Компетентностный подход к подготовке резерва управленческих кадров для замещения вакантных должностей государственной гражданской сл

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:28, доклад

Описание работы

В данной публикации под компетентностным подходом предлагается понимать не просто знания, умения и навыки, приобретенные за время обучения (профессиональной подготовки, повышения квалификации), но знания, умения и навыки, которые необходимы для работы специалиста в конкретных условиях, т.е. исходя из заказа на обучение, в том числе – государственного.

Работа содержит 1 файл

научный вестник Уральской академии гос службы.doc

— 143.00 Кб (Скачать)
 

   

Таблица 2. Количество программ дополнительного образования ЧИ УрАГС

Формы обучения Количество  образовательных  программ
  2005 2006 2007 2008
Повышение квалификации, всего 9 14 14 26
в т.ч. по программам в объеме:        
– от 72 до 100 аудиторных часов 6 12 9 19
– от 100 до 500 аудиторных часов 3 2 5 7
Профессиональная  переподготовка

(свыше  500 аудиторных часов)

5 7 5 5
Программы в объеме до 72 аудиторных часов        
ИТОГО: 14 21 19 31 
 

   

Таблица 3. Структура контингента слушателей курсов повышения квалификации

Категория слушателей 2005 2006 2007 2008 Всего
1 Государственные служащие 426 471 691 628 2216
  В том числе:          
  Федеральные государственные  служащие 269 163 395 451 1278
  Государственные гражданские служащие Челябинской  области 157 308 296 177 668
2 Муниципальные служащие 681 786 585 851 2903
3 Специалисты предприятий  и организаций 53 14 21 122 210
4 Другие категории     25   25
  ИТОГО: 1160 1271 1322 1601 5354
 

   
 
 

Таблица 4. Структура контингента слушателей профессиональной переподготовки

Категория слушателей 2005 2006 2007 2008 Всего
1 Государственные служащие 48 62 57 46 213
  В том числе:          
  Федеральные государственные  служащие          
  Государственные гражданские служащие субъектов  РФ 48 62 57 46 213
2 Муниципальные служащие     28 59 87
3 Специалисты предприятий  и организаций 62 84 116 75 337
4 Другие категории 11 14     25
  ИТОГО: 121 160 201 180 662
 

   

Только  в 2008 г. в системе дополнительного профессионального образования обучение проходило по 31 образовательной программе (табл.2).

Структура контингента слушателей программ дополнительного  профессионального образования  представлена в таблицах 3, 4. Большую долю обучающихся специалистов составляют государственные гражданские и муниципальные служащие.

Опыт  обучения государственных и муниципальных служащих позволил выстроить систему работы с кадровым резервом Челябинской области.

Программа обучения резерва управленческих кадров Челябинской области базируется на следующих основных принципах:

  1. Программа выстроена на основе нормативно-правовых актов по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Челябинской области [3, 4, 5, 6]. 
     
    Это позволило четко сформулировать как цель, задачи программы, так и ожидаемые результаты. Программа разрабатывалась под те должности, которые определены в Постановлении Губернатора Челябинской области № 7 от 23 января 2009 г. Кроме того, необходимо учитывать нормативно-правовые акты по регулированию обучения государственных служащих, разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации.
  2. В институте накоплен опыт обучения с корпоративной направленностью, т.е. исходя из тех требований, которые предъявляет заказчик. Так выстроена работа не только с представителями бизнеса, но, главное, с государственными и муниципальными служащими. Выявляются образовательные потребности и обеспечивается их удовлетворение. Именно поэтому большое внимание уделяется тем компетенциям, которые должны быть сформированы и развиты у слушателей разных программ, включая и краткосрочное повышение квалификации. Для заказчика (в том числе – и государственного) важно не развитие сотрудников вообще, а конкретных навыков.
  3. Основа образовательных программ – когнитивные, функциональные, этические и личностные компетенции.

  В соответствии с перечисленными принципами разработаны основные компетенции государственных служащих и руководителей организаций приоритетных сфер экономики, а на их основании – разработаны основные образовательные модули: для государственных служащих и руководителей организаций приоритетных сфер экономики. Их можно комбинировать, уточнять, изменять в зависимости от вида обучения, формы и программы.

Когнитивные, функциональные, личностные и этические компетенции  государственных  служащих.

Государственный служащий должен знать:

  1. Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и Челябинской области.
  2. Систему органов государственной власти.
  3. Административные регламенты органов исполнительной власти.
  4. Законодательство о государственной гражданской службе, труде и охране труда Российской Федерации.
  5. Требования к служебному поведению.
  6. Теорию менеджмента, макро- и микроэкономики, делового администрирования.
  7. Теорию и практику работы с персоналом.
  8. Основы социологии, психологии и мотивации труда.
  9. Этику делового общения.
  10. Перспективы инновационной и инвестиционной деятельности.
  11. Методы оценки деловых качеств работников.
  12. Систему делопроизводства и документооборота.
  13. Методы обработки информации с использованием современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники.
  14. Передовой отечественный и зарубежный опыт в области государственного управления.
  15. Правила внутреннего трудового распорядка.
  16. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Государственный гражданский служащий должен уметь:

