Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 17:35, контрольная работа
На сегодняшний день вопрос о конфликте рассматривается разными науками, в том числе социологией, психологией и менеджментом. Для последней науки проблема конфликтов является особенно актуальной, так как занимает важное место в структуре коммуникации организации.
Не существует человеческой общности, в которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. И любая организация (фирма, компания) не исключение. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству. Конфликтами пронизана вся жизнь общества, и мы можем наблюдать их повсеместно – от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государствами.
Введение……………………………………………………………....…............3
1. Конфликты………………………….………………………………………...4
1.1. Понятие конфликта……………………………………………………...4
1.2. Природа конфликтов……………………………………………...…......4
1.3. Структура конфликта…………………………………………………....5
1.4. Классификация конфликтов………………………………………….....7
2. Конфликты в организациях……………..………………………………….11
2.1. Стратегия руководителя при разрешении конфликтов……………...14
3. Стрессы……………………………………………………………………..20
3.1. Понятие стресса………………………………………………………....20
3.2. Виды стрессов…………………………………………………..………20 3.3. Влияние стрессов на личность, на трудовой коллектив……………..22
4. Выводы и предложения по разрешению конфликтных ситуаций в организации. Создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе……………………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованной литературы………………………………………....31
5. Иллюстрированный материал…………….………………………………..32
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
КАФЕДРА
МЕНЕДЖМЕНТА
Контрольная
работа
по
дисциплине «Менеджмент»
на
тему № 9:
«Конфликты
и пути их преодоления»
Уфа 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Конфликты………………………….…………………………
1.1. Понятие
конфликта…………………………………………………….
1.2. Природа
конфликтов……………………………………………...
1.3. Структура
конфликта…………………………………………………..
1.4. Классификация
конфликтов…………………………………………....
2. Конфликты
в организациях……………..………………………
2.1. Стратегия руководителя при разрешении конфликтов……………...14
3. Стрессы……………………………………………………………
3.1. Понятие
стресса………………………………………………………..
3.2. Виды
стрессов…………………………………………………..…
4. Выводы и предложения
по разрешению конфликтных ситуаций в
организации. Создание благоприятной
психологической атмосферы в коллективе……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………....
5. Иллюстрированный материал…………….………………………………..32
Введение
На
сегодняшний день вопрос о конфликте
рассматривается разными
Не существует человеческой общности, в которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. И любая организация (фирма, компания) не исключение. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству. Конфликтами пронизана вся жизнь общества, и мы можем наблюдать их повсеместно – от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государствами.
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно оказывался в состоянии конфликта. Причины возникновения конфликтов могут быть самыми разнообразными. Особую значимость они приобретают в условиях трудовых отношений, ибо здесь конфликты, если они окажутся неуправляемыми, способны не только дезорганизовать производство, но и привести к большим социальным потрясениям. Поэтому знание природы конфликтов, их способов разрешения представляется весьма важным.
Изучение социальных процессов, происходящих в обществе, показывает, что конфликт является одной из важнейших социальных проблем.
В
данной работе предпринята попытка дать
краткий обзор некоторых психологических
теорий и исследований, рассматривавших
конфликт и провести теоретический анализ
понятия конфликта в организации. Также
рассмотрены вопросы, связанные с влиянием
стресса на личность, на трудовой коллектив
и даны выводы и предложения по разрешению
конфликтных ситуаций в организации с
предложением методов создания благоприятной
психологической атмосферы в коллективе.
1.Конфликты
1.1. Понятие конфликта
Что бы более четко разобраться в природе происхождения конфликта, для начала определимся, что же такое конфликт. Несмотря на многозначность, термин "конфликт" имеет вполне определенный смысл. Более общим с точки зрения руководителя будет следующее понятие:
Конфликт — интерактивное состояние, проявляющееся в несогласии, различиях или несовместимости внутри или между социальными единицами: индивидуальностями, группами, организациями и т.д. [4, стр.276].
