Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:52, курсовая работа
Конфликты – неотъемлемая часть общественной жизни людей, которая негативно влияет на отношения в коллективе. Как следствие, нарушается взаимосвязь и правильное течение трудового процесса, ухудшается качество работы, снижается мотивация к труду, а это, в свою очередь, влияет на то, насколько быстро и эффективно организация достигнет намеченной цели. Поэтому целью данной работы является изучение видов конфликтов, раскрытие их сущности и наиболее частых причин их возникновения и описать возможные пути их разрешения.
Введение 3
Понятие и типы, причины и последствия конфликтов 4
Понятие и типы конфликтов 4
Причины и последствия конфликтов 6
Методы разрешения конфликтов 10
Структурные методы разрешения конфликтов 11
Межличностные методы разрешения стратегий 14
Разрешение конфликтных ситуаций на примере ООО «ЭФЕС» 18
Анализ конфликтных ситуаций на предприятии 19
Способы разрешения конфликтных ситуаций 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Выделяют два типа последствий конфликтов – функциональные и дисфункциональные.
Функциональные последствия. Имеется семь функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений — враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к противоборству в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.
Конфликт
может также уменьшить
Дисфункциональные последствия. Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие условия, которые мешают достижению целей.
Часто руководитель вынужден работать в условиях конфликтности внутри групп. Она может наблюдаться "по горизонтали " и "по вертикали". В литературе описаны возможные стратегии поведения людей в условиях конфликта. Прежде чем выбрать стратегию для решения конкретной управленческой задачи, руководитель выбирает общую позицию, способ выхода из создавшейся ситуации, в которой он оказался по своей воле или по воле других лиц (его руководителей, коллег или подчиненных).
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
Разъяснения требований к работе. Одним из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт - разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника или подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них и в какой ситуации.
Координационные и интеграционные механизмы. Еще один метод управления конфликтной ситуацией - это применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд, т.к. известно, что установление иерархических полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.
В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции. Основы интегративного подхода были заложены и разработаны американской исследовательницей Мерри Фоллет. На основе ее хрестоматийного примера можно рассмотреть путь интегративного решения проблемы.
Итак, между двумя людьми, которые работают в одном и том же кабинете библиотеки, возникают разногласия по поводу того, что одному из них хочется открыть окно из-за духоты, а другой боится простудиться. Является ли эта ситуация ситуацией с несовместимыми интересами? И да, и нет, в зависимости от того, на каком уровне мы будем ее рассматривать. Если мы видим эту ситуацию «на уровне форточки», то интересы участников несовместимы, так как форточка не может быть одновременно открыта и закрыта.
Позиция первого участника ситуации - «открыть окно». Но его интерес не в том, чтобы открыть окно, а в том, чтобы «обеспечить доступ свежего воздуха». Позиция второго участника - «не открывать окно», его интерес - «не допустить физического дискомфорта». Один и тот же интерес может допускать разные способы его удовлетворения, но каждый из партнеров в данном случае видит лишь одну возможность, и они оказываются несовместимыми.
Задача интегративного разрешения конфликтов состоит в том, чтобы переформулировать предмет конфликта, перейдя от предъявляемых участниками ситуации позиций к стоящим за ними их интересам. В соответствии с ними проблема конфликта будет состоять не в том, чтобы «открыть окно - не открывать окно», а «при каких условиях можно обеспечить доступ свежего воздуха (интерес I участника) так, чтобы не допустить физического дискомфорта (интерес II участника)» и сведется к последующему поиску возможных вариантов.
Общеорганизационные комплексные цели. Для этого метода необходимо установление общеорганизационных комплексных целей. При этом эффективное осуществление этих целей требует совместного усилия двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея метода - направление усилия всех участников на достижение общей цели.
Например,
если три смены производственного
отдела конфликтуют между собой,
следует сформулировать цели для
своего отдела, а не для каждой смены
в отдельности. Аналогичным образом,
установление четко сформулированных
целей для всей организации в
целом также будет
Структура системы вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.