  1. Осуществлять управление деятельностью органа государственного управления, направленной на исполнение государственных функций и оказание государственных услуг для удовлетворения потребностей населения за счет стабильного функционирования, поддержания деловой репутации и в соответствии с предоставленными полномочиями и выделенными ресурсами.
  2. Осуществлять разработку и контролировать реализацию стратегических, тактических и оперативных планов деятельности органов исполнительной власти Челябинской области, составлять доклады об основных результатах и направлениях деятельности органов исполнительной власти Челябинской области.
  3. Проводить политический анализ и принимать политические решения.
  4. Разрабатывать нормативно-правовые акты по направлению своей деятельности.
  5. Анализировать и решать организационно-технические, экономические, кадровые и социально-психологические проблемы в целях повышения эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, повышения бюджетной эффективности.
  6. Осуществлять подбор и расстановку кадров, обеспечивать соблюдение требований нормативно-правовых актов по профессиональному развитию подчиненных, оценке и стимулированию эффективности и качества исполнения должностных регламентов.
  7. Организовывать связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом.
  8. Осуществлять анализ удовлетворенности населения деятельностью органов исполнительной власти Челябинской области.
  9. Участвовать в разработке инновационной и инвестиционной деятельности, связанной с дальнейшим развитием деятельности органов исполнительной власти Челябинской области.
  10. Осуществлять координацию деятельности в рамках определенного направления (участка), анализировать ее эффективность, принимать решения по наиболее рациональному использованию выделенных ресурсов.
  11. Осуществлять руководство подчиненными ему работниками.

Руководитель  организаций приоритетных сфер экономики должен знать:

  1. Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность организаций приоритетных сфер экономики Российской Федерации и Челябинской области.
  2. Систему органов государственной власти.
  3. Административные регламенты органов исполнительной власти Челябинской области.
  4. Гражданское, трудовое и хозяйственное право.
  5. Правила и нормы охраны труда.
  6. Законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы по планированию, учету и анализу деятельности предприятия.
  7. Организацию плановой работы на предприятии.
  8. Порядок разработки перспективных и годовых планов производственно-хозяйственной деятельности и социального развития предприятия.
  9. Порядок разработки бизнес-планов и коммерческих условий соглашений, договоров, контрактов.
  10. Планово-учетную документацию.
  11. Конъюнктуру внутреннего и внешнего рынка.
  12. Методы проведения маркетинговых исследований.
  13. Основы менеджмента.
  14. Направления предпринимательской деятельности, организационно-правовой статус предприятия, перспективы его развития.
  15. Передовой отечественный и зарубежный опыт в области менеджмента.
  16. Технологию выполняемых работ (услуг).
  17. Методы изучения внутреннего и внешнего рынка, его потенциала и тенденций развития. Методы экономического анализа показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений.
  18. Ценообразование и ценовую политику. Порядок определения себестоимости товарной продукции, разработки нормативов материальных и трудовых затрат, оптовых и розничных цен.
  19. Организацию торгово-сбытовой деятельности, труда и управления.
  20. Формы учета документов и порядок составления отчетности.
  21. Компьютерные технологии и операционные системы. Технические средства сбора и обработки информации, связи и коммуникаций.
  22. Методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений.
  23. Экономику, организацию производства, труда и управления.
  24. Рыночные методы хозяйствования.
  25. Этику делового общения.

Руководитель  организаций приоритетных сфер экономики должен уметь:

  1. Осуществлять управление социально значимой и предпринимательской (коммерческой) деятельностью предприятия, направленной на удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли, за счет стабильного функционирования, поддержания деловой репутации и в соответствии с предоставленными полномочиями и выделенными ресурсами.
  2. Проводить политический анализ ситуации с учетом проактивности мышления.
  3. Осуществлять контроль за разработкой и реализацией бизнес-планов и коммерческих условий, заключаемых соглашений, договоров и контрактов, оценивать степень возможного риска.
  4. Анализировать и решать организационно-технические, экономические, кадровые и социально-психологические проблемы в целях стимулирования производства и увеличения объема сбыта продукции, повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, экономного и эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
  5. Осуществлять подбор и расстановку кадров, мотивацию их профессионального развития, оценку и стимулирование качества труда.
  6. Организовывать связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом.
  7. Осуществлять анализ спроса на производимую продукцию или услуги, прогноз и мотивацию сбыта посредством изучения и оценки потребностей покупателей.
  8. Участвовать в разработке инновационной и инвестиционной деятельности, рекламной стратегии, связанной с дальнейшим развитием предпринимательской или коммерческой деятельности.
  9. Обеспечивать рост прибыльности, конкурентоспособности и качества товаров и услуг, повышение эффективности труда.
  10. Осуществлять координацию деятельности в рамках определенного направления (участка), анализировать ее эффективность, принимать решения по наиболее рациональному использованию выделенных ресурсов.
  11. Привлекать к решению задач консультантов и экспертов по различным вопросам (правовым, техническим, финансовым и др.).
  12. Осуществлять руководство подчиненными ему работниками.

 На  основании перечисленных компетенций  в программу подготовки резерва  должны быть включены следующие блоки:

Информация о работе Компетентностный подход к подготовке резерва управленческих кадров для замещения вакантных должностей государственной гражданской сл