Коммуникация в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 00:23, контрольная работа

Описание работы

Успех или неудачу любой организации, существующей в современных рыночных условиях, сегодня определяют не только избыток или недостаток сырьевых ресурсов, труда и капитала, но и «концепции, которые люди держат в своих головах, и качество доступной им информации». Поэтому с полным правом можно считать коммуникацию средством, с помощью которого обеспечивается единство организации в достижении общей цели.

Работа содержит 1 файл

КР Управление персоналом.docx

— 99.17 Кб (Скачать)

     2. Второй подструктурой субъекта  деятельности является профессиональная  компетентность. В толковых словарях  компетентность определяют как  осведомленность, эрудированность.  Под профессиональной компетентностью  понимают совокупность профессиональных  знаний, умений, а также способы  выполнения профессиональной деятельности. Основными компонентами профессиональной компетентности являются: социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения; специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности; персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде; аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции. А.К.Маркова выделяет еще один вид компетентности – экстремальную профессиональную компетентность, т.е. способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов. В прикладной психологии компетентность часто отождествляется с профессионализмом. Но профессионализм как высший уровень выполнения деятельности обеспечивается помимо компетентности также профессиональной направленностью и профессионально важными способностями. Исследование функционального развития профессиональной компетентности показало, что на начальных стадиях профессионального становления специалиста имеет место относительная автономность этого процесса, на стадии самостоятельного выполнения профессиональной деятельности компетентность все более объединяется с профессионально важными качествами. Основными уровнями профессиональной компетентности субъекта деятельности становятся обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм.

     3. Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально важных качеств. Это сложный и динамический процесс образования функциональных и операционных действий на основе психологических свойств индивида. В процессе освоения и выполнения деятельности психологические качества постепенно профессионализируются, образуя самостоятельную подструктуру. В.Д.Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности. Таким образом, профессионально важные качества – это психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности. Они многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств. В самом общем случае можно выделить следующие профессионально важные качества: наблюдательность, образную, двигательную и другие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносливость, пластичность, настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль и др.

     4. Четвертой профессионально обусловленной  подструктурой личности являются  профессионально значимые психофизиологические  свойства. Развитие этих свойств происходит уже в ходе освоения деятельности. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют развитие профессионально важных качеств, другие, профессионализируясь, приобретают самостоятельное значение. К этой подструктуре относятся такие качества, как зрительно-двигательная координация, глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм и др. В исследованиях В.Д.Шадрикова и его учеников показано, что в процессе профессионализации личности образуются интегративные ансамбли (симптомо-комплексы) качеств. Компонентный состав профессионально обусловленных ансамблей постоянно изменяется, усиливаются корреляционные связи. Однако для каждой профессии существуют относительно устойчивые ансамбли профессиональных характеристик. В зарубежной профессиональной педагогике они возведены в ранг ключевых квалификаций. Теоретическое обоснование этой группы профессионально важных качеств было сделано Д.Мартенсом на основе учета взаимосвязи и взаимообусловленности социально-экономических и технико-экономических процессов производства и тенденции использования в производстве, управлении и сфере обслуживания различного рода компьютерных технологий. К ключевым квалификациям относятся абстрактное теоретическое мышление; способность к планированию сложных технологических процессов; креативность, прогностические способности, способность к самостоятельному принятию решений; коммуникативные способности; способность к совместному труду и сотрудничеству, надежность, работоспособность, ответственность и др. В зависимости от преобладающих профессионально важных компонентов в структуре ключевых квалификаций они могут быть отнесены к выделенным четырем подструктурам личности. Профессионально обусловленная структура личности отражена в таблице 5.

