Конфликт на производстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 05:43, контрольная работа

Описание работы

На производстве, в трудовых коллективах различаются конфликтные ситуации в рамках делового и личногообщения: первые принято называть предметными; вторые — межличностными. При этом каждый конкретный случай конфликта в производственном коллективе содержит черты как первого, так и второго вида. Что касается различения конфликтов в зависимости от того, между кем он происходит, то конфликтные ситуации в трудовом коллективе можно разделить на два вида: горизонтальные (между коллегами) и вертикальные (между подчиненными и руководителями) По форме конфликты могут быть скрытыми (подспудными) и явными, а также «сглаженными» и острыми. Кроме того конфликты принято делить на деловые, возникшие между людьми и группами из-за различия целей при выборе тактики действий, из-за различия в истолковании фактов и т. д., иэмоциональные, в основе которых могут лежать чувство антипатии или враждебности, личное несоответствие, психологическая несовместимость.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     а) цена конфликта.

     ЦК=Э+Д+С, где

     Э - затраты энергии, времени, и сил  на конфликтную деятельность;

     Д - ущерб, наносимый в ходе конфликта  соперничающей стороной;

     С - потери, связанные с ухудшением общей ситуации (например, развал организации, беспорядок, снижение престижа и так  далее.);

     б) цена выхода из конфликта.

     ЦВК=У-П, где

     У - утраты связанные с выходом из конфликта (статуса, перспектив, затраты  на реорганизацию, поиск возможностей, уступки противоборствующей стороне и тому подобное.);

     П - приобретения, которые дает выход (высвобождение сил, поля деятельности, ресурсов и прочее.).

  • Этап постконфликтной ситуации. Конфликт почти всегда не проходит незаметно. Поэтому возникает необходимость ликвидировать или закрепить деструктивные, негативные или наоборот позитивные, конструктивные последствия, изменения в организации, группе или личности, такую ситуацию называют еще последействием конфликта.

3.2. Управление стрессом

     Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к  стрессовым ситуациям, к необходимости  управлять стрессами.

     Некоторые специалисты считают, что стресс – это то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что эмоциональный дискомфорт – это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами.

     В целом стресс – явление, часто  встречающееся. Незначительные стрессы  неизбежны и безвредны. Однако чрезмерный стресс создает проблемы, как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач.

     Однако  стресс – это не просто нервное  напряжение. У человека самым распространенным стрессором, то есть фактором, вызывающим стресс, является эмоциональный раздражитель. Стрессы, переживаемые работниками, могут оказать разрушительное воздействие, как на них самих, так и на организацию в целом. Кадровые службы должны отслеживать уровень состояния работника, ведущего к стрессам, для того чтобы управлять трудовыми отношениями.

     В обыденной жизни выделяют два  вида стресса: эустресс и дистресс. Эустресс предполагает возникновение  желательного, т.е. положительного эффекта, а дистресс – отрицательного. Обычно стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса.

     Разновидностей  стресса существует достаточно много, в обобщенном виде можно выделить:

  • хронический стресс. Предполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в результате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышенно напряженном состоянии (длительный поиск работы, постоянная спешка, выяснения отношений и прочее);
  • острый стресс. В результате воздействия такого вида стресса теряется психологическая устойчивость у человека (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми и прочее);
  • физиологический стресс. Возникает при физической перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума и прочее);
  • психологический стресс. Является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, оскорбление, выполнение работы, не соответствующей квалификации и прочее. Кроме того, стресс может быть результатом психологической перегрузки личности: выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и продолжительной работы и так далее. Разновидностью психологического стресса является эмоциональный стресс, который проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды;
  • Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума.

     Перечень  причин стрессов огромен. В качестве стрессогенов могут выступать и  международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы. Кроме этого причиной стресса  могут стать: перегрузка работника на рабочем месте, недогруженность работника, конфликт ролей и другие факторы.

     Факторы, которые влияют на возникновение  стресса личности в организации, можно подразделить на организационные, внеорганизационные и личностные.

     К организационным факторам можно отнести:

  • недостаточная нагрузка сотрудника, при которой ему не предоставляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере. Такая ситуация часто встречается, например, во многих отечественных организациях, перешедших на сокращенный режим работы или вынужденных сокращать объемы работ из-за неплатежей заказчиков;
  • недостаточно ясное понимание работником своей роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация обычно бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста;

     К внеорганизационным факторам относятся:

  • отсутствие работы или длительный её поиск;
  • конкуренция на рынке труда;
  • кризисное состояние экономики страны в целом и региона в частности;
  • семейные трудности.

     Последствия воздействия стрессовых ситуаций очень  разнообразны и во многом зависят  от характера ситуации и индивидуальных особенностей подвергшихся стрессу  сотрудников. Эти последствия могут  быть следующими:

  • субъективные, при которых у работников возникает чувства вины, повышенную тревожность, утомление, расстроенность;
  • поведенческие - возникновение сплетен, повышенная опасность инцидентов;
  • физиологические - ухудшение состояния здоровья сотрудников, возникновение у них коронарных заболеваний, колебанию артериального давления и прочее;
  • организационные - рост текучести кадров, увеличение числа прогулов, рост неудовлетворенности сотрудников выполняемой работой.

     Каждый, кто работает, ставит перед собой  цели, но достигает совсем не того, чего хотел (а в бизнесе - это норма), кто общается и периодически испытывает какие-либо проблемы в общении, может проследить, как в процессе работы он проходит через три стадии стресса.

     Если  мы внимательно прислушаемся к себе в процессе работы, скажем, перед летним отпуском, то мы можем поймать себя на этой последней стадии стресса, к которой мы пришли, не сумев грамотно выстроить антистрессовую стратегию на более ранних стадиях. Мы ощущаем одышку, неадекватное мышечное напряжение, повышение кровяного давления, нарушение сна, раздражительность и прочие отрицательные симптомы.

     Таким образом, определив антистрессовую стратегию, можно свести к минимуму негативное воздействие стресса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Локутов С.П. Конфликты в коллективе: причины, управление, минимизация.- М.: Вентана-Граф, 2001.

2. Сомова  Л.К. Разрешение конфликтов //Менеджер.- 2000.- № 11.

3. Выханский  О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996

4. Чумиков  А.Н. Управление конфликтом. - М., 1996.

5. Кошелев А. Н., Н. Н. Иванникова, Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления, Альфа-Пресс, М., 2007. 

Информация о работе Конфликт на производстве