Конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:32, контрольная работа

Описание работы

Конкурентоспособность — это комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, которые определяют его успех на рынке.
Конкурентоспособность (то есть возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой.
Одной из составляющих конкурентоспособности является качество продукции (услуги). Качество продукции— это определенная совокупность свойств товара, способная в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

Работа содержит 1 файл

Конкурентоспособность.docx

— 75.11 Кб (Скачать)

Конкурентоспособность — это комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, которые определяют его успех на рынке.

Конкурентоспособность (то есть возможность коммерчески  выгодного сбыта на конкурентном рынке) можно определить, только сравнивая  товары конкурентов между собой.

Одной из составляющих конкурентоспособности является качество продукции (услуги). Качество продукции— это определенная совокупность свойств товара, способная в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

Производственная  деятельность любого предприятия в  современных условиях зависит от того, насколько успешно решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Только решив  эту проблему, предприятие может  эффективно функционировать и развиваться  в рыночной среде. Этим и обусловлена  актуальность выбранной темы.

Успешная работа предприятий в условиях конкуренции  зависит от системы взаимосвязей внешнего и внутреннего характера.

Наибольшее воздействие  на конкурентоспособность предприятий  оказывают, по мнению многих ученых, интегральные факторы и, прежде всего, инвестиционные, инновационные и финансовые.

Основными требованиями для достижения конкурентоспособного производства являются: использование  прогрессивной технологии, современных  методов менеджмента, своевременное  обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, непрерывности  и ритмичности процессов.

Аннотация. Вопросы повышения  конкурентоспособности санаторно-курортных  организаций, управления лечебно - профилактическими  учреждениями в условиях складывающихся рыночных отношений (маркетинга, рынка  медицинских услуг, спроса и предложения, и пр.), эффективного использования  принципиально новых форм и методов  управления, адекватных сути рыночных социально-экономических структур, рассматриваются в данной статье.

 Ключевые слова: конкурентоспособность,  факторы повышения конкурентоспособности,  конкурентоспособность территориального  образования, факторы рекреационной  привлекательности.

 Abstract. Questions competitiveness sanatorium organizations, managing medical - preventive institutions in emerging market relations (marketing, medical services market, supply and demand, etc.), the effective use of innovative forms and methods of administration, the essence of market adequate socio-economic structures are discussed in this article.  
 Key words: competitiveness, the factors of competitiveness, competitiveness of the territorial education, recreational attractiveness factors.  

Конкурентоспособность как  обобщенная экономическая категория  характеризует экономическую ситуацию, включая проектные, производственные, распределительные и потребительские  аспекты результатов экономической  деятельности. Конкурентоспособность  присуща всем элементам экономической  системы, однако, проявляется в ситуациях  конфликта, результатом которого должно стать перераспределение рынка. [2;7;9 и др. ]

Резюмируя сказанное, можно дать следующее определение: конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов. В литературе можно встретить трактовку конкурентоспособности как синонима качества продукции. [1; 6; 12]

 Из приведенного  выше определения следует некорректность  такого отождествления понятий. Во-первых, конкурентоспособность любого товара определяется совокупностью только тех его свойств, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие показатели, выходящие за указанные рамки, при оценке учитываться не должны, т.е. показатели продукции, отражающие  эффект последней для изготовителя, часто не представляют интерес для потребителя. Таким образом, в наиболее общем случае можно утверждать, что потребителя не интересуют условия проектирования, производства и транспортировки товара до поступления его на рынок, а непосредственную ценность представляют лишь потребительские свойства, каким бы путем они были достигнуты. Во-вторых, необходимым элементом определения уровня качества продукции является сравнение с базой, выбор которой бывает достаточно проблематичным. Если же говорить о конкурентоспособности, то для ее оценки необходимо сравнить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным запросами и предпочтениями покупателя, а затем сравнить полученные показатели. В- третьих, с позиции качества можно сравнивать лишь однородные объекты с точки зрения не только назначения и области применения, но и основных конструктивных и технологических особенностей. С позиций же конкурентоспособности, где за базу берется удовлетворение конкретной потребности, возможно сопоставление и неоднородных образцов, различающихся по элементной базе, принципу функционирования, технологии изготовления, но представляющих различные способы удовлетворения одной и той же потребности. В - четвертых, анализ качества, выполненный в соответствии с действующими нормативными документами, еще не дает оценки степени конкурентоспособности продукции. Последняя определяется в процессе сбыта.   
Можно утверждать, что для потребителя качество является обязательной характеристикой, но недостаточной для принятия решения о приобретении данного товара. Другими словами, конкурентоспособность определяется не просто отличными характеристиками товара, а его привлекательностью для клиента, нацеленного на покупку. В этом заключается суверенитет потребителя: решающее слово остается за ним даже в тех случаях, когда он объективно не прав. Отметим также, что определяемые совокупностью свойств товара его качество и конкурентоспособность проявляются в разных сферах. Качество продукции закладывается в сфере проектирования и производства и обнаруживается в процессе ее использования, т.е. в сфере потребления. Конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь в результате ее продажи, т.е. в сфере обращения. Таким образом, у категорий "качество" и "конкурентоспособность" имеют место разные сферы проявления. 
Наконец, конкурентоспособность - это важная рыночная категория, отражающая одно из важнейших свойств рынка - его конкурентность. При неизменных качественных характеристиках изделия его конкурентоспособность может изменяться в достаточно широких пределах, реагируя на различные факторы.  Таким образом, проблема анализа и оценки конкурентоспособности продукции (услуги)  должна решаться на основе согласованного применения теоретического и прикладного аппарата, созданного в рамках  двух научных направлений (квалиметрии и маркетинга) и включать решение следующих проблем:

- изучение запросов и  предпочтений потенциальных покупателей  продукции; 
- организация мониторинга рынка с целью сбора информации об условиях сбыта продукции, фирмах и товарах - конкурентах;

-разработка единой системы  показателей качества продукции,  используемой  как ее производителем, так и потребителем;

-конструирование обобщенной  модели исследуемой проблемы, в  том числе формирование множества  факторов, влияющих на конкурентоспособность  и определение их взаимосвязей;

-формирование общих подходов  к количественной оценке конкурентоспособности  продукции, разработка частных  методов, алгоритмов и процедур  решения задач, относящихся к  данной проблеме; 
- анализ динамики конкурентоспособности продукции в целом и факторов, ее определяющих; 
- определение уровня конкурентоспособности продукции, обеспечивающего заданный объем прибыли или необходимую долю рынка.  
Для каждого региона важно знать, какие факторы способствуют повышению конкурентоспособности, чтобы уметь управлять ими или же, наоборот, отказаться от бесперспективного соперничества в тех областях, где шансов на привлечение или сохранение потребителя практически нет. По мнению Дымченко А.С. [8], для каждого предмета конкуренции (потребителя) существует набор факторов конкурентоспособности территориального образования. Каждый такой фактор показывает наличие у территории определенных свойств, востребованных или особо ценимых потребителем при решении вопроса о поселении, размещении здесь производств, перемещении груза или посещении туристами данного места. Эти требования и их весомость изменяются и во времени в зависимости от характера и особенностей потребителя. Соответствие этим требованиям и уровень характеристик территории показывают его конкурентоспособность. Ниже приведены некоторые наиболее распространенные требования отдельных видов потребителей к свойствам городской среды. Однако, это лишь весьма приближенная оценка факторов конкурентоспособности города. Для каждого города и его потенциальных потребителей требуется проведение специального исследования для выбора и  оценки факторов конкурентоспособности, включающего следующее: [13; 15]

А) Факторы конкурентоспособности  региона по предмету конкуренции, характеризующему население, составляют:

–  наличие рабочих мест, соответствующих образованию и квалификации населению региона;

–  уровень заработной платы населения;

–  система социальной поддержки, действующая в регионе;

–  наличие и качество жилья в регионе;

–  экологическое благополучие;

–  состояние торговли и снабжения, уровень потребительских цен;

–  культурная среда, духовная жизнь;

–  качество и эффективность транспортной системы;

–  учреждения детского и юношеского воспитания;

–  система высшего образования;

–  уровень криминогенности;

–  природно-климатические условия;

–  степень демократизации местного управления, его дебюрократизация, невысокая степень коррумпированности;

–  развитие электронного управления и доступ к информации.

