Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 05:43, контрольная работа
На производстве, в трудовых коллективах различаются конфликтные ситуации в рамках делового и личногообщения: первые принято называть предметными; вторые — межличностными. При этом каждый конкретный случай конфликта в производственном коллективе содержит черты как первого, так и второго вида. Что касается различения конфликтов в зависимости от того, между кем он происходит, то конфликтные ситуации в трудовом коллективе можно разделить на два вида: горизонтальные (между коллегами) и вертикальные (между подчиненными и руководителями) По форме конфликты могут быть скрытыми (подспудными) и явными, а также «сглаженными» и острыми. Кроме того конфликты принято делить на деловые, возникшие между людьми и группами из-за различия целей при выборе тактики действий, из-за различия в истолковании фактов и т. д., иэмоциональные, в основе которых могут лежать чувство антипатии или враждебности, личное несоответствие, психологическая несовместимость.
а) цена конфликта.
ЦК=Э+Д+С, где
Э - затраты энергии, времени, и сил на конфликтную деятельность;
Д - ущерб, наносимый в ходе конфликта соперничающей стороной;
С - потери, связанные с ухудшением общей ситуации (например, развал организации, беспорядок, снижение престижа и так далее.);
б) цена выхода из конфликта.
ЦВК=У-П, где
У - утраты связанные с выходом из конфликта (статуса, перспектив, затраты на реорганизацию, поиск возможностей, уступки противоборствующей стороне и тому подобное.);
П - приобретения, которые дает выход (высвобождение сил, поля деятельности, ресурсов и прочее.).
Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.
Некоторые специалисты считают, что стресс – это то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что эмоциональный дискомфорт – это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами.
В целом стресс – явление, часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Однако чрезмерный стресс создает проблемы, как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач.
Однако стресс – это не просто нервное напряжение. У человека самым распространенным стрессором, то есть фактором, вызывающим стресс, является эмоциональный раздражитель. Стрессы, переживаемые работниками, могут оказать разрушительное воздействие, как на них самих, так и на организацию в целом. Кадровые службы должны отслеживать уровень состояния работника, ведущего к стрессам, для того чтобы управлять трудовыми отношениями.
В обыденной жизни выделяют два вида стресса: эустресс и дистресс. Эустресс предполагает возникновение желательного, т.е. положительного эффекта, а дистресс – отрицательного. Обычно стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса.
Разновидностей стресса существует достаточно много, в обобщенном виде можно выделить:
Перечень
причин стрессов огромен. В качестве
стрессогенов могут выступать и
международные конфликты, и нестабильность
политической обстановки в стране,
и социально-экономические
Факторы, которые влияют на возникновение стресса личности в организации, можно подразделить на организационные, внеорганизационные и личностные.
К организационным факторам можно отнести:
К внеорганизационным факторам относятся:
Последствия воздействия стрессовых ситуаций очень разнообразны и во многом зависят от характера ситуации и индивидуальных особенностей подвергшихся стрессу сотрудников. Эти последствия могут быть следующими:
Каждый, кто работает, ставит перед собой цели, но достигает совсем не того, чего хотел (а в бизнесе - это норма), кто общается и периодически испытывает какие-либо проблемы в общении, может проследить, как в процессе работы он проходит через три стадии стресса.
Если мы внимательно прислушаемся к себе в процессе работы, скажем, перед летним отпуском, то мы можем поймать себя на этой последней стадии стресса, к которой мы пришли, не сумев грамотно выстроить антистрессовую стратегию на более ранних стадиях. Мы ощущаем одышку, неадекватное мышечное напряжение, повышение кровяного давления, нарушение сна, раздражительность и прочие отрицательные симптомы.
Таким
образом, определив антистрессовую
стратегию, можно свести к минимуму
негативное воздействие стресса.
1. Локутов С.П. Конфликты в коллективе: причины, управление, минимизация.- М.: Вентана-Граф, 2001.
2. Сомова Л.К. Разрешение конфликтов //Менеджер.- 2000.- № 11.
3. Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996
4. Чумиков А.Н. Управление конфликтом. - М., 1996.
5. Кошелев
А. Н., Н. Н. Иванникова, Конфликты в организации:
виды, назначение, способы управления,
Альфа-Пресс, М., 2007.