Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 05:43, контрольная работа
На производстве, в трудовых коллективах различаются конфликтные ситуации в рамках делового и личногообщения: первые принято называть предметными; вторые — межличностными. При этом каждый конкретный случай конфликта в производственном коллективе содержит черты как первого, так и второго вида. Что касается различения конфликтов в зависимости от того, между кем он происходит, то конфликтные ситуации в трудовом коллективе можно разделить на два вида: горизонтальные (между коллегами) и вертикальные (между подчиненными и руководителями) По форме конфликты могут быть скрытыми (подспудными) и явными, а также «сглаженными» и острыми. Кроме того конфликты принято делить на деловые, возникшие между людьми и группами из-за различия целей при выборе тактики действий, из-за различия в истолковании фактов и т. д., иэмоциональные, в основе которых могут лежать чувство антипатии или враждебности, личное несоответствие, психологическая несовместимость.
Содержание
На
производстве, в трудовых коллективах
различаются конфликтные
Наиболее полная типология производственных конфликтов основывается на взаимоотношениях людей в рамках их отношений в трудовом коллективе. Выделяются четыре основных типа конфликтов и ряд вариаций их в зависимости от горизонтальной или вертикальной направленности конфликтов.
I. Конфликты, возникающие в ситуациях, препятствующих достижению основных целей трудовой деятельности:
• Горизонтальные конфликты, возникающие при непосредственней технологической взаимосвязи работников в процессе труда, когда успешность деятельности одного определяет успешность деятельности другого (например, при работе в потоках, на конвейере и др.).
• Горизонтальные конфликты организационного характера, когда проблемы, решение которых должно было идти по вертикали, переносятся на горизонтальный уровень (например, конфликты из-за нехватки оборудования, инструментов и т. д.).
• Вертикальные конфликты, возникающие в ситуации, когда руководитель не обеспечивает условий успешной деятельности подчиненного.
Вертикальные конфликты, когда подчиненный по тем или иным причинам создает препятствия для успешного достижения руководителем целей его деятельности — обеспечения нормального функционирования производства, решения какой-либо производственной проблемы, выполнения задания и т. д. К этому варианту относится случай невыполнения подчиненным его прямых должностных обязанностей или поручений руководителя и т. д.
II. Конфликты, возникающие в ситуациях, препятствующих достижению вторичных целей трудовой деятельности:
• Горизонтальные конфликты, возникающие при наличии таких взаимосвязей, когда достижение цели одного зависит и от других людей (например, при работе на один наряд зарплата каждого зависит и от работы всех, нарушение одним членом коллектива трудовой дисциплины может привести к лишению премии всего коллектива).
• Горизонтальные конфликты организационного типа, возникающие из-за сменности, условий труда и других причин, являющихся следствием ряда нерешенных проблем по вертикали по причине слабости руководства.
• Вертикальные конфликты, когда руководитель не обеспечивает подчиненному удовлетворительных возможностей достижения личных целей (например, неритмичность в обеспечении работой приводит к простоям и влияет на заработную плату работающих сдельно).
• Вертикальные конфликты, когда достижение личных целей руководителей в процессе деятельности (например, престиж, материальное поощрение и т. д.) зависит от подчиненных.
III. Конфликты, возникающие из противоречия действий человека принятым в коллективе нормам:
• Горизонтальные конфликты, возникающие в группах с развитой групповой моралью и имеющие характер требований, предъявляемых к человеку со стороны группы.
• Вертикальные конфликты, имеющие характер острого противоречия между стилем работы руководителя и ожиданиями его подчиненных.
• Вертикальные конфликты, возникающие в ситуации неудовлетворения требований, предъявляемых руководителем к качествам подчиненного как носителя определенной социальной роли.
IV. Личные конфликты:
• Горизонтальные личностные конфликты, возникающие как проявление той или иной личной несовместимости, т. е. несовместимости шаблонов поведения потребностей и т. д.
• Вертикальные личностные конфликты, возникающие между лидерами и ведомыми, авторитетными и неавторитетными, предпочитаемыми и непредпочитаемыми членами коллектива из-за несовместимости культурных основ и уровней личных притязаний.
Важным
моментом в изучении конфликтов является
выявление их причин. Нельзя правильно
разрешить конфликт-ситуацию, не имея
четкого представления о породивших ее
факторах. Выделяются следующие основные
причины конфликтов в производственных
коллективах: • социально-экономические:
а) повышенном эмоционально-психическом фоне взаимодействия и усиления неудовлетворенности ситуацией;
б) учащении локальных конфликтов;
в) появлении «отклоняющегося поведения»;
г) поиске «виноватого».
Способы и формы проявления неудовлетворенности могут быть различными:
• личные беседы нескольких человек;
• выступления на собраниях отдельных представителей коллектива;
• массовые увольнения по собственному желанию почти всей бригадой после обсуждения конфликта, сознательно или стихийно;
• саботаж (коллективное невыполнение указаний руководства);
• коллективная голодовка (могут быть десятки участников);
• забастовка (предупредительная, прекращение работы, оккупация, захват власти и другие формы забастовок);
• массовые демонстрации и митинги;
• бунт (может сопровождаться порчей оборудования, поджогами, мародерством и т. д.).
Социальная напряженность — это конфликт (противоположность) интересов социальных групп, который в том или ином виде присутствует всегда и проявляется в личностных и межгрупповых интересах. Социальная напряженность имеет свои пределы, является обычным социальным явлением и при нормальном развитии коллектива колеблется в пределах норм напряженности — фона, при катастрофическом развитии — переходит границы нормы и становится сверхнапряженностью, которая разрушает коллектив.
В качестве основных стадий развития социальной напряженности можно выделить семь:
1. Фоновый уровень социальной напряженности-норма.
2. Латентная стадия (скрытая, невидимая) нарастания социальной напряженности, выше нормы или на ее границе, еще не осознанная участниками событий.
2. Стадия проявления социальной напряженности посредством учащения конфликтов, роста недовольств и осознания конфликтности ситуации выработки требований.
4. Инцидент, или критическая стадия перехода социальной напряженности в острый конфликт.
5. Стадия ускоренного развития социального конфликта — взрыв.
6. Стадия наивысшего развития социальной напряженности — пик конфликта (кульминация).
7. Спад социальной напряженности до фонового уровня, прекращение социального конфликта.
Предпосылкой
возникновения конфликтной
Производственный конфликт выполняет ряд специфических функций, которые не поддаются однозначной оценке. Конфликты влияют на соотношение индивидуальных, групповых, коллективных интересов и в этом смысле вносят клад в интеграцию социальной организации предприятия. Так, конфликт рабочих с администрацией по поводу платы или расценок труда, с одной стороны, усиливает «взаимную конфронтацию, а с другой — повышает сплоченность самих рабочих на основе общности интересов и предъявляемых требований.
Трудовые конфликты выполняют функцию сигнализации, обнаружения нетерпимых условий труда, административного произвола, злоупотребления служебным положением и т. п. Конфликт в том или ином подразделении с заводским руководством вынуждает работников смежных участков не только обсуждать его причины и вероятный исход, но и в случае необходимости поддержать коллег по работе.
Стремясь избежать эскалации конфликта, администрация прислушивается к сигналам злоупотребления или нарушения прав работников. И хотя основным мотивом переориентации административного персонала по-прежнему остается сохранение власти, объективно он принимает необходимые меры, препятствующие перерастанию ситуации деструктивный конфликт.
В современной конфликтологии приоритет отдается инновационной, творческой функции конфликта. Если доказано, что с его помощью можно преодолеть препятствия на и экономического, социального или духовного развития коллектива, то в обязанность субъекта разрешения конфликта входит извлечение максимальной пользы из него.
Конфликт внутри первичного производственного коллектива по поводу значимых групповых ценностей и норм приводит к изменению социально-психологического климата: сплоченности, авторитета, уровня идентификации с общими целями и удовлетворенности членством в организации, взаимного доверия и уважения. Урегулированный конфликт улучшает психологические характеристики коллектива и вызывает интенсификацию социальной активности. Напротив, негативное разрешение проблематизирует его существование.
Информационная функция социальных конфликтов определяется необходимостью для обеих сторон обеспечить полную и достоверную информацию, позволяющую сделать вывод о наиболее вероятной стратегии и тактике, которую противник может применить в ходе дальнейшей борьбы при имеющихся у него ресурсах. В процессе или в результате конфликтного противоборства участники накапливают гораздо больший объем социально полезной информации о факторах и причинах, интересах и оценке проблемной ситуации, позициях и программах выхода из конфликта, чем в период, непосредственно предшествующий открытому конфликту.