Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 14:13, курсовая работа
целью исследования является – разработка рекомендаций по совершенствованию процесса управления конфликтами на предприятии. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
* Провести анализ научной литературы по исследуемой проблематике;
* собрать первичную информацию о деятельности исследуемого объекта;
* выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
* Разработать рекомендации по оптимизации процесса управления конфликтами на исследуемом предприятии.
Введение ………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты конфликтологии………………………………….5
1.1 Конфликт. Типы, причины и последствия конфликта
1.2. Механизмы управления конфликтами на предприятии и способы предупреждения конфликта. Межличностные стили разрешения конфликтов…..19
1.3 Структурные методы разрешения конфликтов………………………………. ..30
Глава 2. Пути совершенствования управления конфликтами в ЧП «Компьютер плюс»…………………………………………………………………………………..36
2.1 Общая характеристика ЧП «Компьютер плюс»………………………………...36
2.2 Анализ конфликтной ситуации и управления в ЧП «Компьютер плюс»……..41
2.3 Рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в ЧП «Компьютер плюс»……………………………………………………………….45
Заключение……………………………………………………………………………49
Список используемой литературы…………………………………………………...51
Тем самым, отрицательные последствия конфликта приводят к непорядку и нестабильности групп людей в организации, как следствие плохой организационной деятельности предприятия, также к большим материальным и моральным потерям, снижению производительности труда, качества продукции.
МЕХАНИЗМ
УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ
НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.2.
Способы предупреждения
конфликта
Общеизвестно,
что предотвратить болезнь
В основе этих ошибок лежит, как правило, неверно построенная типология конфликтов, а также неумение менеджеров влиять на своих сотрудников и предвидеть конфликт. Управление конфликтом предполагает не только регулирование уже возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения. Причем наибольшую значимость в управлении имеет профилактика.
Профилактика конфликта представляет такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем. Успех этой деятельности определяется рядом предпосылок:
1)
знанием общих принципов
2)
уровнем общетеоретических
3)
глубиной анализа на этой
4)
степенью соответствия
Таким образом, профилактика - это работа по созданию социальных условий, обеспечивающих, в случае возникновения конфликта, бескризисный и быстрый переход к политической фазе, а далее к управленческой [1, с.6-7].
Профилактика конфликтов требует от руководителя не только знания способов воздействия на коллективную, групповую психологию, но и знания особенностей индивидуальной психологии, умения влиять на поведение отдельных людей. При этом важно учитывать, что существуют психологические типы, играющие особую роль в возникновении конфликтов, выделяющиеся некоторыми специфическими чертами характера. Такие люди играют роль своего рода ферментов, многократно ускоряющих процесс развития конфликтной ситуации в негативном направлении.
Поэтому важным условием предупреждения конфликтов является умение своевременно распознать сотрудников подобного рода и принять по отношению к ним соответствующие меры, нейтрализующие их негативную роль. Наиболее часто, по мнению психологов, встречаются следующие разновидности конфликтных личностей:
Решение
проблемы конфликтных личностей
является одной из сложных задач,
возникающих перед
Также
существуют стили поведения в
конфликтной ситуации, которые связанны
с главным источником конфликта – различием
интересов и ценностных ориентаций взаимодействующих
субъектов. Стиль поведения человека в
конфликтной ситуации определяется: мерой
удовлетворения собственных интересов;
активностью или пассивностью действий;
мерой удовлетворения интересов другой
стороны; индивидуальными или совместными
действиями. В основу графического изображения
положена сетка Томаса- Килменна, которая
определяет место и название стилей поведения
[2, с.448].
Рисунок
3 - Сетка Томаса – Килменна
Эти стили позволяют ориентировать любого человека в случае попадания в конфликтную ситуацию.
Исходя
из предложенной модели, выделяют следующие
способы регулирования
Важнейшим
признаком складывания в группе
зрелого нравственно-
Конечно, при выработке свода правил и норм с целью повышения уровня взаимоотношений не следует ограничиваться только мерами социально-психологического характера. Следует также активно использовать организационно-управленческие методы, опираясь при этом на значительные достижения ученых и практиков всего мира в области современного менеджмента. С позиций современной науки управления предупреждение конфликтов выступает в виде особой тактики, осуществляемой в чрезвычайных ситуациях. Причем возникновение самой возможности конфликта для современного менеджмента представляется свидетельством сбоя в системе управленческой деятельности, результатом несоблюдения ее основных норм. Разработка этих правил и норм — заслуга классиков современного менеджмента. К их числу относят, прежде всего, американца Фредерика Тейлора (1856—1915) и француза Анри Файоля (1841 — 1925), которые впервые стали рассматривать труд как не стихийный, а управляемый процесс, объект структурного исследования, нормирования и материального стимулирования.
К середине XX в. американский психолог Элтон Мейо (1880—1949), экспериментально доказал эффективность материального и непосредственного, психологического стимулирования работников и тем самым положил начало так называемой доктрине человеческих отношений в науке управления.
Последовательно реализуя общий подход во всех формах своей деятельности, современный менеджмент выработал ряд главных принципов, реализация которых обеспечивает на организационно-управленческом уровне прочное сотрудничество, сплоченность в трудовых коллективах, их высокий антиконфликтный потенциал. Важнейшие из этих принципов состоят в следующем.
Общим
итогом реализации этого принципа является
формирование в фирме сотрудников-
Особое значение на организационно-управленческом уровне имеет создание в коллективах такой обстановки, которая способствует общению, тесному взаимодействию между сотрудниками. Это обеспечивается следующими организационными мероприятиями: многопрофильной, всесторонней подготовкой сотрудников, рассчитанной на то, чтобы каждый работник знал не только свою работу, но и то, как выполняются работы других; созданием такой системы распределения работы, при которой выполнение одной ее части зависит от выполнения другой, и таким образом возникают условия взаимозависимости в деятельности работников; специальным стимулированием взаимодействия сотрудников, их вознаграждением за взаимопомощь [1, с.22-25].
Именно
благодаря таким методам, можно
избежать возникновения конфликта,
или смягчить его процесс.
2.2
Межличностные стили
разрешения конфликтов
Любая управленческая деятельность является целенаправленным влиянием на объект и субъект управления с последовательным преодолением разногласий в ходе реализации производственных задач. Это преодоление, в частности, может быть связано как с нефункциональными конфликтами, которые нередко являются бедствием допущенных управленческих ошибок, так и с конфликтами, спровоцированными с целью стимулирования творческой активности и инноваций, ускорения процесса изменений.
Управление конфликтами – это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений [7, с.531]. Или, управление конфликтом — это способность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и осуществить направляющие действия по ее разрешению [1, с.56].