Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 02:20, курсовая работа
Целью данной учебно-исследовательской работы было выбрано раскрытие сущности конфликтов и возможных методов их урегулирования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Провести анализ литературы по данной теме;
Раскрыть содержание понятие «конфликт»;
Изучить структуру, стадии развития, причины и последствия конфликтов;
Обозначить методы и цели управления и предотвращения конфликтов;
Провести практическое исследование, применив изученный материал.
Введение…………………...……………………………………………..3-5 стр.
I. Глава. Понятие конфликта, его сущность.
1.1.Природа конфликта в организации……………………………....6-14 стр.
1.2. Модель процесса конфликта…..……………………….............14-17 стр.
1.3..Управление конфликтной ситуацией……………………….....17-23 стр.
II. Глава. Практическое применение исследования конфликтных ситуаций.
2.1. История развития организации.……………………....………24-26 стр.
2.2. Анализ конфликтов на примере отдельного подразделения……………………………………………………………….............26-32 стр.
2.3. Анализ действующей стратегии управления и разрешения конфликта ……………………………………………………………………………32-33 стр.
III. Глава. Предложения по ликвидации конфликтной ситуации.
3.1. Структурные и межличностные методы урегулирования конфликтов…………………………………………………………....34-35 стр.
3.2. Разработка мероприятий по снижению уровня конфликтности и эффективному управлению конфликтом…………………..36-40 стр.
Заключение………………………………………………………...…..41-42 стр.
Список использованной литературы…………………………………43-45 стр.
Приложение 1………………………………………………………….46-52 стр.
Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.
Целью данной учебно-исследовательской работы было выбрано раскрытие сущности конфликтов и возможных методов их урегулирования. Цель достигнута путем решения следующих задач: проведен анализ литературы по данной теме, раскрыто понятие «конфликт», изучена структура, стадии развития, причины и последствия конфликтов, обозначены методы и цели управления и предотвращения конфликтов, а так же проведено практическое исследование.
Я рассмотрела данную проблему с точки зрения менеджера, но этим данная тема не исчерпывается. Эту тему можно рассматривать с разных позиций, ведь менеджер выступает не только в роли психолога, а так же в роли педагога, философа, эстета, этика и других ролях. Это предполагает исследование на стыке различных наук.
Список использованной литературы.
1. Вернер Зигерт. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 2004
2. Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Союз, 2005
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
5. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004
6. Вересов Н.Н. Психология управления: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС , 2003
8. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М.: Логос, 2003
11. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломандина Т.О. Организационное поведение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003
13. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. – М.: Стрингер, 2003
14. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель..: Элементы психологии управления в повседневной работе. – М.: Логос, 2003
15. Леонов Н.И. Психология делового общения. – М.: НПО МОЭК, 2003
16. Макарова И.К. Управление персоналом: учебник. – М.: Юриспруденция, 2004
17. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.: ИНФРА –М., 2004
18. Мелибруда Е. Я – ты – мы: Психологические возможности улучшения общения./ Пер. с польс. – М.: Прогресс,2005
19. Менеджмент: Экспресс-справочник для студентов вузов / под ред. Пелих А.С. – М.: МарТ, 2003
20. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М: Дело,2004
21. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. Барташева А.В., Лукьянова А.О. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005
22. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: БАХРАХ-М,2004
23. Резник С.Д., Игошина И.А., Кухарев К.М. Управление персоналом (Практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации). – М.: ИНФРА–М, 2003
24. Скотт Г Джинни. Конфликты: пути преодоления./ Пер. с англ. – Киев: Внешторгиздат, 2004
25. Скотт Г Джинни. Способы разрешения конфликтов./ Пер. с англ. - Киев: Внешторгиздат, 2005
26. Теория управления: Учебник / под общ. ред. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. – М.: РАГС, 2004
27. Управление персоналом организации. Учебник /под ред.. Кибанова А.Я. – М.: ИНФРА-М, 2004
28. Управление персоналом: Учебник / под общ. ред. Турчинова А.И. – М.: РАГС, 2003
29. Фишер Р, Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения./ пер. с англ. – М.: Наука, 2005
30. Цейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. М.: Амалфея, 2003
Приложение 1
Тест на конфликтность
1. Если Вас оскорбили словом или действием, то вы:
а. ответите обидой на обиду, при этом ответ будет не слабее, а гораздо сильнее, то есть «делается с запасом», чтобы проучить обидчика;
б. прощаете обиду, независимо от того, как вас оскорбили;
в. сдерживаете себя, но если вслед за одним оскорблением следует еще одно (несколько), то вы все-таки идете на конфликт, чтобы защитить свое достоинство от возможных посягательств.
2. Во время конфликта вы ведете себя следующим образом:
а. капризничаете, ваше поведение очень напоминает поведение ребенка;
б. стараетесь быть похожим на своих родителей или людей старшего поколения, ведете себя покровительственно, чувствуете некоторое превосходство;
в. можете объективно оценить сложившуюся обстановку и «держать себя в руках».
3. В процессе конфликта вы обращаете внимание на мимику, жесты, интонации партнера?
а. да, ему (партнеру) сложно в этот момент скрывать свои эмоции и поэтому я узнаю гораздо больше, чем говорит он сам;
б. нет, мне все равно, о чем он думает и что чувствует, я полностью поглощен(а) своими эмоциями и переживаниями;
в. для нас обоих это просто игра и чувствам мы не придаем значения.
4. Лично вам конфликт дает:
а. возможность эмоционально разрядиться, то есть выплеснуть накопившиеся негативные эмоции;
б. материальное вознаграждение;
в. раздражение и агрессию по отношению к окружающим;
г. ничего не дает;
д. другое.
5. Анализируя конфликт, причины его возникновения вы видите в следующем:
а. стрессовых ситуациях;
б. неустроенности жизни, не высоком уровне социальной защищенности;
в. агрессивности и раздражении по отношению к вам;
г. другое (что именно?).
6. В процессе конфликта или после его окончания решаются ли проблемы, ради которых она была затеяна?
а. да;
б. почти всегда;
в. нет;
г. другое (что именно?).
7. Стараетесь ли вы прекратить, уладить конфликт, не дав ему разгореться в полную силу?
а. да, и у меня получается;
б. нет, в какой-то мере от конфликтов я получаю удовольствие;
в. пытаюсь прекратить, но получается не так часто, как хотелось бы.
Мотивы возникновения и результаты конфликтов: опыт анализа
Темой моего исследования являются конфликты между людьми в организации. Целью - исследовать мотивы возникновения и результаты конфликтов между людьми в организации. Для этого мы используем тест на конфликтогенность.
В опросе принимали участие 13 человек (7 женщин и 6 мужчин в возрасте от 18 до 60), опрос проводился в дневное время в главном офисе среди сотрудников разного уровня этого предприятия индустрии гостеприимства.
Основные характеристики анкеты: в анкете содержится 4 закрытых вопроса и 3 полузакрытых вопроса («другое»).
Процедура эксперимента: анкетирование состоит из одной стадии.
Обработка результатов:
Женщины в возрасте от 18 до 60 лет (Рис.1):
Вопрос №1: 71,4% женщин ответили, что они могут сдержать обиду, но только до определенного момента времени и 28,6% ответили, что вслед за обидой немедленно последует ответная реакция.
Вопрос №2: никто из опрошенных женщин не считает, что во время конфликта она ведет себя как ребенок, 42,8% опрошенных стараются во всем быть похожим на своих родителей, и 57,2% считают, что могут объективно оценивать обстановку на момент конфликта.
Вопрос №3: из всех опрошенных около 14,2% считают, что конфликт это не больше чем игра и эмоциям в ней отводится не значительная роль, 28,6% не интересуются чувствами и переживаниями партнера, для них важны только собственные эмоции, и для 57,2% важна мимика, жесты, эмоции, в которых, по мнению испытуемых, содержится большое количество информации.
Вопрос №4: ни одна из опрошенных не считает, что в результате конфликта можно получить подарок или материальное вознаграждение; 42,8% считают, что конфликт это возможность выплеснуть негативные эмоции, чуть меньше, а именно 28,6% женщин пришли к выводу, что конфликт им ничего не дает, ни положительных, ни отрицательных эмоций, ни вознаграждения. 14,3% женщин испытывают агрессивность по отношению к окружающим, и еще такой же процент опрошенных не выбрал ни один из предложенных вариантов ответов, они дали свой ответ, по их мнению конфликт сопровождается огорчением, которое обычно остается внутри самого человека и наружу не выплескивается.