В психологии пока не сложилось общепринятого понимания сущности конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, противодействие, противоречие. Другие понимают конфликт как вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу.
1.2. Природа конфликтов
Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение — противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами.
Какова же природа конфликта? В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, обязательно включает в себя объекты и субъекты конфликта. Это и есть база конфликта.
Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать так, что ущемляет интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта (оппонентов), так и независимо от их воли и желания — вследствие объективных обстоятельств или случайности. Кроме того, конфликтная ситуация может передаваться «по наследству», переходить к новым оппонентам. Она может создаваться оппонентами намеренно — ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена хотя и намеренно, но без определенной цели, а иногда и во вред себе. То же самое относится и к инциденту.
В развитии каждого конфликта можно фиксировать возникновение новой конфликтной ситуации, ее исчезновение и прекращение инцидента. Любое изменение конфликтной ситуации приводит к прекращению данного конфликта, а, возможно, и к началу нового.
1.3. Структура конфликта
Структура конфликта – это совокупность устойчивых элементов конфликта, динамически взаимосвязанных и организующих конфликт в целостную систему и процесс. Имеет объективный и субъективный уровни, противопоставление которых неправомерно.
На объективном уровне основными элементами структуры конфликта являются: основные факторы макроситуации (физической и социальной среды), опосредованно влияющие на конфликт; основные факторы физической и социальной среды, непосредственно влияющие на конфликт: второстепенные участники конфликта; основные участники конфликта, их потребности, интересы и цели, объект и предмет конфликта и др.
К основным субъективным элементам структуры конфликта можно отнести психические модели конфликта, имеющиеся у его участников, их актуальные психические состояния; динамические составляющие их индивидуально - психологических особенностей и др.
Реальный
конфликт представляет собой социально-
а) Возникновение и осознание объективной конфликтной ситуации.
Первая стадия развития конфликта характеризуется накоплением и обострением противоречий в системе межличностных или групповых отношений. Причиной этого является резкое расхождение интересов, ценностей и установок конфликтующих, что приводит к социальной напряженности, это становится причиной закрепления психологических барьеров и негативных стереотипов, препятствующих нормальному общению, способствует экстраполяции, переносу конфликтных интересов из сферы деловых отношений в личную и наоборот.
б) Конфликтное поведение, взаимодействие.
Его можно определить как действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижения противостоящей стороной ее целей, намерений и др. Для этой стадии необходимо не только обоснование и принятия решения, но и установка на «борьбу», состояние психической готовности к ней, что формирует последующие действия. Причем это уже обоюдонаправленная система негативно эмоционально окрашенных действий, затрудняющих взаимодействие.
Необходимо
отметить, что реакция или взаимодействие
субъектов конфликта может
в) Разрешение конфликта.
В стадии завершения конфликта выделяют следующие состояния:
Намечается тенденция к нормализации конфликта и ликвидация его как такового. Подобное происходит либо вследствие явной победы одной из сторон, опасений противника понести чрезмерный урон.
Представим конфликт как процесс, изобразив все его стадии схематически. Тогда перед нами предстает следующая схема:
Предупреждение конфликтов — это создание объективных условий и субъективных предпосылок, способствующих разрешению предконфликтных ситуаций неконфликтными способами.
1.4. Классификация конфликтов
Наличие
огромного количества общих и
частных классификаций
В первичных группах конфликты разделяются на кратковременные и затяжные. Большинство конфликтов назревает постепенно, конфликтующие стороны лишь в узком кругу выражают свои претензии. Предпринимаются попытки решить вопрос мирно, путем удовлетворения просьбы или отмены приказа. Если такой способ не вызывает позитивной реакции или наталкивается на отказ, конфликт выходит из инкубационного, скрытого периода в открытую форму, при этом каждая из сторон стремится не только оправдать свои действия, но и привлечь к себе сторонников. Таким образом, конфликт приобретает затяжной характер.