Компания и рынок: стратегические характеристики и приоритеты бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:47, контрольная работа

Описание работы

Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкрот¬ство, т. е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………............3
1.Сущность стратегического менеджмента…………………………...6
2. Базовые стратегии предприятия и методы их выбора……………13
3.Компания и рынок: стратегические характеристики и приоритеты бизнеса…………………………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………22
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

стратегический менеджмент.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

«Санкт-Петербургский государственный университет

технологии и дизайна»

 

 

 

                                                                                    Кафедра менеджмента

 

 

                                                 Контрольная работа

 

По дисциплине «Стратегический менеджмент»

На тему: «Компания и рынок: стратегические характеристики и приоритеты бизнеса»

                                                 

 

                                                  Студент: гр. 3-вз-4с Хохлова К.С.

                                             Вариант №11

                                                               Студ. билет № 0931341

 

 

 

 

                                      

                                        

                                        Санкт-Петербург

                                                   2012г

 

 

Содержание                                                                                              стр.

Введение…………………………………………………………............3

1.Сущность стратегического менеджмента…………………………...6

2. Базовые стратегии предприятия и методы их выбора……………13

3.Компания и рынок: стратегические характеристики и приоритеты бизнеса…………………………………………………………………...19

Заключение………………………………………………………………22

Список использованной литературы…………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         2

Введение.

        Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, т. е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.

Стратегический менеджмент является интегрирующим курсом, который объединяет различные разделы и дисциплины теории фирмы: менеджмент, маркетинг, экономику фирмы, финансовый менеджмент, информационные технологии. С научной точки зрения, дисциплина стратегический менеджмент постоянно развивается, до сих пор нет однозначного взгляда на многие его составляющие. Кроме того, практика стратегического менеджмента достаточно индивидуальна.

В настоящее время  существует множество определений стратегий, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой. «Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом что предприятие получает единое направление движения».

«Стратегическое управление - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует» [1].

                                                        3

 

Актуальность исследования данной проблемы на современном этапе  возрастает все больше и больше. Это обусловлено происходящими преобразованиями общественного строя, изменением бюджета, реорганизацией форм собственности. Все эти обстоятельства придают и качественно новое содержание процессу стратегического управления государственной службы. Исследование этого процесса в настоящий момент приобретает особую значимость.

Отечественной практикой  глубоко проработаны вопросы, связанные со стратегическим управлением, накоплен богатый теоретический и практический опыт в применении стратегического управления на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  4

1.Сущность стратегического менеджмента

          Для понимания сущности стратегического управления отметим, что стратегическое управление - это управление в социально-экономических системах, в котором можно выделить следующие стороны:

-  функциональную, при которой управление рассматривается как совокупность видов деятельности, направленных на достижение определенных результатов;

-  процессную, при которой управление рассматривается как действие по выявлению и разрешению проблем, т.е. как процесс подготовки и принятия решений;

- элементную, при которой управление рассматривается как деятельность по организации взаимосвязей определенных структурных элементов.

Функциональный разрез необходим для содержательного понимания того, как действует система, каков механизм целеполагания и обеспечения целей. Объектами рассмотрения здесь будут: виды управленческой деятельности, их содержание, функциональное разделение труда, формирование органов управления, их структура, возникновение конфликтных ситуаций и т.п., а также результаты деятельности организации, зависимость их от факторов внутренней и внешней среды.

Стратегическое управление предполагает, что для достижения требуемых результатов возможно изменение как состава видов управленческой деятельности в организации, так и ее содержания. Например, усиление исследовательских и проектных подразделений, создание самостоятельных служб развития и др.

Процессный разрез необходим для понимания того, как строится и действует технология управления. Объектами рассмотрения здесь будут: стадии процесса управления, его этапы, их последовательность, организация работ, затраты и т.п.

                                                  5

Элементный разрез необходим для определения роли и значения каждого элемента в управлении, изучения внутреннего строения системы. Объектами рассмотрения здесь будут: организация труда работников, стиль управления, техническая оснащенность, информационная система, работа с кадрами и т.п.

Сущность стратегического  менеджмента заключается:

- В определении положения предприятие в настоящее время.

- В положении предприятия в будущем через три, пять, десять лет, где оно хотело бы находиться.

-  Способ достижения желаемого положения.

