Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 12:16, контрольная работа
Конфликты, многие слышали это слово, однако, так или иначе, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с конфликтной ситуацией, более того почти стопроцентно был участником конфликта, пусть и одного единственного. Между тем межличностные конфликты – это всего лишь малая толика всего того, что происходит в современном обществе. Мы не будем пытаться дать ответ на вопрос, почему происходят конфликты, в полной мере этого сделать и нельзя.
- бессонница;
- потеря умственной концентрации;
- постоянное чувство тревоги и напряжение;
- нежелание выходить на работу;
- депрессия;
- раздражительность и разочарованность в жизни;
- семейные конфликты;
- ряд физических заболеваний, таких как болезни сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, мигрень, проблемы со спиной.
Причины, вызывающие рабочие стрессы
Рабочий стресс может быть вызван целым рядом комплексных причин. В их числе:
Исследователи группируют причины связанного с работой стресса следующим образом:
Хотя каждому из этих факторов уделялось значительное внимание в литературе по управлению стрессом, необходимо подчеркнуть то, что индивиды по-разному реагируют на те же самые стимулы или стрессовые факторы. Обязанность менеджмента — быть в курсе этих факторов, знать, существуют ли они внутри их собственных организаций и каково влияние, которое они оказывают на сотрудников.
Уменьшение стресса на рабочем месте: стратегии предотвращения и ослабления.
Необходимо предпринимать действия для предотвращения или ослабления реальных или потенциальных стрессоров, которые могут неблагоприятно влиять на качество работы и производительность. Поэтому в целях обнаружения всех стрессоров на рабочем месте и их влияния на сотрудников следует проводить организационную диагностику стресса. Это должен быть процесс с высокой степенью соучастия, проходящий при поддержке одного или большего числа индивидов с соответствующей подготовкой и опытом. Согласно последним исследованиям организации могут в значительной степени предотвратить или ослабить стресс на рабочем месте путем:
Применительно к аудиту стрессов широко используемым инструментом является индикатор профессионального стресса (Occupational Stress Indicator, OSI), для расчета которого используются шесть различных, но взаимосвязанных вопросников, сосредоточивающих внимание на:
После
того как необходимые инструменты
созданы и проведена
Наиболее эффективными из них представляются следующие:
Выводы и предложения по разрешению конфликтных ситуаций в организации. Создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе.
В нашем обществе к конфликтам относятся как к чему-то неправильному, неприемлемому. Люди знают, что, попав в конфликтные ситуации, они могут пострадать сами или причинить неприятности другим. Оказавшись в ситуации конфликта, можно проиграть или оказаться униженным. Это, естественно, сказывается на поведении людей в конфликтных ситуациях. Происходит взрыв эмоций, участники конфликта могут использовать прямые "силовые методы" для того, чтобы добиться своего, "подавление" противоречий или, наоборот, "уход" от проблем (борьба, бегство).
Но негативные чувства не являются неизбежным результатом конфликта. Наоборот, часто они появляются из-за неэффективного подхода к конфликту. Если люди реагируют на конфликт так, что разрушается все хорошее, что было в их отношениях, то это нельзя назвать решением конфликта. Одна из причин, почему так происходит, это то, что принято понимать конфликт как борьбу, в которой обязательно кому-то нужно победить, а не как задачу, которую нужно решить. Вторая причина – влияние отношений, поведения и причин конфликта друг на друга. Некорректное поведение одного из участников конфликта может превратить легко решаемую проблему во что-то намного более сложное. Поведение людей влияет на отношения между ними, а отношения в свою очередь действуют на их поведение. Когда мы теряем контроль над своими чувствами, когда всплывают неприятные воспоминания, мы оказываемся не в силах разрешить ситуацию.
Избежать всех конфликтов невозможно , но можно избежать их разрушительного влияния – научиться выбирать эффективные способы разрешения конфликтных ситуаций, позволяющие не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей.
Итак, стоит помнить, что в конфликте всегда присутствует некое противоречие. Кроме того, в конфликте всегда затрагиваются значимые для человека интересы или представления. Из-за незначимых для него вещей человек не пойдет на конфликт, более того, по тому, за что человек готов бороться, можно судить о том, что для него важно. Если же причина конфликта кажется незначительной, это, как правило, говорит о том, что за внешней стороной ситуации скрываются куда более серьезные противоречия, которые являются истинной причиной возникновения конфликтов.
Что мы можем сделать для того, чтобы исход конфликта был наиболее благоприятным? Можно выделить три основных блока для эффективного разрешения конфликтов и построения доброжелательных взаимоотношений:
1) общение
2) сотрудничество (взаимодействие)
3) позитивное отношение к себе и другому человеку.
Общение включает в себя два навыка:
1)
умение слушать партнера по
конфликту и действительно
2)
умение дать такую же
Примеры конфликтогенов.
Угрозы: "Если не сделаете так-то, то я …"
Приказы: "Делайте, как Вам сказано и не обсуждайте"
Критика: "Вы ничего здесь не понимаете"
Упреки: "Что же Вы не подошли?", "Как Вы можете так говорить?"
Оскорбления: "Вы просто тупица"
Слова-должники: "Вы должны сделать так, как Вам говорят", "Вы не должны так реагировать"
Несвоевременные советы: "Если бы Вы послушались меня, у Вас бы не было причин для беспокойства"
Соревнование: "Это что, вот у меня книжка по компьютерам есть"
Успокоение отрицанием: "Не волнуйтесь", "Все пройдет".
Отказ от обсуждения: "Здесь нечего обсуждать. Я не вижу здесь проблемы"
Доказательство своей правоты: "Вы не правы! Все выглядит совсем по-другому". "Я лучше знаю это".
Умение выслушать другого человека зачастую является самым трудным навыком. Часто во время обсуждения общей проблемы ни одна из сторон не слушает друг друга, либо они просто заняты обдумыванием своих аргументов. Когда участники конфликта настроены слушать друг друга, конфликт оказывается гораздо ближе к своему разрешению.
Сотрудничество (взаимодействие) очень часто затруднено тем, что мы живем в обществе конкуренции и соперничества. Это проявляется во многих сферах жизни. Люди стремятся быть первыми любыми способами, потому что это гарантирует получение каких-то преимуществ. Хотя на деле оказывается гораздо эффективнее относиться к конфликту как общей задаче, в решении которой принимают участие обе стороны. Если оба участника заинтересованы в разрешении конфликта, то их усилия направлены не на удовлетворение личных амбиций, а на поиск всевозможных вариантов.