Коммуникационные процессы в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотрение коммуникации в процессе управления.
Основные задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия коммуникации в управленческой деятельности;
2. Обозначить роль и значение коммуникаций в процессе управления;
3. Изучить виды коммуникаций в процессе управления;
4. Проанализировать элементы и этапы коммуникационного процесса в управленческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. КОММУНИКАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ…………….. 6
1.1. Понятие и виды коммуникаций…………………………... 6
1.2. Коммуникационные сети………………………………….. 13
1.3. Эффективность коммуникаций…………………………… 16
Выводы по 1 главе………………………………………………………. 20
ГЛАВА 2. КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС………………... 22
2.1. Элементы и этапы процесса коммуникаций……………… 22
2.2. Коммуникационные барьеры……………………………... 28
Выводы по 2 главе………………………………………………………... 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………... 36

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 174.00 Кб (Скачать)


                                          ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………     3
ГЛАВА 1. КОММУНИКАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ……………..      6

1.1.           Понятие и виды коммуникаций…………………………...      6

1.2.           Коммуникационные сети…………………………………..    13

1.3.    Эффективность коммуникаций……………………………    16
Выводы по 1 главе……………………………………………………….    20
ГЛАВА 2. КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС………………...   22

2.1.    Элементы и этапы процесса коммуникаций………………   22

2.2.    Коммуникационные   барьеры……………………………...  28
Выводы по 2 главе………………………………………………………...  31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….  33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...  36


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации представить как процесс обмена информацией.

Актуальность темы обусловлена тем, что коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем   менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная  система»  единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях.  Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».

Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия,  но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.

Основная проблема – искажение информации. Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Поэтому многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.

Цель работы: рассмотрение коммуникации в процессе управления.

Объект исследования – процесс управления.

Предмет исследования – коммуникации в процессе управления.

Гипотеза – «коммуникации в процессе управления будут осуществляться эффективно при наличии у руководителя способности передавать информацию таким образом, чтобы достига­лось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена».

Основные задачи:

1. Рассмотреть сущность понятия коммуникации в управленческой деятельности;

2. Обозначить роль и значение коммуникаций в процессе управления;

3. Изучить виды коммуникаций в процессе управления;

4. Проанализировать элементы и этапы коммуникационного процесса в управленческой деятельности.

Методологическая основа исследования .

Разработкой теоретических моделей коммуникации занимались ученые: Барт Р., Бахтин М., Бодрийяр Ж., Бурье П., Грайс П., Деррид Ж., Делез Ж., Евреинов Н., Ершов П., Лакан Ж., Лотман Ю., Леви-Строс К., Моррис Ч., Мосс М., Пропп В., Пятигорский А., Тодоров Ц., Фрейд 3., Фуко М., Хейзинги Й., Шкловский В., Шпет Г., Эко У., Юнг К., Якобсон Р. и др.

Для решения конкретных задач в области коммуникации был разработан прикладной коммуникативный анализ, особенно в трудах Винера, Н., Ньюкомба Т., Плэтта В., Хольсти О., Шеннона К., Юри У.

Проблемы настоящего исследования нашли отражение в трудах зарубежных авторов: Бландела Р., Бэрри К., Демсеца Г., Котлера Ф., Коуза Р., Лэйхиффа Дж., Махлупа Ф., Перноуза Дж.М., Пуфолда А., Пэрси Л., Росситера Р., Саймона Г., Смита П., Тонненбаума С., Шульца Д, Уильямсона О., Хоскинга.

