Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:33, реферат
Деятельность менеджера и его задачи. Профессиональные требования к менеджеру. Организационная среда менеджмента. Методы и стили менеджмента.
Структура управления определяется как
форма распределения и
Производственная структура
При формировании организационной
среды менеджмента, как правило,
сначала формируется
Важно отметить, что организационная
структура предприятий является
динамичным, гибко реагирующим на
изменения внешних и внутренних
условий элементом современного
менеджмента. Нередко в рамках одного
предприятия используется несколько
различных типов
Рис. 1.6. Виды и формы организационной среды предприятия
Другая задача организационной среды менеджмента заключается в сочетании всех элементов производственного процесса во времени, т.е. определении наиболее рациональной последовательности и сроков выполнения всех работ. На решение этой задачи влияет содержание самих проектов, состав участников и располагаемых ресурсов, организационная структура предприятия и многие другие факторы. Организация процессов во времени включает структуризацию производственных процессов, подготовку кооперации предприятия с другими фирмами и координацию их деятельности, доведение отдельных заданий до исполнителей, обеспечение равномерной и достаточно высокой загрузки всех участников работ по проектам с целью их своевременного и экономного выполнения. Организация процессов во времени тесно связана с оперативным планированием.
В менеджменте используются различные
формы построения его организационной
среды. Под формами организации
принято понимать способы функционирования
и сочетания в пространстве и
во времени элементов
Концентрация означает процесс сосредоточения определенного вида деятельности во все больших масштабах в крупных фирмах, предприятиях или их подразделениях. Стремление к концентрации деятельности, наряду с процессами распространения малого и среднего бизнеса, отражает естественный рыночный фактор инвестирования средств в наиболее перспективные сферы бизнеса и в жизненно важные для предприятия виды деятельности.
Специализация как форма
организационной среды
Кооперирование в
Комбинирование при
Перечисленные формы организации производственных процессов составляют реальный инструментарий для подготовки организационных решений. Они могут носить формальный или неформальный характер. Формальная организация базируется, как правило, на формализованных, методически обоснованных расчетах и закрепляется в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников осуществляемых процессов. Одна из существенных особенностей современного менеджмента состоит в том, что в нем важное место занимает неформальная организация. К неформальной организации относятся спонтанно возникающие отношения между людьми и структурами в процессе выполнения работ. Значительные практические результаты могут возникать в процессе неформального общения и сотрудничества ученых и специалистов, развития научных школ и движений, работы форумов, симпозиумов и научных конференций. Новые возможности неформальной организации связаны с развитием современных информационных технологий и глобальных международных информационных систем.
1.2.4. Методы и стили менеджмента
Менеджмент в каждой из его функций
и процедур предусматривает использование
разнообразных специфических
Методы менеджмента— это система правил и процедур выполнения различных задач управления с целью выработки рациональных управленческих решений. Они, как правило, появляются в результате теоретических исследований и становятся достоянием широкой практики после масштабных экспериментальных апробаций. Методы менеджмента вносят определенную упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение систем управления на предприятии. Менеджмент использует как общие методы, применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании, культуре и пр.), так и специальные, отражающие специфику определенной (например, инновационной) сферы. Фундаментальной основой современного менеджмента является использование научного подхода, системная ориентация и моделирование процессов.
Наиболее полное и последовательное
выражение научный подход получает
в системной ориентации. Системная
ориентация менеджмента предусматривает
рассмотрение предприятия как сложной
открытой системы, состоящей из взаимосвязанных
элементов и активно
Моделирование в последние десятилетия
стало основной концепцией построения
эффективных систем менеджмента
на предприятиях. Любая частная или
комплексная задача управления имеет
сегодня ряд модельных
В современном менеджменте
Любая попытка перечисления и систематизации методов и моделей менеджмента ограниченна и весьма условна ввиду их многочисленности и разнообразия. Достаточно общая систематизация методов менеджмента по областям их применения приведена в табл. 1.3.
Описание и применение отдельных
методов менеджмента в
Социально-психологический
Стремясь к лидерству, менеджер использует разнообразные способы воздействия на подчиненных и коллег. В зависимости от предпочтения того или иного способа и их комбинации выделяют различные стили руководства. Принципиальное значение при их систематизации имеют признаки целевой ориентации, объема и форм организации руководства.
По признаку целевой ориентации можно выделить две категории стилей руководства коллективом: руководство, ориентированное на задачи, и руководство, ориентированное на сотрудников. Первая категория настроена на обеспечение достижения установленных целей деятельности путем строгого соблюдения процедур планирования, организации и контроля на предприятии. Вторая — предполагает создание наиболее благоприятных условий для творческого труда на предприятии и использует преимущественно методы делегирования, мотивации и коммуникаций для регулирования человеческих отношений в коллективе. Естественно, на практике речь идет об определенном сочетании этих двух вариантов.
Объем управленческой деятельности на предприятии зависит от количества сотрудников, принимающих в ней участие. Степень участия сотрудников в управлении характеризует определенный стиль руководства на предприятии. Различают два полярных по этому признаку стиля руководства: авторитарный и коллективный (или кооперативный). Общая характеристика этих стилей приведена в табл. 1.4.
В чистом виде полярные стили руководства
встречаются крайне редко. На практике
степень участия сотрудников
может меняться на различных стадиях
проявления волевых решений при
осуществлении хозяйственных
Форма организации руководства зависит от того, насколько официально регламентированы отношения менеджера с персоналом предприятия. По этому признаку различают формальный и неформальный стили руководства. Формальный стиль руководства возможен при строгом регламентировании для всех участников производственного процесса их задач, уровня компетенции и ответственности по всем осуществляемым проектам и работам. Неформальный стиль руководства
Таблица 1.3
Методы менеджмента
Область применения |
Тип метода |
1. Выявление мнений |
Метод интервью Метод анкетирования Метод выборочных опросов Методы экспертизы |
2. Анализ ситуации |
Системный анализ Метод написания
сценария Методы сетевого планирования
Функционально-стоимостной Методы экономического анализа |
3. Оценка решений и ситуации |
Методы оценки продукта Методы оценки научно-технического уровня производства Методы оценки организационно-технического уровня производства Методы оценки затрат Метод дерева целей (ПАТТЕРН) Методы оценки порога прибыльности Методы оценки риска и шансов Методы оценки эффективности инноваций |
4. Генерирование идей |
Метод мозговой атаки Метод 6-3-5 Метод синектики Метод морфологического анализа Метод деловой игры |
5. Принятие решений |
Экономико-математические модели Метод таблиц решений Метод построения дерева решений Методы сравнения альтернатив |
6. Прогнозирование ситуации |
Методы экстрополяции Методы аналогий Методы Дельфи Методы регрессивного анализа Эконометрические методы Имитационные модели |
7. Методы наглядного представления |
Графические модели Физические модели Должностные описания и инструкции |
8. Методы аргументирования |
Методы презентации Методы ведения переговоров |
Информация о работе Компетенция менеджера и его организационная среда