Для ответа по первой позиции менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Вторая позиция отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третья позиция стратегического менеджмента связана с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

По своему предметному  содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия.

                                             6

В основе стратегического  менеджмента лежат стратегические решения.

Стратегические решения - это управленческие решения, которые:

1) ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;

2) сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;

3) связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия;

К числу стратегических решений можно отнести:

-   реконструкцию предприятия;

-   внедрение новшеств (новые услуги, новые технологии);

- организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);

-   выход на новые рынки сбыта;

-   приобретение, слияние предприятий и т. д.

Особенности стратегических решений.

Стратегические решения  характеризуются тем, что они:

-   инновационные по своей природе, а поскольку человеку и организации свойственно отторгать все новинки, то требуются особые меры по преодолению отторжения (убеждение, обучение, привлечение исполнителей к процессу разработки стратегии и, наконец, принуждение). Такие решения должны быть открытыми и понятными сотрудникам, что может быть реализовано на основе использования внутреннего маркетинга;

-    направлены па перспективные цели предприятия, па возможности, а не на задачи, на будущее, а не настоящее;

 

                                             7

-   отличаются от тактических решений тем, что множество альтернатив не определено, процедура их формирования играет важную самостоятельную роль;

-   направлены на  будущее и являются, следовательно, неопределенными по своей природе;

-  требуют знаний - результат, как правило, больше зависит от качества решения, чем от быстроты или своевременности его принятия. Для них нет жестких временных рамок;

-  субъективны по своей природе, не поддаются, как правило, объективной оценке;

-    необратимы и имеют долгосрочные последствия.

Стратегический менеджмент основан на принятии управленческих решений, ориентированных на учет специфики внешней среды, на достижение конкурентоспособности предприятия на рынке, на успех в конкурентной борьбе. Определение множества стратегических альтернатив является в этом случае непростой задачей. Этим самым хотелось подчеркнуть следующую особенность российского управления: менеджеры могут признавать необходимость разработки стратегии, но сохранять производственный менталитет и внутреннюю ориентацию управления. Такая противоречивость развития менеджмента присуща переходной экономике и объясняется одновременностью процессов перехода к рынку, развития стратегического менеджмента и смены психологических установок.

Стратегический менеджмент подвергается постоянной критике. Основные критические аргументы сводятся к тому, что внешняя среда меняется слишком быстро и предприятие зачастую не имеет необходимой информации для адекватного прогнозирования и принятия стратегических решений. Кроме того, высказываются опасения, что менеджеры не всегда могут комплексно оценить возникающие ситуации, а навязывание формальных методов планирования может погубить творческие идеи,

                                                  8

причем наличие стратегического  плана не является гарантией успеха предприятия на рынке.

На практике менеджеры  многих предприятий действуют довольно успешно на основании интуитивной  стратегии, которая заменяет им формальное планирование [2].

Однако обширное исследование свидетельствует, что интуитивная стратегия не может быть успешной в том случае, когда:

1)  увеличиваются размеры  корпорации;

2)  разрастается аппарат  управления;

3)  существенно изменяется  внешняя среда.

         Возрастание коммерческих рисков вынуждает менеджеров обращаться к стратегическому управлению как средству сохранения конкурентоспособности предприятия в динамичной внешней среде. В целом следует отметить, что эффективность системы стратегического менеджмента определяется тем, что она:

-   обеспечивает комплексный, системный взгляд на предприятие и его внешнее окружение;

- облегчает принятие стратегических решений на основе использования специальных понятий, методов и подходов к сбору и обработке информации;

-  обеспечивает координацию и коммуникации, как по горизонтали, так и по вертикали;

- помогает справиться с изменениями и провести изменения;

-   дает возможность предвидеть тенденции развития бизнеса;

-   помогает делать стратегический выбор и реализовывать стратегию.

Практика показывает, что большинство предприятий имеют тенденцию придерживаться определенной стратегической ориентации в течение 15-20 лет, прежде чем они предпринимают существенные изменения в направлении развития. Обычно необходим некоторый шок, для того чтобы у

                                                9

менеджмента появилась  серьезная мотивация для пересмотра позиций предприятия. Стимулировать  стратегические изменения могут, например, такие события как:

- смена политического  строя;

Информация о работе Компания и рынок: стратегические характеристики и приоритеты бизнеса