Б) Факторы конкурентоспособности  региона по предмету конкуренции, характеризующему предприятия, включают:

–  наличие и экономические особенности факторов производства;

–  налоговый и предпринимательский климат в регионе;

-  отношения предпринимательства с региональной властью;

–  отдаленность от рынков сбыта и качество транспортной инфраструктуры;

–  емкость регионального рынка сбыта;

–  стратегия и перспективы развития;

–  экономическое разнообразие производственного сектора;

–  ведущие кластеры экономики региона;

- развитие науки, сферы  образования и системы переподготовки  кадров;

–  политическая и социальная стабильность региона;

–  уровень качества жизни в регионе;

–  степень экологической устойчивости и красоты окружающей природы региона.

В) Факторы конкурентоспособности  региона по предмету конкуренции, характеризующему малый бизнес, объединяют:

–  налоговый и предпринимательский климат региона;

–  платежеспособный спрос населения региона;

–  платежеспособный спрос коммунального хозяйства и крупных предприятий в отношении продуктов и услуг малого бизнеса;

–  криминогенная обстановка и возможности защиты малого бизнеса в регионе;

–  функционирование системы местного управления, благоприятного к предпринимательству;

–  наличие свободных производственных помещений;

–  наличие свободных подготовленных земельных площадей;

–  наличие свободных инфраструктурных мощностей;

–  развитость финансово-кредитной системы региона и наличие свободных кредитных ресурсов;

–  возможности развития малого бизнеса в сфере «новой экономики».

Г) Факторы конкурентоспособности  региона по предмету конкуренции, охватывающему  инвестиции в инфраструктуру, включают:

–  уровень доходов бюджета региона;

–  уровень задолженности региона;

–  экономический потенциал и конкурентоспособность предприятий региона;

–  политическая стабильность и преемственность власти региона;

–  степень прогрессивности менеджмента регионального управления;

–  наличие свободных земель, зонирование земель и цены на землю в рамках региона;

– опыт реализации крупных  инфраструктурных проектов.

Д) Факторы конкурентоспособности  региона по предмету конкуренции  «туристы» включают:

–  наличие в территориальном образовании привлекательных историко-архитектурных и культурных объектов;

–  наличие туристического интереса к посещению региона;

–  природно-климатические условия;

–  качество туристической инфраструктуры и цены на услуги туристического комплекса;

–  транспортная доступность региона и особо привлекательных объектов;

–  благоприятность экологии и наличие красивых природных ландшафтов;

–  эффективность регионального маркетинга;

–  структура типов туризма, которые имеют предпосылки развития в регионе;

–  проведение ярких событий: традиционных праздников, ярмарок, выставок, фестивалей и т.п.;

–  активность позиционирования региона в Интернете.

Рассмотренная система факторов позволяет составить схему цикла  повышения конкурентоспособности  региона на основе анализа факторов стратегии активного развития (рис. 2). Как видно из схемы, цикл включает семь основных этапов поступательного повышения конкурентоспособности региона, при этом важная роль здесь принадлежит субъектам регионального управления.

 При изучении конкурентоспособности  продуктов (услуг) необходимо  выбрать атрибуты, на основе изучения  которых проводится сравнение.  Понятие “атрибут” включает  не только характеристики продукта  и выгоды потребителей, но также  характеристику способа применения  продукта и его пользователей.  Для составления полного списка  атрибутов, что является достаточно  сложной задачей, может использоваться, так называемая, решетка Келли [14]. Далее с помощью выбранных атрибутов

Информация о работе Конкурентоспособность