Компетентностный подход к подготовке резерва управленческих кадров для замещения вакантных должностей государственной гражданской сл

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:28, доклад

Описание работы

В данной публикации под компетентностным подходом предлагается понимать не просто знания, умения и навыки, приобретенные за время обучения (профессиональной подготовки, повышения квалификации), но знания, умения и навыки, которые необходимы для работы специалиста в конкретных условиях, т.е. исходя из заказа на обучение, в том числе – государственного.

Работа содержит 1 файл

научный вестник Уральской академии гос службы.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Компетентностный  подход к подготовке резерва управленческих кадров для замещения  вакантных должностей государственной  гражданской службы в Челябинской  области

Савченко  Т.Ю.

УДК 35 
ББК 67.401.02

В данной публикации под компетентностным подходом предлагается понимать не просто знания, умения и навыки, приобретенные за время обучения (профессиональной подготовки, повышения квалификации), но знания, умения и навыки, которые необходимы для работы специалиста в конкретных условиях, т.е. исходя из заказа на обучение, в том числе – государственного. Данный подход применен для разработки программы подготовки лиц, включенных в резерв управленческих кадров Челябинской области. Материал представлен на заседании региональной комиссии по формированию резерва управленческих кадров Челябинской области.

В современной научной литературе под компетентностным подходом к подготовке специалистов понимается, как правило, процесс формирования знаний, умений и навыков, которые затем находят подкрепление в практической деятельности такого специалиста (будущего или уже сформировавшегося). В данной публикации под компетентностным подходом предлагается понимать не просто знания, умения и навыки, приобретенные за время обучения (профессиональной подготовки, повышения квалификации), но знания, умения и навыки, которые необходимы для работы специалиста в конкретных условиях, т.е. «под заказ».

Компетентностный  подход может быть использован как  в традиционных моделях подготовки специалистов, которые свойственны современной высшей школе, базирующейся на государственных образовательных стандартах второго поколения, традиционных формах и методах обучения, так и в логистических, исходя из потребностей потребителей, которые как правило в настоящее время применяются в системе дополнительного образования, ориентированных на подготовку специалистов, исходя из тех задач, которые им предстоит решить (или они уже решают, но это можно сделать более эффективно).

Однако  даже компетентностный подход требует  определенной формализации, так как формализованы отношения между всеми участниками образовательного процесса. Следовательно, удовлетворенность результатами обучения определяется качеством образовательных услуг, измерители которого уже известны, но обязательно должны учитываться и приобретенные (отрепетированные компетенции), которые легко воспроизводятся специалистом по результатам обучения в реальной практике. Таким образом, необходима модель компетенций.

В построении модели компетенций необходимо учитывать интересы нескольких сторон: направляющей организации, осуществляющей оплату обучения и ставящей цели и задачи перед каждым специалистом, оценивающей результаты, самого обучаемого, образовательного учреждения. По идее, исходя из представляемых компетенций можно выбрать образовательную программу, форму обучения и учебное заведение.

Такие модели компетенций активно разрабатываются  в системе бизнес-обучения. Известны примеры: системы МВА, Программы  подготовки управленческих кадров для  организаций народного хозяйства (Президентская программа), образовательные программы корпоративного обучения и т.п. Однако применительно к подготовке государственных гражданских служащих также необходимо применять компетентностный подход, тогда эффективность обучения несомненно будет выше, как и эффективность расходования бюджетных средств, так как адресная подготовка специалистов всегда окупается. Выигрыш получает и государство (экономия ресурсов, в том числе – временных) и образовательное учреждение – оно развивает формы и методы обучения, само приобретает новые компетенции, что сказывается на квалификации преподавателей по всем программам обучения, способствует развитию всего потенциала, повышает конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Необходимость обучения государственных гражданских служащих определена на законодательном уровне [1, ст. 62].

В Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г., перед государственными гражданскими служащими ставятся новые задачи: «формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики» [2, ст. 62].

Для осуществления  такой реформы, с одной стороны, необходимо по правилам менеджмента  определить функции (деятельности циклически повторяемой в соответствии с  нормативно-правовыми актами по вопросам государственного регулирования всех сфер общественной жизни и структурно закрепленных за органами государственного управления) органов государственного управления, с другой – обеспечить необходимый кадровый потенциал для реализации с наибольшей эффективностью задач как текущего, так и стратегического значения.

При формировании образовательных программ подготовки государственных служащих необходимо учитывать, что государственная  служба имеет главенствующее значение в регулировании всех процессов  в обществе, следовательно, особое значение принимает развитие и совершенствование профессиональной компетентности и навыков:

  • в области трактовки и применения федеральных и региональных нормативно-правовых актов, относящихся к сфере профессиональной деятельности и разработки проектов региональных нормативно-правовых актов в сфере профессиональной деятельности;
  • в области определения функций, места и значения органов исполнительной власти в системе государственной власти Челябинской области;
  • в области правового обеспечения государственной и муниципальной службы;
  • в области управления по результатам в органах исполнительной власти Челябинской области (методики разработки докладов об основных результатах и направлениях деятельности органов исполнительной власти, оценки эффективности деятельности);
  • в области регламентации деятельности органов исполнительной власти Челябинской области;
  • в области взаимодействия федеральных, региональных органов исполнительной власти Челябинской области и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственных функций и оказанию государственных услуг;
  • в области государственного регулирования экономики; формирования государственных и муниципальных финансов, управления региональной экономикой и экономическим развитием;
  • в области организационно-правовых основ противодействия коррупции;
  • в области документационного обеспечения государственного и муниципального управления;
  • в области управления закупками для государственных и муниципальных нужд;
  • в области усвоения норм служебного поведения и деловой этики.

  Для оценки эффективности подготовки специалистов необходимо соотнести качественные характеристики их компетенции с  характеристиками нормативной модели специалиста (по областям профессиональной компетенции). Отсюда все более насущными  являются проблемы формирования таких профессиональных моделей. Это позволит обеспечить качество подготовки специалистов на основе стандартизации процесса обучения.

Очень важно для обеспечения качества подготовки государственных и муниципальных  служащих, чтобы образовательный процесс осуществлялся на основе упреждающего развития компетентности преподавателей и консультантов, тренеров, обеспечивающих этот процесс. Иначе можно готовить только специалистов «вчерашнего дня».

Это требует  изменения подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава обучающих организаций, внедрения новых форм обучения, которые активно используются в бизнес-образовании: все большего использования деловых ситуаций не только в курсах управленческого блока, проведения тренингов, обучения основам консалтинга и т.п. Сохраняя общие требования государственного образовательного стандарта, все больше использовать возможности самостоятельной работы обучающихся с помощью электронных учебников, рабочих тетрадей и т.п.

Таким образом, можно утверждать, что использование современных подходов к образовательному процессу позволит повысить качество подготовки государственных и муниципальных служащих, а значит – и эффективность их работы.

Построение  модели компетенции государственных  гражданских служащих можно продемонстрировать на примере применения компетентностного подхода к формированию программ обучения резерва управленческих кадров.

Резерв  управленческих кадров Челябинской  области формируется на основе Закона Челябинской области от 31 марта 2009 г. № 364-ЗО «О резерве управленческих кадров Челябинской области», Постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 25 декабря 2008 г. № 1515 «Областная целевая программа «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Челябинской области» на 2009–2010 годы», Постановления Губернатора Челябинской области от 23 января 2009 г. № 7 «О перечне должностей государственной гражданской службы Челябинской области и должностей руководителей организаций приоритетных сфер экономики, подлежащих замещению из резерва управленческих кадров», Постановления Губернатора Челябинской области от 5 марта 2009 г. № 49 «О порядке формирования резерва управленческих кадров Челябинской области» [3, 4, 5].

Цель  программы обучения – выравнивание стартовых позиций лиц, вошедших в резерв управленческих кадров Челябинской области, подготовка по актуальным проблемам государственного и муниципального управления, управления организациями приоритетных сфер экономики, сопровождение их самоподготовки, развитие их профессиональных навыков и компетенций, изучение передовых мировых и отечественных практик эффективного управления, направленных на обеспечение модернизации управления в приоритетных сферах экономики, государственного и муниципального управления.

Ожидаемые результаты:

  • повышение эффективности работы государственных органов и органов местного самоуправления:
  • повышение профессионализма и компетентности руководителей государственных органов и органов местного самоуправления
  • сокращение времени адаптации вновь назначенных руководителей
  • расширение потенциала государственной гражданской службы за счет высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в негосударственном секторе
  • повышение степени удовлетворенности граждан государственными и муниципальными услугами
  • укрепление доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, повышение авторитета и привлекательности государственной (муниципальной) службы.

Перечень  должностей государственной гражданской  службы Челябинской области и  должностей руководителей организаций приоритетных сфер экономики, подлежащих замещению из резерва управленческих кадров, приведен в Постановлении Губернатора Челябинской области от 23 января 2009 г. № 7 «О перечне должностей государственной гражданской службы Челябинской области и должностей руководителей организаций приоритетных сфер экономики, подлежащих замещению из резерва управленческих кадров» [6].

Основа  образовательных программ – когнитивные, функциональные, этические и личностные компетенции, которые должны быть либо сформированы (что важно для лиц, включенных в резерв управленческих кадров Челябинской области из специалистов рыночной экономики), так и развиты (рис. 1).

Рис. 1. Основа разработки образовательных программ.

Лица, включенные в резерв управленческих кадров Челябинской области, должны быстро реагировать на изменения внешней среды, знать основные внутренние процессы государственного управления, технологии как регламентного, так и проектного управления, что особенно важно в условиях динамичной внешней среды, когда цена упреждающего решения очень велика.

Челябинский институт (филиал) Уральской академии государственной службы, который  более 17 лет занимается подготовкой, профессиональной переподготовкой и повышением квалификации как государственных и муниципальных служащих, так и специалистов бюджетных и рыночных организаций. За последние 5 лет в нашем институте повысило квалификацию и прошло профессиональную переподготовку более 6000 человек (табл.1). 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1. Количество слушателей программ дополнительного образования ЧИ УрАГС 

Прошли  обучение Количество  слушателей
  2005 2006 2007 2008 Всего
Повышение квалификации, всего 1160 1271 1322 1601 5354
в т.ч. по программам в объеме:          
– от 72 до 100 аудиторных часов 1063 1156 1108 1533 4860
– от 100 до 500 аудиторных часов 97 115 214 68 494
Профессиональная  переподготовка

(свыше  500 аудиторных часов)

121 160 201 163 645
Программы в объеме до 72 аудиторных часов          
ИТОГО: 1281 1431 1523 1764 5999

Информация о работе Компетентностный подход к подготовке резерва управленческих кадров для замещения вакантных должностей государственной гражданской сл