Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:44, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – раскрыть природу и содержание конфликтов, научиться управлять конфликтными ситуациями. Для достижения поставленной цели необходимо дать определение понятию конфликта, рассмотреть типы конфликта, определить причины его возникновения и выявить возможные последствия конфликта, а также изучить способы управления конфликтными ситуациями.
Введение
Глава 1. Природа конфликта
Что такое конфликт
Типы конфликта
Причины конфликта
Последствия конфликта
Глава 2. Управление конфликтной ситуацией
Структурные методы
Межличностные стили разрешения конфликтов
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования Российской Федерации
НОУ ВПО Сургутский институт мировой экономики и бизнеса «Планета»
_____________________________
Контрольная
работа
по предмету:
____ «Менеджмент
организаций»______________
тема:
«Конфликтность
в менеджменте»
___________
Проверил: Катасонов
Сергей Васильевич__
Сургут 2011
План
Введение
Глава 1. Природа конфликта
Что такое конфликт
Типы конфликта
Причины конфликта
Последствия
конфликта
Глава 2. Управление конфликтной ситуацией
Структурные методы
Межличностные
стили разрешения
конфликтов
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. ВУП, «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому руководителю, да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах и способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью участников конфликта.
Люди различны, они по-разному воспринимают реальную ситуацию, и это часто приводит к тому, что мы по определённому поводу не соглашаемся друг с другом. Конфликты возникают не только в рамках переговоров, но и в любых деловых и личных контактах. Как известно, конфликт имеет субъективную природу, и поэтому необходим анализ всей совокупности факторов, предопределяющих его возникновение. Даже внутри фирмы, по мере того как она становится более специализированной и растёт число её подразделений, почва для противоречий только расширяется.
Цель данной контрольной работы – раскрыть природу и содержание конфликтов, научиться управлять конфликтными ситуациями. Для достижения поставленной цели необходимо дать определение понятию конфликта, рассмотреть типы конфликта, определить причины его возникновения и выявить возможные последствия конфликта, а также изучить способы управления конфликтными ситуациями.
Управление
конфликтом является
одной из важнейших
функций руководителя.
Исследования показали,
что руководители тратят
около 20% своего рабочего
времени на разрешение
различного рода инцидентов.
Но при всём этом, конфликт
способен иметь как
разрушительные, так
и конструктивные последствия.
Глава 1. Природа конфликта.
Что
такое конфликт.
Существуют различные определения конфликта, но все они подчёркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами. Одна из сторон пытается навязать свои взгляды и воспрепятствовать другой стороне сделать то же самое. Каждая сторона делает всё, чтобы была принята её точка зрения, отличная от точки зрения и целей другой стороны.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Однако, современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, даёт дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также даёт людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.
Таким
образом, конфликт может
быть функциональным
и вести к повышению
эффективности организации.
Или он может быть дисфункциональным
и приводить к снижению
личной удовлетворённости,
группового сотрудничества
и эффективности организации.
Типы
конфликта.
Существует четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт. Внутриличностный конфликт может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости работой, малой уверенностью в себе и организации, а также в период стрессового состояния.
Межличностный конфликт. Это самый распространённый тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что, поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее руководство выделить эти ресурсы ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт также может проявляться и как столкновения личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.
Конфликт между личностью и группой. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая на собрании пути увеличения объёма продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путём снижения цены. А кто-то один будет убеждён, что такая тактика приведёт к уменьшению прибыли. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать близко к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идёт против мнения группы.
Межгрупповой
конфликт. Организации
состоят из множества
формальных и неформальных
групп. Даже в самых
лучших организациях
между такими группами
могут возникнуть конфликты.
Неформальные группы,
которые считают, что
руководитель относится
к ним несправедливо,
могут крепче сплотиться
и попытаться «рассчитаться»
с ним снижением производительности.
Яркий пример межгруппового
конфликта - конфликт
между профсоюзом и
администрацией.
Причины конфликта.
У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.
Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Не имеет значения, чего конкретно касается это решение - люди всегда хотят получать больше, а не меньше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведёт к различным видам конфликта.
Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависимых элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.
Некоторые типы организационных структур и отношений как бы способствуют конфликту, возникающему из взаимозависимости задач. Причиной такого конфликта будет взаимозависимость производственных отношений. Например, с одной стороны, линейный персонал зависит от штабного, потому что нуждается в помощи специалистов. С другой стороны, штабной персонал зависит от линейного, так как нуждается в его поддержке в тот момент, когда выясняет неполадки в производственном процессе или когда выступает в роли консультанта. Более того, штабной персонал при внедрении своих рекомендаций обычно зависит от линейного.
Определённые типы организационных структур также увеличивают возможность конфликта. Такая возможность возрастает, например, при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия. Возможность конфликта велика и в функциональных структурах, поскольку каждая крупная функция уделяет внимание в основном своей собственной области специализации. В организациях, где основой организационной схемы являются отделы (по каким бы признакам они не создавались), руководители взаимозависимых подразделений подчиняются одному общему начальству более высокого уровня, тем самым, уменьшая возможность конфликта, который возникает по чисто структурным причинам.