     Таблица 5

     Профессионально обусловленная структура  личности

Подструктура Социально-психологические  и психофизиологические компоненты подструктуры Профессионально обусловленные ансамбли компонентов  подструктуры (ключевые квалификации)
1 2 3
Социально-профессиональная направленность Склонности, интересы, отношения, ожидания, установки, мотивы Социально-профессиональные способности: готовность к кооперации, направленность на достижения, успех  и профессиональный рост, корпоративность, надежность, социальная ответственность  и др.
Профессиональная  компетентность Профессиональные  знания, умения и навыки, квалификация Социально-правовая и экономическая компетентность, специальная компетентность, персональная компетентность (знания и умения, выходящие за рамки одной профессии), аутокомпетентность
Профессионально важные качества Внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и др. Профессиональная  самостоятельность, социально-профессиональный интеллект, способность к планированию технологических процессов, диагностические  способности, профессиональная мобильность, самоконтроль и др.
Профессионально значимые психофизиологическиесвойства Энергетизм, нейротизм, экстравертированность, зрительно-двигательная координация, реактивность и др. Обобщенные  профессиональные способности: координация  действий, быстрота реакции, глазомер, ручная сноровка, выносливость, стрессоустойчивость, работоспособность и др.

 

     В процессе профессионального становления  содержание подструктур изменяется, происходит интеграция компонентов  внутри каждой подструктуры, развитие сложных профессионально обусловленных  констелляций, интегрирующих компоненты разных подструктур, что приводит к  образованию ключевых квалификаций. Последние обеспечивают конкурентоспособность, профессиональную мобильность, продуктивность профессиональной деятельности, способствуют профессиональному росту, повышению  квалификации и развитию карьеры  специалиста.

     Роль  коммуникаций в менеджменте. Виды коммуникаций

     Для осуществления своей деятельности руководитель должен постоянно производить  обмен информацией. Обмен информацией  встроен во все виды управленческой деятельности и является связующим  процессом или коммуникацией.

     Коммуникация  – это процесс передачи информации кому-либо. Такая передача может осуществляться в явной форме (посредством языка или графических иллюстраций) или неявно, например, в невербальной форме (жесты, выражение лица и т. д.).

     Отсутствие  эффективных коммуникаций приводит к тому, что организация становится неуправляемой. Поэтому налаживанию  и осуществлению этих процессов  посвящено значительное время в  работе руководителя. По некоторым  данным руководитель тратит от 50 до 90% времени на коммуникации. Эффективно работающие руководители – это те, кто эффективен в коммуникациях. Они осознают суть и результат коммуникационного процесса, обладают развитыми формами письменного и устного общения, а современные руководители также хорошо владеют электронными средствами коммуникаций.

     Средствами  коммуникации является все, что позволяет  передавать информацию от субъекта управления к объекту и обратно. К ним относятся: совещания, личные беседы, служебные записки, отчеты о работе, телефонные разговоры, видеоролики, электронная почта, Internet и т. д.

     Рассмотрим  коммуникационные процессы, имеющие  место в организациях.

     Коммуникации  между организацией и ее средой

     Организация функционирует во внешней среде, которая является изменчивой и неопределенной. Для успешной работы в таких условиях должны использоваться различные средства коммуникации с составляющими своего внешнего окружения. Одной из основных задач является установление взаимосвязи  с потребителями, существующими  и потенциальными. Такая взаимосвязь  происходит через маркетинговые  средства: реклама, PR (связь с общественностью), отчеты о деятельности компании в  прессе, имидж организации, участие  в выставках, а также через  торговые организации. В последнее  время многие организации создают  специальные подразделения по сбору  и переработке информации, исходящей  из внешней среды. Это помогает создавать прочные связи с потребителями, учитывать их потребности, что является основой долговременного существования современных организаций. Организация также поддерживает связи с представителями государственных и политических структур, используя лобби, поддерживая различные политические акции. Существует большое разнообразие и других форм коммуникации между организацией и ее внешней средой.

     2. Коммуникации между уровнями  управления и подразделениями

     Такая коммуникация получила название межуровневой.

