Таблица
2. Количество программ дополнительного
образования ЧИ УрАГС
Формы
обучения |
Количество
образовательных
программ |
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Повышение
квалификации, всего |
9 |
14 |
14 |
26 |
в т.ч.
по программам в объеме: |
|
|
|
|
– от
72 до 100 аудиторных часов |
6 |
12 |
9 |
19 |
– от
100 до 500 аудиторных часов |
3 |
2 |
5 |
7 |
Профессиональная
переподготовка
(свыше
500 аудиторных часов) |
5 |
7 |
5 |
5 |
Программы
в объеме до 72 аудиторных
часов |
|
|
|
|
ИТОГО: |
14 |
21 |
19 |
31
|
|
Таблица
3. Структура контингента слушателей
курсов повышения квалификации
№ |
Категория
слушателей |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Всего |
1 |
Государственные
служащие |
426 |
471 |
691 |
628 |
2216 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
Федеральные государственные
служащие |
269 |
163 |
395 |
451 |
1278 |
|
Государственные
гражданские служащие Челябинской
области |
157 |
308 |
296 |
177 |
668 |
2 |
Муниципальные
служащие |
681 |
786 |
585 |
851 |
2903 |
3 |
Специалисты предприятий
и организаций |
53 |
14 |
21 |
122 |
210 |
4 |
Другие категории |
|
|
25 |
|
25 |
|
ИТОГО: |
1160 |
1271 |
1322 |
1601 |
5354 |
|
Таблица
4. Структура контингента слушателей
профессиональной переподготовки
№ |
Категория
слушателей |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Всего |
1 |
Государственные
служащие |
48 |
62 |
57 |
46 |
213 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
Федеральные государственные
служащие |
|
|
|
|
|
|
Государственные
гражданские служащие субъектов
РФ |
48 |
62 |
57 |
46 |
213 |
2 |
Муниципальные
служащие |
|
|
28 |
59 |
87 |
3 |
Специалисты предприятий
и организаций |
62 |
84 |
116 |
75 |
337 |
4 |
Другие категории |
11 |
14 |
|
|
25 |
|
ИТОГО: |
121 |
160 |
201 |
180 |
662 |
|
Только
в 2008 г. в системе дополнительного профессионального
образования обучение проходило по 31 образовательной
программе (табл.2).
Структура
контингента слушателей программ дополнительного
профессионального образования
представлена в таблицах 3, 4. Большую
долю обучающихся специалистов составляют
государственные гражданские и муниципальные
служащие.
Опыт
обучения государственных и муниципальных
служащих позволил выстроить систему
работы с кадровым резервом Челябинской
области.
Программа
обучения резерва управленческих кадров
Челябинской области базируется
на следующих основных принципах:
- Программа
выстроена на основе нормативно-правовых
актов по формированию и подготовке резерва
управленческих кадров Челябинской области
[3, 4, 5, 6].
Это позволило четко сформулировать как
цель, задачи программы, так и ожидаемые
результаты. Программа разрабатывалась
под те должности, которые определены
в Постановлении Губернатора Челябинской
области № 7 от 23 января 2009 г. Кроме того,
необходимо учитывать нормативно-правовые
акты по регулированию обучения государственных
служащих, разработанные Министерством
образования и науки Российской Федерации.
- В институте
накоплен опыт обучения с корпоративной
направленностью, т.е. исходя из тех требований,
которые предъявляет заказчик. Так выстроена
работа не только с представителями бизнеса,
но, главное, с государственными и муниципальными
служащими. Выявляются образовательные
потребности и обеспечивается их удовлетворение.
Именно поэтому большое внимание уделяется
тем компетенциям, которые должны быть
сформированы и развиты у слушателей разных
программ, включая и краткосрочное повышение
квалификации. Для заказчика (в том числе
– и государственного) важно не развитие
сотрудников вообще, а конкретных навыков.
- Основа образовательных
программ – когнитивные, функциональные,
этические и личностные компетенции.
В соответствии
с перечисленными принципами разработаны
основные компетенции государственных
служащих и руководителей организаций
приоритетных сфер экономики, а на их основании
– разработаны основные образовательные
модули: для государственных служащих
и руководителей организаций приоритетных
сфер экономики. Их можно комбинировать,
уточнять, изменять в зависимости от вида
обучения, формы и программы.
Когнитивные,
функциональные, личностные
и этические компетенции
государственных
служащих.
Государственный
служащий должен знать:
- Законодательные
и нормативные правовые акты, регламентирующие
деятельность органов исполнительной
власти Российской Федерации и Челябинской
области.
- Систему органов
государственной власти.
- Административные
регламенты органов исполнительной власти.
- Законодательство
о государственной гражданской службе,
труде и охране труда Российской Федерации.
- Требования
к служебному поведению.
- Теорию менеджмента,
макро- и микроэкономики, делового администрирования.
- Теорию и
практику работы с персоналом.
- Основы социологии,
психологии и мотивации труда.
- Этику делового
общения.
- Перспективы
инновационной и инвестиционной деятельности.
- Методы оценки
деловых качеств работников.
- Систему
делопроизводства и документооборота.
- Методы обработки
информации с использованием современных
технических средств, коммуникаций и связи,
вычислительной техники.
- Передовой
отечественный и зарубежный опыт в области
государственного управления.
- Правила
внутреннего трудового распорядка.
- Правила
и нормы охраны труда, техники безопасности,
производственной санитарии и противопожарной
защиты.
Государственный
гражданский служащий
должен уметь:
- Осуществлять
управление деятельностью органа государственного
управления, направленной на исполнение
государственных функций и оказание государственных
услуг для удовлетворения потребностей
населения за счет стабильного функционирования,
поддержания деловой репутации и в соответствии
с предоставленными полномочиями и выделенными
ресурсами.
- Осуществлять
разработку и контролировать реализацию
стратегических, тактических и оперативных
планов деятельности органов исполнительной
власти Челябинской области, составлять
доклады об основных результатах и направлениях
деятельности органов исполнительной
власти Челябинской области.
- Проводить
политический анализ и принимать политические
решения.
- Разрабатывать
нормативно-правовые акты по направлению
своей деятельности.
- Анализировать
и решать организационно-технические,
экономические, кадровые и социально-психологические
проблемы в целях повышения эффективности
использования материальных, финансовых
и трудовых ресурсов, повышения бюджетной
эффективности.
- Осуществлять
подбор и расстановку кадров, обеспечивать
соблюдение требований нормативно-правовых
актов по профессиональному развитию
подчиненных, оценке и стимулированию
эффективности и качества исполнения
должностных регламентов.
- Организовывать
связи с деловыми партнерами, систему
сбора необходимой информации для расширения
внешних связей и обмена опытом.
- Осуществлять
анализ удовлетворенности населения деятельностью
органов исполнительной власти Челябинской
области.
- Участвовать
в разработке инновационной и инвестиционной
деятельности, связанной с дальнейшим
развитием деятельности органов исполнительной
власти Челябинской области.
- Осуществлять
координацию деятельности в рамках определенного
направления (участка), анализировать
ее эффективность, принимать решения по
наиболее рациональному использованию
выделенных ресурсов.
- Осуществлять
руководство подчиненными ему работниками.
Руководитель
организаций приоритетных
сфер экономики должен
знать:
- Законодательные
и нормативные правовые акты, регламентирующие
деятельность организаций приоритетных
сфер экономики Российской Федерации
и Челябинской области.
- Систему органов
государственной власти.
- Административные
регламенты органов исполнительной власти
Челябинской области.
- Гражданское,
трудовое и хозяйственное право.
- Правила и
нормы охраны труда.
- Законодательные
акты, постановления, распоряжения, приказы,
другие руководящие, методические и нормативные
материалы по планированию, учету и анализу
деятельности предприятия.
- Организацию
плановой работы на предприятии.
- Порядок разработки
перспективных и годовых планов производственно-хозяйственной
деятельности и социального развития
предприятия.
- Порядок разработки
бизнес-планов и коммерческих условий
соглашений, договоров, контрактов.
- Планово-учетную
документацию.
- Конъюнктуру
внутреннего и внешнего рынка.
- Методы проведения
маркетинговых исследований.
- Основы менеджмента.
- Направления
предпринимательской деятельности, организационно-правовой
статус предприятия, перспективы его развития.
- Передовой
отечественный и зарубежный опыт в области
менеджмента.
- Технологию
выполняемых работ (услуг).
- Методы изучения
внутреннего и внешнего рынка, его потенциала
и тенденций развития. Методы экономического
анализа показателей производственно-хозяйственной
деятельности предприятия и его подразделений.
- Ценообразование
и ценовую политику. Порядок определения
себестоимости товарной продукции, разработки
нормативов материальных и трудовых затрат,
оптовых и розничных цен.
- Организацию
торгово-сбытовой деятельности, труда
и управления.
- Формы учета
документов и порядок составления отчетности.
- Компьютерные
технологии и операционные системы. Технические
средства сбора и обработки информации,
связи и коммуникаций.
- Методы определения
экономической эффективности внедрения
новой техники и технологии, организации
труда, рационализаторских предложений
и изобретений.
- Экономику,
организацию производства, труда и управления.
- Рыночные
методы хозяйствования.
- Этику делового
общения.
Руководитель
организаций приоритетных
сфер экономики должен
уметь:
- Осуществлять
управление социально значимой и предпринимательской
(коммерческой) деятельностью предприятия,
направленной на удовлетворение нужд
потребителей и получение прибыли, за
счет стабильного функционирования, поддержания
деловой репутации и в соответствии с
предоставленными полномочиями и выделенными
ресурсами.
- Проводить
политический анализ ситуации с учетом
проактивности мышления.
- Осуществлять
контроль за разработкой и реализацией
бизнес-планов и коммерческих условий,
заключаемых соглашений, договоров и контрактов,
оценивать степень возможного риска.
- Анализировать
и решать организационно-технические,
экономические, кадровые и социально-психологические
проблемы в целях стимулирования производства
и увеличения объема сбыта продукции,
повышения качества и конкурентоспособности
товаров и услуг, экономного и эффективного
использования материальных, финансовых
и трудовых ресурсов.
- Осуществлять
подбор и расстановку кадров, мотивацию
их профессионального развития, оценку
и стимулирование качества труда.
- Организовывать
связи с деловыми партнерами, систему
сбора необходимой информации для расширения
внешних связей и обмена опытом.
- Осуществлять
анализ спроса на производимую продукцию
или услуги, прогноз и мотивацию сбыта
посредством изучения и оценки потребностей
покупателей.
- Участвовать
в разработке инновационной и инвестиционной
деятельности, рекламной стратегии, связанной
с дальнейшим развитием предпринимательской
или коммерческой деятельности.
- Обеспечивать
рост прибыльности, конкурентоспособности
и качества товаров и услуг, повышение
эффективности труда.
- Осуществлять
координацию деятельности в рамках определенного
направления (участка), анализировать
ее эффективность, принимать решения по
наиболее рациональному использованию
выделенных ресурсов.
- Привлекать
к решению задач консультантов и экспертов
по различным вопросам (правовым, техническим,
финансовым и др.).
- Осуществлять
руководство подчиненными ему работниками.
На
основании перечисленных компетенций
в программу подготовки резерва
должны быть включены следующие блоки: