Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:02, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть адаптацию предприятия в конкурентной среде.
Задачами работы являются:
- рассмотреть теоретические аспекты развития предприятий в конкурентной среде;
- определить основные направления адаптации системы управления предприятием к конкурентной среде.
Исходя из вышесказанного, можно предложить следующую систему адаптационных механизмов стратегического управления (рис. 1.2). Основной функцией механизмов реализации стратегий организации является осуществление выбранных в ходе применения адаптационных механизмов стратегий. На практике эти механизмы настолько взаимосвязаны между собой, что трудно выделить какую-либо составляющую одной, «чистой» природы, которая бы не содержала в себе элементы других составляющих. Поэтому предлагаемая Фатхутдиновым Р.А. (12; с. 213) система механизмов сформирована по принципу однородности на основе главных признаков, в частности, организационных, экономических и мотивационных (рис. 1.3).
Каждый из механизмов реализации
стратегий организации
Экономические механизмы используются тогда, когда продукция предприятия хорошо известна покупателям, пользуется спросом, а главной задачей менеджмента становится расширение доли рынка, снижение себестоимости и повышение рентабельности производства.
Механизмы с пассивной адаптацией к внешней среде
Механизмы с активной адаптацией к внешней среде
Механизмы, направленные на формирование внешней среды
Стратегия пассивного выживания
Стратегия активного выживания
Стратегия развития
Рисунок 1.2 Система адаптивных механизмов стратегического управления
Экономические механизмы реализуются через рыночные механизмы цен, определяемые динамикой спроса и предложения, воспроизводством основных фондов и ускоренной амортизацией, оплатой труда, рынком акций и инвестиционной политикой, лизингом, структурой акционерной собственности, элементами государственного регулирования цен и налогов.
Организационные механизмы чаще всего востребованы тогда, когда организация находится в стадии реструктуризации, когда производственный процесс идет по пути реализации перспективных бизнес-планов, требующих выделения различных бизнесов в самостоятельные подразделения, когда идет массированная маркетинговая разведка рынка, и структура производства подстраивается под рыночную конъюнктуру и поведение конкурентов.
Организационные механизмы
Экономические механизмы
Мотивационные механизмы
Рисунок 1.3 Система механизмов реализации стратегий организации
Инструментами организационных
механизмов выступают реструктуризация
предприятия и реорганизация
организационной структуры, позиционирование
рынков и потребителей, рыночная организация
управления и бизнес-планирование,
оперативное регулирование
Для организационных изменений
необходимы резервы: физическое наличие
производственных помещений, оборудования,
наличие квалифицированных
1.3 Повышение конкурентоспособности как главный фактор адаптации в конкурентной среде
Конечная цель адаптации предприятия в конкурентной среде - победа в конкурентной борьбе за потребителя, за рынки сбыта как закономерный итог его интегрированных усилий по реализации организационно-экономической системы адаптации.
"Конкуренция" в переводе
с латинского означает
Конкурентоспособность характеризует степень соответствия отдельного класса объектов определенным рыночным потребностям: предложение (товар) - спросу, предприятие - возможности обеспечить конкурентные преимущества.
Все факторы определяющие
конкурентоспособность можно
Качество товаров и услуг. Качество - главная характеристика товара. Товар может занять достойное место в ряду аналогов (то есть стать конкурентоспособным) только обладая определённым качеством. В понятие качества входят долговечность, надёжность, точность, простота эксплуатации, а также отсутствие дефектов и брака. Однако не все эти качества являются в каждом товаре необходимыми, так например, странно ожидать долговечности от одноразового товара. Поэтому есть такой важный показатель качества как соответствие стандартам. Кроме этого товар должен удовлетворять следующие потребности потребителей: физические, технические, эксплуатационные, эстетические, затратные (ценовые и расходы, связанные с эксплуатацией), престижа и прочее.
Цена товаров и услуг. Цена - это экономическая категория, которая является денежным выражением стоимости товара. Она служит для косвенного измерения величины затраченного на производство товара необходимого рабочего времени.
Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. В конце концов, поторговавшись, сходились на взаимоприемлемой цене.
Факторы, влияющие на определение цены товара:
1) Совокупные издержки производства;
2) Затраты общественного труда;
3) Качество товара;
4) Функции и свойства товара;
5) Квалификация персонала;
6) Технологический уровень производства;
7) Налоговое законодательство страны;
8) Затраты, связанные с транспортировкой и хранением товара;
9) Затраты, связанные с
арендой помещений для
10) Упаковка товара;
11) Известность фирмы;
12) Уровень сервисного и гарантийного обслуживания;
13) Маркетинговая деятельность фирмы;
14) Спрос и предложение на данную продукцию;
15) Торговая наценка фирмы.(15; с.21 )
При выборе стратегии ценообразования необходимо решить, какие цели будут преследоваться для конкретного товара. В основном преследуются следующие цели:
Уровень квалификации персонала. Наличие квалифицированных рабочих позволяет постоянно поддерживать высокое качество продукции при минимальных расходах на расходные материалы. Огромный ряд товаров просто не может быть произведён без высококвалифицированного персонала. Огромное значение имеет и наличие высококвалифицированного менеджмента, так как даже при наличии идеально обученных рабочих вряд ли возможно создать конкурентоспособный продукт без высоко подготовленных технологов, инженеров и трудно организовать его сбыт без предварительных расчётов опытных маркетологов.
Технологический уровень производства. Технологический уровень наряду с уровнем квалификации персонала позволяет производить продукцию высокого качества с низкими затратами и в кратчайший срок. Тем самым снижая себестоимость продукции при неизменном качестве. Обойти постоянное техническое перевооружение производства, при изготовлении большей массы товара практически не возможно, в этом случае большое значение имеет доступность финансирования.
Насыщенность рынка, спрос и предложение. Соотношение спроса и предложения, и это один из ключевых вопросов эффективной работы фирмы и конкурентоспособности ее продукции на том или ином рынке. Рассмотрим его подробнее.
Рассмотрим пути повышения конкурентоспособности товаров. B конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.
Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Он, например, может:
- Добиться отличия товаров
предприятия в глазах
- Выбрать из намеченных
к производству товаров один,
являющийся наиболее
- Отыскать новое применение выпускаемым товарам;
- Своевременно изъять
экономически неэффективный
- Найти выход на новые рынки, как со старыми, так и с новыми товарами;
- Осуществлять модификацию
выпускаемых товаров в
- Регулярно развивать
и совершенствовать систему
Чтобы оценить конкурентоспособность
товара, необходимо решить широкий
круг вопросов и, прежде всего, получить
объективную информацию о тех
рынках, где уже реализуется или
предлагается сбывать товар, о его
конкурентах. Анализу рынков уделяется
основное внимание. Особенно это относится
к оценке тех потребностей, которые
предполагаемый товар не удовлетворяет,
к выявлению отрицательных и
положительных свойств этого
товара, которые отмечают потребители.
В заключении решается вопрос, соответствует
ли в данный момент производимая продукция
по техническому уровню и качеству
требованиям конечных потребителей,
и оценивается