Конфликт между работодателем и профсоюзом

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 05:19, реферат

Описание работы

Генри Форд как-то заявил: «На моих заводах никогда не будет профсоюзов, им здесь нет места». Впоследствии, реалии Великой Депрессии заставили его отказаться от своих слов и пойти на сотрудничество с профсоюзами, но натянутые отношения между ними сохранились до самой смерти промышленника. Вообще, конфликты между работодателями и профсоюзами являются естественными, так как стороны исходят из противоположных целей: победа одного – это проигрыш другого. Игра с нулевой суммой.

Содержание

1. Сущность, цели и задачи профсоюзов

2. Роль государства в решении трудовых споров

3. Забастовка как метод решения трудовых споров

Работа содержит 1 файл

Конфликт между работодателем и профсоюзом.docx

— 38.60 Кб (Скачать)

Порядок определения представителей в примирительную комиссию определяется каждой из сторон коллективного трудового спора (конфликта) самостоятельно. 
В случае необходимости примирительная комиссия может привлекать в свой состав независимого посредника, т.е. лицо, которое определено совместным выбору сторон, и способствует установлению взаимодействия между сторонами, проведению переговоров, и участвует в выработке примирительной комиссией взаимоприемлемого решения.

Также, примирительная комиссия может консультироваться  со сторонами коллективного трудового  спора (конфликта), центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и другими  заинтересованными органами. 
Стороны коллективного трудового спора (конфликта) обязаны предоставлять примирительной комиссии информацию, необходимую для ведения переговоров.

Коллективные  трудовые споры (конфликты) рассматриваются  производственной примирительной комиссией  в пятидневный, отраслевой и территориальной  примиряющими комиссиями в десятидневный, примирительной комиссией на национальном уровне - в пятнадцатидневный срок с момента образования комиссий. По соглашению сторон эти сроки могут быть продлены.

Решение, принятое примирительной комиссией  оформляется протоколом. Такое решение  исполняется в порядке и сроки, установленные в решении. После  принятия решения по разрешению коллективного  трудового спора примирительная комиссия прекращает свою работу.

Трудовой  арбитраж, это орган, состоящий из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и других лиц и принимает  решение по существу трудового спора (конфликта). 
Трудовой арбитраж создается по инициативе одной из сторон или независимого посредника в трехдневный срок в случае:

- неприятие  примирительной комиссией согласованного  решения относительно решения  коллективного трудового спора  (конфликта) по вопросам установления  новых или изменения существующих  социально-экономических условий  труда и производственного быта, заключению или изменению коллективного  договора, соглашения;

- А также  в случае возникновения коллективного  трудового спора (конфликта) по  вопросам выполнения коллективного  договора, соглашения или отдельных  их положений и невыполнение  требований законодательства о  труде.

Коллективный  трудовой спор (конфликт) рассматривается  трудовым арбитражем с обязательным участием представителей сторон, а  при необходимости - представителей других заинтересованных органов и  организаций. 
Трудовой арбитраж должен принять решение в десятидневный срок со дня его создания. По решению большинства членов трудового арбитража этот срок может быть продлен до двадцати дней.

Решение трудового арбитража принимается  большинством голосов его членов, оформляется протоколом и подписывается  всеми его членами. 
Стоит отметить, что при решении коллективных трудовых споров одна из сторон не может уклониться от участия в процедуре примирения.

Стороны коллективного трудового спора (конфликта), Примирительная комиссия, трудовой арбитраж обязаны использовать для урегулирования коллективного трудового спора (конфликта) все возможности, которые не запрещены  законодательством.

Целесообразно обратить внимание на то, что с целью  содействия улучшению трудовых отношений  и предупреждения возникновения  коллективных трудовых споров (конфликтов), их прогнозирования и содействия своевременному их разрешению, осуществления  посредничества для разрешения таких  споров (конфликтов) Президентом Украины  образована Национальная служба посредничества и примирения, которая является постоянно  действующим государственным органом, созданным для содействия урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов).

Эта служба состоит из высококвалифицированных  специалистов и экспертов по вопросам разрешения коллективных трудовых споров. 
Основными задачами этой службы являются содействие взаимодействию сторон социально-трудовых отношений в процессе урегулирования коллективных трудовых споров (конфликтов), которые возникли между ними; прогнозирования возникновения таких споров и содействия своевременному их разрешению, осуществления посредничества и примирения при решении таких споров, обеспечение осуществления социального диалога, выработки согласованных предложений по развитию социально-экономических и трудовых отношений в Украине; 
осуществление мероприятий по предотвращению возникновения таких споров, повышение уровня правовой культуры участников социально-трудовых отношений. 
Представители Национальной службы посредничества и примирения могут участвовать в разрешении коллективного трудового спора (конфликта) на всех его стадиях. 
Решение Национальной службы посредничества и примирения носят рекомендательный характер и должны рассматриваться сторонами коллективного трудового спора (конфликта) и соответствующими центральными или местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

Вместе  с тем необходимо отметить, что  для решения коллективного трудового  спора (конфликта), получение поддержки  своих требований трудовой коллектив  вправе организовывать и проводить  забастовку в порядке предусмотренном действующим законодательством.

Право лиц, работающих, на забастовку для  защиты своих экономических и  социальных интересов, закреплено в  статье 44 Основного Закона Украины. 
Согласно этой статье Закона никто не может быть принужден к участию или неучастию в забастовке. 
Порядок осуществления права на забастовку устанавливается законом с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности, здоровья, прав и свобод других людей.

Право на забастовку официально признан Европейской социальной хартией, принятой Советом Европы 18 октября 1961 Европейская социальная хартия фактически является первой многонациональной соглашением, посвящена решению трудовых конфликтов. Хартия прямо признала право на забастовку. Так, статьей 6 Хартии, в частности, установлено, что с целью обеспечения эффективной реализации права на коллективные переговоры Стороны признают право работников и работодателей на коллективные действия в случае конфликтов интересов, включая право на забастовку, за исключением обязательств, которые могут вытекать из ранее коллективных договоров. 
Позже, 3 мая 1996 был подписана Европейская социальная хартия (пересмотренная), и подписана от имени Украины 7 мая 1999.

Целесообразно отметить, что забастовка может быть начата, если примирительные процедуры  не привели к решению коллективного  трудового спора (конфликта) или  собственник или уполномоченный им орган (представитель) уклоняется от примирительных процедур или не выполняет соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора (конфликта) .

Забастовка - это временное коллективное добровольное прекращение работы работниками (невыход  на работу, неисполнение своих трудовых обязанностей) предприятия, учреждения, организации (структурного подразделения) с целью решения коллективного  трудового спора (конфликта).

Забастовка  применяется как крайнее средство разрешения коллективного трудового  спора (конфликта). 
Орган (лицо), возглавляющий забастовку, обязан письменно предупредить собственника или уполномоченный им орган (представителя) не позднее чем за 7 дней до начала забастовки, а в случае принятия решения о забастовке на непрерывно действующем производстве - за 15 дней.

В случае проведения собраний, митингов, пикетов  за пределами предприятия орган (лицо), возглавляющий забастовку, сообщает о запланированном мероприятии  местный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не позднее чем за 3 дня.

Забастовка  на предприятии возглавляет орган (лицо), определяется общим собранием (конференцией) наемных работников при принятии решения об объявлении забастовки. 
Отраслевой или территориальный забастовку возглавляет (координирует) орган (лицо), определенный конференцией, собранием, пленумом или иным выборным органом представителей наемных работников, профсоюзных или иных организаций работников, уполномоченных представлять соответствующие трудовые коллективы.

Орган (лицо), возглавляющий забастовку, во время забастовки действует в  пределах прав, предусмотренных законодательством, информирует сотрудников о ходе разрешения коллективного трудового  спора (конфликта). Полномочия органа (лица) как руководителя забастовки прекращаются, если стороны подписали соглашение об урегулировании коллективного трудового  спора (конфликта), а также в случае принятия решения об отмене или о  прекращении забастовки.

Следует отметить, что согласно действующему законодательству запрещается проведение забастовки при условии, что прекращение  работниками работы создает угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде или препятствует предотвращению стихийного бедствия, аварий, катастроф, эпидемий или ликвидации их последствий.

Также, запрещается проведение забастовки работников (кроме технического и  обслуживающего персонала) органов  прокуратуры, суда, Вооруженных Сил  Украины, органов государственной  власти, безопасности и правопорядка.

В случае объявления чрезвычайного положения  Верховный Совет Украины или  Президент Украины могут запретить  проведение забастовок на срок, не превышающий  одного месяца. Дальнейшая запрет должен быть одобрена общим актом Верховной Рады Украины и Президента Украины. В случае объявления военного положения автоматически наступает запрещение проведения забастовок до момента его отмены.

Во время  забастовки стороны коллективного  трудового спора (конфликта) обязаны  продолжать поиск путей ее решения, используя для этого все имеющиеся  возможности. 
Установление в законодательстве Украины правовых основ для разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) позволяет защитить права как работодателей, так и трудовых коллективов.

Информация о работе Конфликт между работодателем и профсоюзом