Вопрос №5: предпочтение было отдано следующим причинам большинства конфликтов: стрессовые ситуации и агрессия по отношению к испытуемым (соответственно по 37,5%). 12,5% опрошенных заявили, что в конфликтах виновата неустроенность жизни и социальная незащищенность, а еще 12,5% не выбрали ни один из предложенных вариантов, и, по их мнению, основной причиной конфликта является недовольство, которое накапливается в течение долгого времени и может быть вызвано бытом и неприятностями на работе.
Вопрос №6: большинство женщин считают, что в результате конфликта проблемы отнюдь не решаются (42,8%), а еще столько же женщин считают, что решаются частично (42,8%), и лишь 14,4% опрошенных сказали, что все зависит от причины инцендента.
Вопрос №7: лишь у не многих, получается, погасить конфликт, не дав ему разгореться (14,3%), около 71,4% пытаются уладить все мирно, но это не всегда получается, а 14,3% нравится быть участником конфликта, они получают от этого удовольствие.
| а | б | в | г | д |
1 | 2 |
| 5 |
|
|
2 |
| 3 | 4 |
|
|
3 | 4 | 2 | 1 |
|
|
4 | 3 |
| 1 | 2 | 1 |
5 | 3 | 1 | 3 | 1 |
|
6 |
| 3 | 3 | 1 |
|
7 | 1 | 1 | 5 |
|
|
Рис. 1
Мужчины в возрасте от 18 до 60 лет (Рис.2)
Вопрос №1: преобладающее большинство мужчин сдерживают свои эмоции и лишь при повторном оскорблении идут на конфликт (83,3%), и 16,7% опрошенных решают проучить обидчика сразу, не ожидая повторного оскорбления.
Вопрос №2: 50% опрошенных считают, что в момент конфликта они вполне отвечают за свои действия и слова, то есть могут «держать себя в руках». 33,3% стараются быть похожими на родителей и поступать так, как делают они. 16,7% признались, что во время конфликта они капризничают и ведут себя как дети.
Вопрос №3: ни один из опрошенных мужчин не считает, что конфликт это своеобразная игра без глубоких чувств, 83,3% обращают внимание на мимику и жесты партнера, 16,7% уделяют внимание только своим переживаниям.
Вопрос №4: в основном мужчинам конфликт дает возможность эмоциональной разрядки (33,3%), 16,7% испытывали раздражение по отношению к окружающим, еще 16,7% ничего не получали от инцендента. Однако 33,3% мужчин не выбрали ни один из предложенных вариантов, а дали свои ответы, среди которых: «конфликт предоставляет мне возможность защитить себя от посягательств со стороны других людей, и возможность указать окружающим на их ошибки».
Вопрос №5: в неустроенности жизни, низком уровне социальной защищенности и в агрессии со стороны окружающих видят основные причины конфликтов соответственно по 33,3% опрошенных. Для 16,7% причины скрыты в стрессовых ситуациях, и 16,7% считают, что предложенные вопросы не раскрывают причины возникновения конфликтов в их жизни и предлагают свой вариант: «конфликты возникают из-за неурядиц в семье и на работе, из-за проблем с детьми».
Вопрос №6: среди опрошенных мужчин 33,3% согласны с тем, что почти всегда в процессе конфликта решается большинство проблем, ради которых он был затеян. У 16,7% решаются все проблемы, у такого же количества респондентов проблемы в процессе конфликта не решаются совсем, а 33,3% высказали мнение, что сами они никогда не начинали конфликта, и становились лишь невольными участниками инцендента, в котором решались не их проблемы, а окружающих.
Вопрос №7: по этому вопросу мнения разделились поровну (по 50%), одна половина считает, что у них всегда, получается, прекратить конфликт в начальной стадии развития, а другая часть пытается это сделать, но не всегда получается. Но, ни для одного опрошенного конфликт не является источником удовольствия.
| А | б | в | г | д |
1 | 1 |
| 5 |
|
|
2 | 1 | 2 | 3 |
|
|
3 | 5 | 1 |
|
|
|
4 | 2 |
| 1 | 1 | 2 |
5 | 1 | 2 | 2 | 1 |
|
6 | 1 | 2 | 1 | 2 |
|
7 | 3 |
| 3 |
|
|