Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:28, доклад
В данной публикации под компетентностным подходом предлагается понимать не просто знания, умения и навыки, приобретенные за время обучения (профессиональной подготовки, повышения квалификации), но знания, умения и навыки, которые необходимы для работы специалиста в конкретных условиях, т.е. исходя из заказа на обучение, в том числе – государственного.
Компетентностный подход к подготовке резерва управленческих кадров для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы в Челябинской области
Савченко Т.Ю.
УДК 35
ББК 67.401.02
В данной публикации под компетентностным подходом предлагается понимать не просто знания, умения и навыки, приобретенные за время обучения (профессиональной подготовки, повышения квалификации), но знания, умения и навыки, которые необходимы для работы специалиста в конкретных условиях, т.е. исходя из заказа на обучение, в том числе – государственного. Данный подход применен для разработки программы подготовки лиц, включенных в резерв управленческих кадров Челябинской области. Материал представлен на заседании региональной комиссии по формированию резерва управленческих кадров Челябинской области.
В современной научной литературе под компетентностным подходом к подготовке специалистов понимается, как правило, процесс формирования знаний, умений и навыков, которые затем находят подкрепление в практической деятельности такого специалиста (будущего или уже сформировавшегося). В данной публикации под компетентностным подходом предлагается понимать не просто знания, умения и навыки, приобретенные за время обучения (профессиональной подготовки, повышения квалификации), но знания, умения и навыки, которые необходимы для работы специалиста в конкретных условиях, т.е. «под заказ».
Компетентностный подход может быть использован как в традиционных моделях подготовки специалистов, которые свойственны современной высшей школе, базирующейся на государственных образовательных стандартах второго поколения, традиционных формах и методах обучения, так и в логистических, исходя из потребностей потребителей, которые как правило в настоящее время применяются в системе дополнительного образования, ориентированных на подготовку специалистов, исходя из тех задач, которые им предстоит решить (или они уже решают, но это можно сделать более эффективно).
Однако даже компетентностный подход требует определенной формализации, так как формализованы отношения между всеми участниками образовательного процесса. Следовательно, удовлетворенность результатами обучения определяется качеством образовательных услуг, измерители которого уже известны, но обязательно должны учитываться и приобретенные (отрепетированные компетенции), которые легко воспроизводятся специалистом по результатам обучения в реальной практике. Таким образом, необходима модель компетенций.
В построении модели компетенций необходимо учитывать интересы нескольких сторон: направляющей организации, осуществляющей оплату обучения и ставящей цели и задачи перед каждым специалистом, оценивающей результаты, самого обучаемого, образовательного учреждения. По идее, исходя из представляемых компетенций можно выбрать образовательную программу, форму обучения и учебное заведение.
Такие
модели компетенций активно
Необходимость обучения государственных гражданских служащих определена на законодательном уровне [1, ст. 62].
В Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г., перед государственными гражданскими служащими ставятся новые задачи: «формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики» [2, ст. 62].
Для осуществления такой реформы, с одной стороны, необходимо по правилам менеджмента определить функции (деятельности циклически повторяемой в соответствии с нормативно-правовыми актами по вопросам государственного регулирования всех сфер общественной жизни и структурно закрепленных за органами государственного управления) органов государственного управления, с другой – обеспечить необходимый кадровый потенциал для реализации с наибольшей эффективностью задач как текущего, так и стратегического значения.
При формировании образовательных программ подготовки государственных служащих необходимо учитывать, что государственная служба имеет главенствующее значение в регулировании всех процессов в обществе, следовательно, особое значение принимает развитие и совершенствование профессиональной компетентности и навыков:
Для оценки эффективности подготовки специалистов необходимо соотнести качественные характеристики их компетенции с характеристиками нормативной модели специалиста (по областям профессиональной компетенции). Отсюда все более насущными являются проблемы формирования таких профессиональных моделей. Это позволит обеспечить качество подготовки специалистов на основе стандартизации процесса обучения.
Очень
важно для обеспечения качества
подготовки государственных и
Это требует
изменения подготовки и переподготовки
профессорско-
Таким образом, можно утверждать, что использование современных подходов к образовательному процессу позволит повысить качество подготовки государственных и муниципальных служащих, а значит – и эффективность их работы.
Построение модели компетенции государственных гражданских служащих можно продемонстрировать на примере применения компетентностного подхода к формированию программ обучения резерва управленческих кадров.
Резерв управленческих кадров Челябинской области формируется на основе Закона Челябинской области от 31 марта 2009 г. № 364-ЗО «О резерве управленческих кадров Челябинской области», Постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 25 декабря 2008 г. № 1515 «Областная целевая программа «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Челябинской области» на 2009–2010 годы», Постановления Губернатора Челябинской области от 23 января 2009 г. № 7 «О перечне должностей государственной гражданской службы Челябинской области и должностей руководителей организаций приоритетных сфер экономики, подлежащих замещению из резерва управленческих кадров», Постановления Губернатора Челябинской области от 5 марта 2009 г. № 49 «О порядке формирования резерва управленческих кадров Челябинской области» [3, 4, 5].
Цель программы обучения – выравнивание стартовых позиций лиц, вошедших в резерв управленческих кадров Челябинской области, подготовка по актуальным проблемам государственного и муниципального управления, управления организациями приоритетных сфер экономики, сопровождение их самоподготовки, развитие их профессиональных навыков и компетенций, изучение передовых мировых и отечественных практик эффективного управления, направленных на обеспечение модернизации управления в приоритетных сферах экономики, государственного и муниципального управления.
Ожидаемые результаты:
Перечень должностей государственной гражданской службы Челябинской области и должностей руководителей организаций приоритетных сфер экономики, подлежащих замещению из резерва управленческих кадров, приведен в Постановлении Губернатора Челябинской области от 23 января 2009 г. № 7 «О перечне должностей государственной гражданской службы Челябинской области и должностей руководителей организаций приоритетных сфер экономики, подлежащих замещению из резерва управленческих кадров» [6].
Основа образовательных программ – когнитивные, функциональные, этические и личностные компетенции, которые должны быть либо сформированы (что важно для лиц, включенных в резерв управленческих кадров Челябинской области из специалистов рыночной экономики), так и развиты (рис. 1).
Рис. 1. Основа разработки образовательных программ.
Лица, включенные в резерв управленческих кадров Челябинской области, должны быстро реагировать на изменения внешней среды, знать основные внутренние процессы государственного управления, технологии как регламентного, так и проектного управления, что особенно важно в условиях динамичной внешней среды, когда цена упреждающего решения очень велика.
Челябинский
институт (филиал) Уральской академии
государственной службы, который
более 17 лет занимается подготовкой, профессиональной
переподготовкой и повышением квалификации
как государственных и муниципальных
служащих, так и специалистов бюджетных
и рыночных организаций. За последние
5 лет в нашем институте повысило квалификацию
и прошло профессиональную переподготовку
более 6000 человек (табл.1).
Таблица
1. Количество слушателей программ дополнительного
образования ЧИ УрАГС
|