Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 12:16, контрольная работа
Конфликты, многие слышали это слово, однако, так или иначе, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с конфликтной ситуацией, более того почти стопроцентно был участником конфликта, пусть и одного единственного. Между тем межличностные конфликты – это всего лишь малая толика всего того, что происходит в современном обществе. Мы не будем пытаться дать ответ на вопрос, почему происходят конфликты, в полной мере этого сделать и нельзя.
Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Считается, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существенен для вас, либо когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны. Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:
Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
Для более успешного разрешения конфликта желательно не только выбрать стиль, но и составить карту конфликта, разработанную австралийскими психологами Хеленой Корнелиус и Шошаной Фэйр ( рис. 2 ).
Рис 2. Карта конфликта
Из
схемы видно, что центральное
место в ней отводится
Рис 3. Пример карты конфликта
Составление такой карты позволит:
Стратегии руководителя при разрешении конфликтов.
К методам профилактики конфликтов на уровне организации можно отнести:
К монетарным можно отнести следующие побудительные системы:
К немонетарным побудительным системам можно отнести:
Следует отметить, что для успешного применения мотивационных систем и превращения их в действенный способ профилактики конфликтов необходимо, с одной стороны, перечисленные методы использовать в единстве и взаимосвязи, а с другой стороны — их применение не должно приводить к нарушению требований справедливости.
Для регуляции конфликта на личностном уровне специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:
Руководителю полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека присущи конфликтной личности.
Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к ним относятся следующие:
При общении с конфликтными людьми формы поведения могут быть самыми разнообразными. Например, в разговоре с «неудобными» оппонентами можно ориентироваться на их личностные особенности.
«Вздорный человек» — часто выходит за рамки профессиональной беседы, несдержан, нетерпелив, своей позицией и подходом к ситуации смущает собеседников или сотрудников подразделения и неосознанно подталкивает их к тому, чтобы с ним не соглашались, спорили.
Форма поведения — оставаться в рамках профессиональной беседы и стараться сохранять спокойствие, опровергать его вздорные утверждения следует аргументировано, прибегая к помощи других сотрудников.
«Всезнайка» — всегда все знает лучше других, требует слова, всех перебивает.
Форма поведения — потребовать от остальных собеседников выразить определенную позицию в отношении его утверждений.
«Болтун» — часто и бестактно вмешивается в разговор, не обращает внимания на время, которое он тратит на свои вопросы и отступления.
Форма поведения — с максимальным тактом его остановить, ограничить время выступления, вежливо, но твердо направить на предмет беседы.
«Неприступный собеседник» — замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, так как все недостойно его внимания
Форма поведения — заинтересовать в обмене опытом, признать его знания и опыт, привести примеры из круга его интересов.
И,
наконец, несмотря на то, что вы стараетесь
строить свои взаимоотношения с другими
людьми на принципах доброжелательности
и гармонии, конфликты, увы, случаются.
Поэтому очень важно обладать умением
эффективно улаживать споры и разногласия,
чтобы трудовые взаимоотношения не рвались
с каждым конфликтом, а наоборот, развивались
и крепли.
Стрессы, их виды и влияние на личность, на трудовой коллектив.
Начнем с того, что стресс на работе — относительно новое явление в современной жизни. Рабочий процесс на протяжении последнего столетия подвергался интенсивным изменениям, причем эти изменения продолжаются и в настоящее время, а их скорость можно сопоставить со скоростью урагана. Затрагивают они почти все профессии, начиная от артиста до хирурга, от коммерческого лоцмана — до рядового продавца товаров. К сожалению, с этими изменениями неизбежно приходит и стресс. Учеными многих стран мира экспериментально установлено, что профессиональный или рабочий стресс представляет собой угрозу не только для физического здоровья одного работника, но и влияет на здоровье всего трудового коллектива.
Последствия рабочего стресса.
Что же влечет за собой стресс? Сейчас уже точно установлено, что рабочий стресс является хроническим заболеванием, вызываемым теми условиями на рабочем месте, которые отрицательно воздействуют на стабильность общего состояния работника. В ряде случаев стресс может вывести человека из рабочего состояния полностью. В хроническом варианте обычно требуется консультация психолога, а то и психиатра, для того чтобы определить причину и степень проявления заболевания и установить ее взаимосвязь со сложившимися стрессовыми условиями.
Характерным является то, что на ранней стадии стресс может привести к повышению интенсивности и эффективности работы служащего. Поэтому признание работника «я выполняю работу лучше в условиях давления» чаще всего нам кажется правильным и логичным. Однако, если в таких условиях развивается его недисциплинированность, резко повышается его возбудимость и т.д., то выполнение рабочих операций замедляется, а здоровье человека начинает постепенно ухудшаться.
Признаки рабочего стресса варьируются в зависимости от особенностей рабочего окружения, а также от того, как долго работник находился под воздействием инициатора стресса и насколько интенсивен был этот «индуктор». К типичным симптомам рабочего стресса относятся: