Конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:32, контрольная работа

Описание работы

Конкурентоспособность — это комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, которые определяют его успех на рынке.
Конкурентоспособность (то есть возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой.
Одной из составляющих конкурентоспособности является качество продукции (услуги). Качество продукции— это определенная совокупность свойств товара, способная в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

Работа содержит 1 файл

Конкурентоспособность.docx

— 75.11 Кб (Скачать)

Рис. 1. Основные этапы  цикла повышения конкурентоспособности  региона [11]

выявляются позиции товаров  различных конкурентов (включая  товары организации, проводящей исследование). Определяется имидж различных конкурентов, сложившийся у потребителей. Важным является определение, какие конкуренты воспринимаются потребителями подобным или различным образом. Такое  исследование называется многомерным  шкалированием. Оно может осуществляться как с помощью, так и без помощи атрибутных данных.

 В ряде случаев используются  интегральный показатель конкурентоспособности  продукта, который может быть  рассчитан по следующему алгоритму:

1.Определяются отдельные показатели (атрибуты) конкурентоспособности путем  их сравнения с базовыми, эталонными  показателями или показателями  для продуктов услуг – конкурентов:

 

(расчеты ведутся в  процентах), где: Qi–показатель конкурентоспособности по i–му параметру; Pi–величина i-го параметра продукта; Pio – величина i – го параметра для продукта – эталона.

2. Рассчитывается интегральный  показатель конкурентоспособности  (сводный индекс конкурентоспособности): 

  

где:   0 < a< 1; å a=  1

где: n – число оцениваемых параметров; a– вес i-го параметра.

 Очевидно, что чем ближе  приближается K к единице, тем  ближе по набору оценочных  параметров данный продукт соответствует  эталонному образцу.

Можно сформировать некий  гипотетический идеальный продукт, наделив его лучшими параметрами  продуктов данной группы. Тогда К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала.

При оценке конкурентоспособности  конкретной услуги  по приведенной формуле ее можно сравнить с подобными услугами– конкурентами - эталонами , и сделать вывод об их сравнительной конкурентоспособности. Когда подобное сравнение проводится только с каким-то продуктом–конкурентом, то К < 1 означает, что анализируемый продукт уступает образцу по конкурентоспособности; К > 1, то превосходит. При равной конкурентоспособности К = 1.

 При выборе образца,  т.е. конкурента-эталона,  необходимо, чтобы он и оцениваемый продукт-услуга были аналогичными по назначению и условиям использования и предназначались для одной группы потребителей.

Важным направлением исследования конкурентоспособности продуктов-услуг  является оценка конкурентной позиции  отдельных продуктов на разных рынках, осуществляемая по двум показателям: качество-цена.

 Оценка возможностей  фирмы (отрасли) позволяет построить  многоугольник конкурентоспособности  (рис.2). Изображая на одном рисунке  многоугольники конкурентоспособности  для разных фирм, легко провести  анализ уровня их конкурентоспособности  по разным факторам. [9] Очевидно, что возможно построение многоугольника  конкурентоспособности также для  продуктов-конкурентов и маркетинговой  деятельности фирм-конкурентов в  целом.

Недостатком такого подхода  является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма-конкурент в  состоянии улучшить свою деятельность.

 По результатам исследований, проведенных по рассмотренным направлениям изучения конкурентоспособности, проводится сравнительный анализ уровня отдельных атрибутов (параметров), достигнутого фирмами-конкурентами.

 

 

Рис. 2. Многоугольник конкурентоспособности [9]

 По результатам исследований, проведенных по рассмотренным  направлениям изучения конкурентоспособности,  проводится сравнительный анализ  уровня отдельных атрибутов (параметров), достигнутого фирмами-конкурентами. На основе анализа полученных  оценок выявляются сильные и  слабые стороны конкурентной  борьбы по всем изученным направлениям  конкурентоспособности. Далее разрабатываются  мероприятия по закреплению сильных  сторон и ликвидации слабых  мест. Иногда, как отмечалось выше, определяется интегральный показатель  конкурентоспособности (хотя сравнительный  анализ по отдельным показателям  является гораздо более полезным). Результаты исследования всех  аспектов деятельности конкурентов  используются для определения,  с кем из них можно конкурировать  и служат целям выбора эффективных  стратегий рыночной деятельности.

 В современных условиях  перехода к насыщенному рынку  конкурируют между собой уже  не товары, услуги, и даже не  поставляющие их компании, а группы  компаний, нацеленные на полное  и качественное удовлетворение  потребностей Заказчика за счет  интеграции совместных усилий. Кроме  того, конкуренция все больше  становится борьбой идей, а не  борьбой ресурсов. На рынке побеждают  компании, постоянно предлагающие  новые инновационные решения.  При этом чрезвычайное значение  приобретает скорость практического воплощения идей в конкретные продукты и услуги [15].  

Динамизм компании, т.е. ее способность к быстрому и масштабному маневру, с одной стороны, собственными ресурсами, а с другой стороны, организацией партнерского взаимодействия – становится решающим фактором конкурентоспособности. Эффективное управление организацией превращается в доминанту менеджмента. Правильно спрогнозировать рыночную конъюнктуру и заблаговременно инвестировать в совершенствование внешней инфраструктуры, структуры и организации процессов самого предприятия, совершенствование управлением персоналом – это значит добиться существенного конкурентного преимущества в ближайшей перспективе. Практическое управление организационным развитием требует применения новых технологий менеджмента организации. Бизнес-инжиниринг как современная технология управления, основанная на формальном, точном, полном и всестороннем описании деятельности компании путем построения ее бизнес- модели как нельзя лучше подходит для этих целей.

 Менеджмент организации  реализуется через управление  изменениями или управление организационным  развитием. Осуществляя мониторинг  среды и, фиксируя существенные  для компании изменения, вносят  соответствующие взаимосвязанные  корректировки в бизнес- модель. Это позволяет быстро реагировать  на уже свершившиеся изменения.

 При реализации управления  организационным развитием в  бизнес-модель вносятся упреждающие  изменения на основании стратегического  прогноза (виденья) таких изменений.  Бизнес-инжиниринг основан на  системном подходе к управлению, при котором компания рассматривается  в качестве целевой открытой  социально-экономической системы,  взаимодействующей с внешней  средой как с более широкой  надсистемой.

 В результате позиционирования компании (как целостной системы) относительно других участников внешней среды (покупателей, конкурентов, партнеров, государства, общественных движений и пр.) определяется миссия – компромисс между потребностями рынка (надо), а также возможностями (могу) и желанием (хочу) компании удовлетворить эти потребности. При разработке миссии происходит формирование стратегического виденья перспектив развития бизнеса, которое формализуется в форме развернутого делового кредо компании относительно целей, принципов и идеологии отношений со всеми участниками внешней среды. На основе миссии формируются корпоративные цели и стратегии роста, интеграции и инвестиции бизнесов. Дальнейшее уточнение стратегических позиций компании происходит на этапе разработки стратегий в области отдельных бизнесов и ресурсов.

 Развитие экономики санаторно-курортного комплекса региона и отдельных его предприятий и организаций также и все более определенно начинает регулироваться законами рынка и определяется их стратегией и тактическими действиями на мировом рынке и на формирующихся национальном и региональном рынках санаторно-оздоровительных услуг.

Большинство  исследователей современных процессов в санаторно-курортной сфере  нашей страны отстаивает точку зрения, что формирование российского рынка санаторно-оздоровительных услуг должно сопровождаться регулированием со стороны государства этого процесса.

 Мы считаем, прежде  всего, что без такого регулирования  в практике невозможно соблюдение  социальных критериев развития  этой важнейшей для страны  социальной сферы народного хозяйства.  Весь вопрос в том, как, в  каких формах и с помощью  каких рычагов осуществлять такое  регулирование.

В работе [17] предложена концепция  совершенствования государственной  политики в области управления санаторно-курортной  сферой в РФ, в которой определены основные инструменты  системы государственного регулирования в рамках рыночной модели хозяйствования: лицензирование деятельности санаторно-курортных организаций; их аттестация и государственная аккредитация; добровольная сертификация санаторно-оздоровительных услуг; профессиональная подготовка, переподготовка, аттестация и сертификация специалистов этих организаций независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности; система государственных путевок и госзаказа на санаторно-оздоровительные услуги и отдых населения.

