Коммуникационные процессы в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотрение коммуникации в процессе управления.
Основные задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия коммуникации в управленческой деятельности;
2. Обозначить роль и значение коммуникаций в процессе управления;
3. Изучить виды коммуникаций в процессе управления;
4. Проанализировать элементы и этапы коммуникационного процесса в управленческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. КОММУНИКАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ…………….. 6
1.1. Понятие и виды коммуникаций…………………………... 6
1.2. Коммуникационные сети………………………………….. 13
1.3. Эффективность коммуникаций…………………………… 16
Выводы по 1 главе………………………………………………………. 20
ГЛАВА 2. КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС………………... 22
2.1. Элементы и этапы процесса коммуникаций……………… 22
2.2. Коммуникационные барьеры……………………………... 28
Выводы по 2 главе………………………………………………………... 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………... 36

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Выделяют следующие типы барьеров:

1. «Личностные барьеры – это коммуникативные помехи, порождаемые человеческими эмоциями, системами ценностей и неумением слушать собеседника. Нередко они возникают в связи с разницей в образовании, расе, поле, социально-экономическом статусе участников коммуникаций». [8, с.157]

К личностным барьерам относится и так называемая психологическая дистанция – чувство эмоциональной несовместимости людей, аналогичное реальному физическому расстоянию между сторонами.

2. Физические барьеры – представляют собой коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций. «Физические барьеры  - это неожиданный отвлекающий шум, который временно заглушает голос, передающий сообщения, расстояния между людьми, стены или статические помехи, возникающие во время приема радиопередачи». [5, с.272] Обычно участникам коммуникаций становится известно о возникновении такого рода барьеров, и они стремятся «преодолеть» препятствия.

3. Семантические барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного понимания значения символов, используемых в коммуникациях. К символам общения относятся, в частности, слова, действия.

4. Языковые барьеры – коммуникативные барьеры,  возникающие вследствие языковых различий отправителя и получателя. Обе стороны не только должны знать буквальные значения слов используемого языка, но и интерпретировать в контексте использования. Одним из проявлений этого барьера выступает внутригрупповой язык. Трудовые, профессиональные и социальные группы часто создают жаргон, понятный только членам этих групп. Он облегчает внутригрупповое общение. Однако при взаимодействии с другими людьми, не входящими в данную группу, и с другими группами его использование может привести к серьезным помехам в общении.

5. Организационные барьеры – коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: число звеньев и ступеней управления, тип взаимосвязей между ними, распределение прав, обязанностей и ответственности в системе управления и т.д.

6. Различие в статусе – также может стать барьером на пути коммуникации. Лицо более низкого уровня иерархии может воспринимать различия в статусе как угрозы, что мешает общению или даже прерывает его.

7. Культурные барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм общения, системы жизненных ценностей и т.д. Культурные различия проявляются как при вербальном так и при невербальном общении.

8. Временные барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие недостатка времени для осуществления полной коммуникации.

9. Коммуникативные перегрузки  - препятствуют эффективному общению. Они возникают, когда объем коммуникативных входов существенно превышает возможности их обработки или реальные потребности.

10. Нежелание делиться информацией. Обладание информацией – один из источников власти. Те, кто располагают эксклюзивной информацией, получают возможность использовать ее  для влияния на других людей. Часто такие владельцы не хотят ею делиться, хранят для того, чтобы использовать в подходящий момент. Владеющие полной информацией могут передать лишь незначительную ее часть, использование которой не дает возможности принять оптимальное решение.

Также существуют и другие барьеры, влияющие на коммуникативные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе

 

Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя или более людьми.

Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т. е. сообщений.

Процесс коммуникации возможно осуществлять при нали­чии следующих основных элементов: отправитель, сообщение, канал связи, получатель.

Отправитель — лицо, стремящееся донести определенные идеи с помощью передаваемой им информации.

Сообщение — информация, имеющая определенную форму и закодированная с помощью соответствующих символов.

Канал связи — средство передачи информации.

Получатель — лицо, которому отправитель адресует переда­ваемое сообщение.

Процесс коммуникации можно представить в виде последо­вательности нескольких взаимосвязанных этапов:

1)  зарождение идеи;

2) кодирование и выбор канала;

3) передача;

4) декодирование;

5) обратная связь;

6) «шум».

Барьеры – это коммуникативные помехи, препятствия, любые вмешательства в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающие смысл сообщения.

Перечень барьеров, возникающих в ходе речевой коммуникации, достаточно велик. Так,  выражением  сопротивления  принятию  информации  (а  значит, и оказанному влиянию) может быть отключение  внимания  слушающего,  умышленное снижение  в  своем   представлении   авторитета   коммуникатора   (например, демонстрируемое  студентом  на  скучной,  по  его  мнению,  лекции).  Задача коммуникатора в данном случае – суметь каким-то образом  привлечь  внимание, подтвердить свой авторитет. Другая группа барьеров обозначена  как  «барьеры непонимания»  -  умышленное  или   неумышленное   «непонимание»   сообщения: фонетическое (плохая артикуляция говорящего,  слишком  быстрый  темп  речи); семантическое   (использование   незнакомых   терминов,   так    называемого «новояза»,    жаргона);    стилистическое    (неудачное    структурированное информации, замысловатые конструкции фраз,  повторы);  логическое  (неумение выстроить  последовательную  аргументацию).  Соответственно  всякий   оратор должен  обладать  умением  преодолевать  каждый   из   названных   барьеров, совершенствовать   манеру   подачи   материала,    достигать    адекватности преподносимой информации актуальной ситуации общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Каждый руководитель хотел бы иметь дружный и работоспособный коллектив, способный вместе с ним достичь поставленных целей. Работа по созданию и совершенствованию условий для формирования такого коллектива не менее важна, чем его деятельность. Среди этих условий важнейшее – организация внутренних и внешних связей (коммуникаций).

Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их. Однако коммуникации - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг – это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен.

Управление в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления является информация. Используя и передавая эту информацию, а также, получая обратные сигналы, руководитель организует и мотивирует подчинённых. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достичь наиболее адекватного восприятия данной информации теми, кому она предназначена.

Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей. Коммуникация – это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Коммуникация является средством, с помощью которого осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели. Без коммуникации невозможно и управление, потому что оно, с одной стороны опирается на  существующие и  сложившиеся формы коммуникации, с другой – формирует те формы коммуникации, которые облегчают как совместную деятельность, так и само управление. Хотя коммуникация имеет широкое применение во всех областях управления, она особенно важна для осуществления функции руководства и лидерства. Согласно исследованиям руководитель большую часть своего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессе принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информации встроен во все основные виды управленческой деятельности, можно назвать коммуникации связующим процессом.

Поскольку руководитель исполняет три свои роли и осуществляет четыре основные функции, с тем чтобы сформулировать цели организации и достичь их, качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей.

Это означает, что для успеха индивидов и организаций необходимы эффективные коммуникации.

Неэффективные коммуникации — одна из главных сфер возникновения проблем. Глубоко осмысливая коммуникации на уровне личности и организации, надо стараться снижать частоту случаев неэффективных коммуникаций и становиться лучшими, более эффективными менеджерами. Эффективно работающие руководители — это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией.
         Коммуникативная структура в той степени, в какой она развита, повышает гибкость и саморегуляционные возможнос­ти организации. Она является основным средством обучения и совершенствования менеджеров среднего звена управления. Развитие коммуникативных структур в организациях стимули­руется техническим прогрессом и использованием передовых технологий.

Подводя итоги можно с уверенностью сказать; что осуществление коммуникаций - это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия, в котором роль менеджера одна из важнейших. Прежде всего менеджер должен быть отличным психологом, который может предугадать малейшие изменения настроения коллектива Психологический фактор - один из важнейших факторов успешных коммуникаций. Во-вторых, менеджер должен обладать ораторским мастерством и умением убеждать. Риторика общения в развитых компаниях стоит на одном из ведущих мест в развитии коммуникаций. От умения общаться с подчиненными зависит прежде всего будущее предприятия, а вместе с ним и будущее каждого отдельно взятого сотрудника. Менеджер должен уметь найти общий язык с замкнутыми и необщительными людьми, а также в нужный момент приостановить поток речи болтунов, чтобы дать высказаться другим сотрудникам.

Итак, можно сделать вывод, что без взаимной помощи и кооперации руководства и персонала невозможно наладить эффективное взаимодействие коммуникаций на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  Басовский Л.Е. Менеджмент. – М., ИНФРА – М., 2000. – 236с.

2.                  Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.-М.: Высш. Шк., 2000. – 446с.

3.                  Герчикова В.Н. Менеджмент.- СПб.: Питер, 2000. – 371с.

4.                  Граждан В.Д. Теория управления: Учебное пособие – М., Гордарики, 2005 – 416с.

5.                  Зиновьев В.Н., Зиновьев И.В. Менеджмент: Учеб.пособие.-М.:  ВУЗ, 2007. – 480с.

6.                  Ильенкова С.Д.,  Кузнецов В.И. Менеджмент: Учебное пособие.-М.: МФПА, 2003 – 70с.

7.                  Коротков Э.М.  Концепция менеджмента - М.:  Дека, 2001 – 248с.

8.                  Машков В.Н.  Психология  управления: Учеб. пособие 2-ое  издание.-                     СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002 – 254с.

9.                  Менеджмент организации: Учебное пособие/Под ред. 3.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2000 – 261с.

10.             Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.-М.: Дело, 1999г. – 458с.

11.             Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.:  Изумруд, 2003 – 298 с.

12.             Основы менеджмента: Учебное пособие 2-е изд. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000г – 287с.

13.             Сапожников В.Н. Менеджмент: Учебно-методическое пособие 3-е издание.-М.: СЛОВО-СИМС, 2005 – 252с.

14.             Скаженик Е.Н. Деловое общение: Учебное пособие. – Таганрог: ТРТУ, 2006 – 280с.

15.             Уголов В.Ф.  Теория  управления: Учебник 2-е  издание,
дополнение – М., Экономика, 2004 – 656с.

 



Информация о работе Коммуникационные процессы в управлении