     К ней относятся:

  • вертикальная коммуникация, или коммуникация по нисходящей и коммуникация по восходящей. Ее подвидами являются: коммуникация руководитель-подчиненный и коммуникация между руководителем и группой;
  • горизонтальная коммуникация, или коммуникация между различными подразделениями.

     Информация  перемещается внутри организации с  уровня на уровень и это - вертикальная коммуникация. Она может идти сверху вниз и являться нисходящей. Примеры  такой коммуникации - распоряжения вышестоящего руководства, цели для  подразделений, информация об изменениях в деятельности (например, будет  производиться выход на новый  рынок). При рассмотрении вертикальной коммуникации отдельно выделяют коммуникацию руководитель-подчиненный, так как  эти личностные взаимоотношения  во многом являются ядром коммуникации. Она зависит не только от формально  закрепленных правил, он и от неформального  стиля отношений в организации. Решение многих задач будет зависеть от того, сколько подчиненных смогут и захотят понять руководителя. В дополнение к обмену информацией между руководителем и подчиненными имеет место обмен между руководителем и его рабочей группой. Коммуникации с рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность действий группы. Коммуникация в этом случае будет зависеть не только от личностных характеристик, но и от лидерства в группе.

     Кроме этого организация не может эффективно существовать без информации, идущей снизу, или восходящей коммуникации. В основном это оперативная информации о работе, ее сложностях, а также слухи. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений, объяснительных и служебных записок. Передача такой информации заметно влияет на производительность и всю атмосферу в целом.

     Организация состоит из множества подразделений, между которыми необходима координация  действий, поэтому должна существовать горизонтальная коммуникация, или коммуникация между различными подразделениями.

     В обмене информацией по горизонтали  часто участвуют комитеты или  специалисты, например, совещание по производству нового товара или проблемам  качества, в которых принимают  участие не только начальники и специалисты  производства, но и сбытовики, маркетологи, экономисты.

     3. Неформальные коммуникации

     Вся организация состоит из формальных и неформальных компонентов. Каналом  неформальной коммуникации являются слухи, один из самых быстрых способов распространения  информации. Руководители зачастую используют этот канал передачи информации для  изучения мнений сотрудников, их готовности к переменам и принятию нового, определения "узких" мест в руководстве  организацией. Типичная информация, передаваемая по неформальным каналам: изменения в структуре организации; предполагаемые меры по ужесточению контроля; грядущие повышения или понижения; информация о личных пристрастиях руководителей и т. д.

     Принято считать, что слухи – это менее точная информация, однако от них во многом зависит весь коммуникационный процесс. Д. Ямпoльcкaя, M. Зoниc

     Коммуникации  в менеджменте Коммуникации и эффективность управления. Коммуникационный процесс. Межличностные коммуникации. Организационные коммуникации.

     Коммуникации и эффективность управления

     Коммуникация  – это процесс обмена информацией, включающий субъекты коммуникации (отправителя и получателя), способ коммуникации и объект коммуникации (передаваемую информацию).

     Эффективные коммуникации являются необходимым  условием достижения цели организации, выполнения основных функций управления. Например, для разработки миссии организации  необходима информация о потенциальных  потребителях продукции и услуг, конкурентах, поставщиках. Для принятия решений о миссии, стратегии осуществляется обмен информацией с другими организациями – исследовательскими, консультационными, контролирующими и т.д. Не менее важным для осуществления функций управления является обмен информацией внутри организации. Поэтому руководители основную часть своего времени тратят на коммуникации.

     Коммуникационные потребности организации зависят от:

     - характеристик внешней среды  организации (ее динамичности, сложности,  неопределенности);

     - задач, решаемых организацией (например, если ставится задача выпустить  качественно новый товар, захватить  новые рынки сбыта, осуществить  модернизацию производства, диверсификацию  деятельности, то потребность в  коммуникациях резко возрастает);

     - основных характеристик организации – масштабов, структуры, сферы деятельности, характера производимой продукции (услуг), степени диверсификации, позиции в отрасли и т.д.

Информация о работе Коммуникация в организации