Наиболее полная классификация  рынков санаторно-курортных услуг  различает следующие основные группы рынков: [3; 4;5;10]

- по территориальному  охвату: мировой (международный), национальный, региональный, муниципальный (местный);

-     по временному аспекту: круглогодичный, сезонный;

-  по степени управляющего воздействия государства: регулируемый, нерегулируемый;

-  по объектам купли-продажи: рынок путевок, рынок основных услуг,  рынок дополнительных услуг, рынок курортных товаров;

-  по учету социального фактора: рынок социально-коммерческий (рынок государственных, профсоюзных и ведомственных льготных путевок), чисто коммерческий рынок;

-  по видам санаторно-курортных организаций: рынок услуг санаториев, санаториев-профилакториев, пансионатов с лечением, санаторно-оздоровительных лагерей, курортных поликлиник, бальнео- и грязелечебниц;

-  по соответствию законодательству: легальный рынок, нелегальный рынок (незарегистрированный частный сектор);

-   по технологии реализации: оптовый, розничный, оптово-розничный.

 Выше нами была охарактеризована  специфика функционирования и  развития современных рынков  санаторно-оздоровительных услуг  в нашей стране. В этих условиях  для повышения экономической  эффективности санаторно-курортных  комплексов необходимо более  полно использовать  рекреационные ресурсы каждого региона, а каждая санаторно-курортная организация должна мобилизовать все доступные ей резервы для повышения  своей конкурентоспособности на региональном рынке санаторно-оздоровительных услуг. С этой целью необходимо конкретизировать понятие рекреационной привлекательности территории, санаторно-курортного комплекса (СКК)  и отдельных его организаций, которая, по нашему мнению, определяется, прежде всего, формирующими  ее факторами.

Предлагаемая нами классификация  факторов рекреационной привлекательности СКК региона, определяется такими основными группами факторов, как:

  • -  политические и социально-экономические;
  • -  природно-географические;
  • -  организационно-экономические;
  • -  медико-технологические.

 Исследование этих  факторов дает возможность оценить  рекреационную привлекательность  региона, а также  полнее и эффективнее использовать  эти факторы для обеспечения конкурентоспособности на рынках санаторно-курортных услуг.

Литература:

  1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр: экономики и маркетинга, 1996. — 208с.
  2. Ветитнев А.М., Боков М.А., Угрюмов Е.С. Конкурентоспособности санаторно-курортных организаций. - Сочи: РИО СГУТиКД, 1999. - 95с.
  3. Ветитнев А.М. Реформирование санаторно-курортного комплекса направления и перспективы // Курортные ведомости. - 2001. -№5. - с.5-7.
  4. Ветитнев А.М., Лаптев С.А. Организация маркетинговых исследований в условиях санатория // Курортные ведомости.-2003.-№1.-с.4-9.
  5. Герасименко Н.Ф. Санаторно-курортная деятельность как отрасль экономики государства // Курортные ведомости. - 2001. - №6. - с. 4-6.
  6. Гидбут А.В., Мезенцев А.Г. Курортно-рекреационное хозяйство (региональный аспект). - М. .'Наука, 1994.
  7. Данько Т.П. Управление маркетингом. - М.: ИНФРА-М, 2001. -334с.
  8. Дымченко А.С. Организационно-экономические основы управления развитием рынка санаторно-оздоровительных услуг: канд дис. – Кисловодск: КИЭП, 2002.
  9. 9Завьялов П. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал. - 1995. - № 12. - с. 50 - 55.
  10. 10Кубань в цифрах: статистический сборник. - Краснодар: Краснодарский краевой комитет государственной статистики, 2001. - 230с.
  11. Маркетинг: Толковый терминологический словарь-справочник. — М.: "Инфоконт", СП "Медсервис Интернешнл", 1991. — 224 с.
  12. Конкурентоспособность, маркетинг, обновление. — М: Внешторгиздат, 1993. — 304с.
  13. Научные основы регионального социально-экономического мониторинга / Под ред. Л.В.Ивановского, В.Е.Рохчина. — СПб.: ИСЭП, 1998.
  14. Романенко А.А. О системе сертификации санаторно-курортных учреждений // Курортные ведомости. - 2001. -№6. - с.8-9.
  15. Фурсова Е.Б. Три «кита» курортной индустрии // Курортно- туристическое обозрение. - 2001. -№1. - с.4-5.
  16. Arnold K., Uriaub auf dem Bauemhof, Wien, 1981.
  17. Bleile G., Tourismus in der Bundesrepublik Deutschland: Ausgewaehlte Beitraeee 1976-1987, Heilbronn, 1987.

Информация о работе Конкурентоспособность