Например, если вознаграждать руководителей отделов сбыта только на основании увеличения объема проданных товаров, то это может вступить в противоречие с намеченным уровнем получения прибыли. Руководители этих отделов могут увеличить объемы сбыта, предлагая без всякой надобности больше скидки и, тем самым, снижая уровень средней прибыли компании, или может возникнуть конфликт между отделом сбыта и кредитным отделом фирмы. Стараясь увеличить объем продаж, отдел сбыта может не уложиться в рамки, установленные отделом кредитов. Это ведет к сокращению возможностей получения кредитов и, следовательно, к снижению авторитета кредитного отдела, что в свою очередь усугубит конфликт, одним из участников которых станет кредитный отдел.
Систематическое
скоординированное
По мнению специалистов, в 80% организационных конфликтов может быть найдено решение, полностью удовлетворяющее обе стороны. Но в реальной жизни это происходит гораздо реже.
Наиболее
частыми препятствиями к
1. представление этого выхода участниками конфликта исключительно в виде своей победы;
2. подмена поиска удовлетворяющего обе стороны решения борьбой за свои интересы или представления;
3. аспекты, препятствующие компромиссу или уступкам; неадекватности;
4. недостаток открытости общения и отсутствие атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;
5. недостаточность навыков ведения переговоров и выработки компромисса, тенденция к использованию неэффективных стратегий.
В
конфликтной ситуации ее участники
оказываются перед
1) Путь «борьбы», направленной на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого;
2) Уход от конфликта;
3) Ведение переговоров с целью найти приемлемое для обеих сторон решение возникшей проблемы.
Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта. Один из используемых в конфликтологии практических подходов к классификации стратегий конфликтного взаимодействия берет за основу степень ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и на сохранение взаимоотношений, и на основании этих двух переменных выделяет пять видов стратегий:
Выбор той или иной стратегии поведения участником конфликта определяется особенностями ситуации, поведением его партнеров, а также его собственными личностными особенностями. Было бы неверным однозначно рассматривать какие-то из упомянутых стратегий как неэффективные. В конкретных обстоятельствах любая из них может оказаться адекватным выходом из конфликтной ситуации.
В сущности, только переговорный процесс, направленный на выработку компромиссных или интегративных решений, сегодня рассматривается как действенный процесс разрешения конфликтной ситуации. Путь ухода от конфликта, будь то стратегия избегания или уступчивости, расценивается как признак «нежизнеспособности», то есть в данном случае - неумения решать свои проблемы. Путь доминирования, «жесткой борьбы» или напористости, имеющий негативные последствия для отношений участников ситуации, в достаточной мере обнаружил свою несостоятельность на всех уровнях человеческого общения - от международных отношений до частной жизни людей. Доминирование и борьба могут обеспечить человеку решение проблемы в своих интересах, но ценой отношений с партнером. Уход от конфликта и конфликтного взаимодействия может сохранить или даже улучшить отношения, но ценой отказа от собственных интересов или позиции, которую человек защищает. И только интегративно-компромиссный подход при его эффективной реализации дает возможность одновременно решить проблему и сохранить отношения, что и считается подлинным успешным решением конфликта.
Конфликты, которые имеют в своей основе разногласия, касающиеся средств достижения целей или правил взаимодействия, его норм, подлежат урегулированию через согласование представлений и норм. Согласование может осуществляться на основе компромисса, формулирования новых норм, поиска иных, взаимоприемлемых вариантов решения и т. д.
Таким образом, в сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенным для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо даже поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы. Другие стили тоже могут с успехом ограничивать или предотвращать конфликтные ситуации, но они не приведут к оптимальному решению вопроса, потому что не все точки зрения были изучены одинаково тщательно.
Предприятие
ООО «ЭФЕС» создано в соответствии
с Указом Президента РФ от 14.10.1992г
№ 1230 «О регулировании арендных отношений
и приватизации имущества государственных
и муниципальных предприятий, сданного
в аренду» и другими
Информация о работе Конфликты и методы их разрешения в организации