обслуживания

9

8

10

уровень после продажного обслуживания

10

9

10

Цена:

уровень цен

8

10

9

прейскурантная цена

9

8

9

налоговая ставка

8

8

6

скидки с ценой, %

0

0

0

срок платежей

7

8

9

условия кредита

3

2

1

гибкость ценовой политики

5

6

7

назначение цен на новые  товары

6

5

4

Сбыт:

объем продаж по каждым каналам  сбыта

8

7

7

численность состава сотрудников  сбытовых служб 

10

9

9

торговые представители

2

4

3

дилеры, маклеры, дистрибьюторы

2

4

3

уровень квалификации персонала

8

10

9

Продвижение:

Характеристика рекламной  деятельности

  • Бюджет РД
  • Средства рекламы
  • Используемые СМИ
  • Проведение отдельных рекламных кампаний

9

8

9

Характеристика методов  стимулирования сбыта 

  • Различные скидки
  • Конкурсы
  • Премии
  • Презентации

3

5

4

Характеристика инструментов прямого маркетинга

  • Директ-мейл(почтовый маркетинг)
  • Телемаркетинг
  • Интерактивный маркетинг(интернет, компакт-диски)
  • Продажи по телефону

7

8

5


       

Таблица 2.3  -  Оценка конкурентоспособности услуги или фирмы

 

        По  данным полученным из таблицы  найдем средние значения по  основным показателям таким как:  услуги, цена, сбыт, продвижение. Данные  о средних оценках представлены в Таблице2.4

Наименование

Продукт

Сбыт

Цена

Продвижение

"Сочи - гарант"

8,5

5

5,5

7,2

" Инно-

гарант "

7,1

5,8

4,9

6,5

" Росно "

9,4

6,2

5,7

7


 

Таблица 2.4-  Средние оценки по основным показателям

 

      Предприятие  ОАО «Сочи - гарант» является конкурентоспособным. Из таблицы 2.4 видно, что исследуемая фирма практически по всем факторам конкурентоспособности является лидером. Но следует отметить, что по таким категориям как - «сбыт» ОАО «Сочи - гарант» снижает свою активность - это связанно с тем, что данная фирма уже развита во многих отраслях. Из таблицы 2.4 так же видно, что главным конкурентом «Сочи - гарант» является страховая компания «Росно», так как она превышает «Сочи - гарант» почти по всем показателям.

        Следовательно, предприятию ОАО «Сочи - гарант» следует сосредоточить усилия на активности сбыта страхового продукта. Так же следует отметить, что уровень цен ОАО «Сочи - гарант» средний и приемлем для покупателей его продукции в сравнении с конкурентами, что также является непосредственным преимуществом.

          SWOT-анализ – это анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также исходящих из внешней среды возможностей и угроз. На этом этапе процесса стратегического планирования руководители сопоставляют результаты анализа внешней с профилем предприятия, чтобы увидеть, какие у него существуют сильные и слабые стороны, какие возникают взаимосвязанные возможности и угрозы бизнесу.

Проведя анализ внутренней среды компании «Сочи-гарант», можно определить сильные и слабые стороны ее деятельности. Эти характеристики будут занесены в поле «Сильные стороны организации» и в поле «Слабые стороны организации».

После изучения внешней среды  компании можно создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она может столкнуться. Эти данные будут занесены в поле «Возможности внешней среды» и «Угрозы внешней  среды». После того как конкретный список слабых и сильных сторон компании, а также угроз и возможностей будет составлен, наступит этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT.

В Таблице 2.5 представлен SWOT-анализ предприятия ОАО «Сочи-Гарант»

 

 

Сильные стороны (S)

1. Широкий список оказываемых  услуг;

2. Круглосуточная служба, сотрудничество с больницами, аптеками;

3. Разработка новых программ;

4.Знания директора в  области финансов и банковского  дела.

Слабые стороны (W)

1. Малый охват территории;

2.Слабая программа продвижения  товаров;

3. Работники – переквалифицированные  специалисты других областей;

4. Отсутствие маркетинговых  исследований.

Возможности (О)

1. Ухудшение позиций конкурентов

2. Рост инвестиционной  активности

3. Увеличение доли рынка

4. Снижение уровня налоговой  нагрузки

5. Работа с юр. Лицами

6. Стремление населения  к защищенности

SO стратегии

1. Выход на новый рынок с новыми программами позволит увеличить число клиентов

2. Заключение договоров  о сотрудничестве с клиниками  и тех. центрами в других  городах.

3. Разработка программы маркетинговых исследований на основе заимствования опыта иностранных компаний.

1. Работники – переквалифицированные  специалисты других областей;

2. Отсутствие маркетинговых  исследований. 

1.Совершенствование программы  продвижения товаров.

2. Постоянное повышение  уровня квалификации персонала,  привлечение специалистов в области  страхования.

3. Пополнение списка услуг  новыми программами и тарифами.


Таблица 2.5- Матрица SWOT-анализа

Таким образом, можно сделать  следующие выводы. Адаптация в  любой сфере деятельности человека, означает способность быстро реагировать  на изменения внешней и внутренней среды. В современных условиях финансового  кризиса, конкуренция между предприятиями  обостряется. Борьба идет уже не за получение дополнительной прибыли, а за выживаемость. Поэтому адаптация  к меняющимся условиям конкурентной среды имеет решающее значение для  предприятия. Адаптивные механизмы  затрагивают организационные, экономические  и мотивационные аспекты. С помощью  них предприятие преобразует  собственную структуру, меняет финансовые потоки, подготавливает персонал к  нововведениям. В нестабильных условиях наиболее эффективны механизмы с  активной адаптацией, которые направлены на быстрое и непосредственное воздействие  на слабые стороны работы предприятия. Конкурентоспособность современных  предприятий зависит от характеристик выпускаемого продукта: восстребованности, качества, цены, престижа марки, технологичности, уникальным характеристикам. При снижении прибыли необходимо оценить конкурентоспособность предприятия и выбрать наиболее эффективную стратегию по ее повышению.

Информация о работе Конкурентоспособность