В отечественной экономической литературе проблеме деловых коммуникаций посвящены работы Алешиной И.В., Бандурина А.В., Бусыгина А.В., Василика М.А., Голубкова Е.П., Голубковой Е.Н., Горфинкеля В.Я., Данченок Л.А., Ильенковой С.Д., Лапусты М.Г., Лукашенко М.А., Орехова С.А., Панфиловой А.П., Почепцова Г.Г., Разу М.Л., Рубина Ю.Б., Русинова Ф.М., Спивака В.А., Федько В.П., Шаркова Ф.И., Шепеля В.М. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. КОММУНИКАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

 

1. 1 Понятие и виды коммуникации

 

«Коммуникация (от лат. communicatio) буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми» - это процесс обмена информацией (идеи, факты, мысли, чувства и ценности) между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников организации». [10, с.256]

Коммуникации в организации  – это сложная, многоуров­невая система.

«В самом широком смысле цель коммуникаций – осуществление изменений, влияние на деятельность таким образом, чтобы достичь процветания организации. В узком же смысле цель коммуникации – добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения». [11, с.132]

К основным функциям коммуникации относятся:

1) информативная - передача истинных или ложных све­дений, осуществляет процесс движения информации;

2) интерактивная (побудительная) - организация взаимо­действия между людьми, (распределение функций, влияние на настроения, поведение собеседника путем использова­ния различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба);

3)                перцептивная функция - восприятие друг друга парт­нерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;

4)                экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Коммуникации в организации классифицируются по следующим видам:

1.                 По форме общения - вербальные и невербальные коммуникации.

2.                 По субъектам и средствам коммуникаций - межличностные коммуникации и организационные (коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий).

3.                 По каналам общения – формальные и неформальные.

4.                 По организационному признаку (по пространственному расположению каналов): вертикальные и горизонтальные.

5.                 По направленности общения: нисходящие и восходящие коммуникации.

«Вербальные коммуникации – коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования». [1, с.45] Многие сотрудники организаций проводят в состоянии различных форм вербальных коммуникаций более 50% рабочего времени. Коммуникация осуществляется вербальным (устный, разговорный) и невербальным (тон речи, пауза, акцентирование внимания, телодвижения) способами. «Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающих два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса». [7, с.149]

Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации – это сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, с помощью  жестов, мимики, поз, манер и т.д. Они выступают  как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. Невербальные коммуникации полезны, но их интерпретация субъективна и заранее несет в себе возможность ошибки.
        «Организационные коммуникации – это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах». [4, с.97]

Межличностные коммуникации – устное общение людей в одном из перечисленных видов. При­рода межличностных отношений существенно отличается  от природы общественных отношений, так как их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Эмоцио­нальная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

«Внешние коммуникации – это коммуникации между организацией и средой. Любая организация существует не изолированно, а во взаимодействии со своей внешней средой. От факторов внешней среды зависят коммуникационные потребности организации». [3, с.223] Если нужно было бы проанализировать, о чем говорят, пишут и читают в действительности люди в организации, основное внимание пришлось бы сосредоточить на каких-то вопросах, которые были бы связаны с потребностями информационного взаимодействия с внешним окружением, которое влияет или будет влиять на организацию. И от того, какие факторы этой среды (потребители, конкуренты, органы государственного регулирования, общест­венное мнение и т. д.) оказывают наибольшее влияние на рабо­ту организации и ее результаты, зависят характер и способы ее коммуникаций. У организаций имеются разнообразные средства обмена информацией с основными элементами своего внешнего окру­жения. Так, например, с имеющимися и потенциальными по­требителями производимых товаров и услуг фирмы общаются прежде всего с помощью рекламы и других средств продвиже­ния товаров на рынок (выставки-продажи, директ-мейл, лич­ные продажи и т. п.), а также проводя различные социологиче­ские опросы.

Организация — объект государственного контроля и регу­лирования, регулярно представляет соответствующим органам (статистики, налоговым, внебюджетным фондам) различные отчеты, справки, сведения и т. п. Используя лоббистов, поддерживая определенные политические партии, движения, группы и отдельных депутатов, делая взносы в их пользу, крупные организации не только получают от них необходимую инфор­мацию, но и влияют на законодательство, содержание норма­тивных актов, принимаемых законодательной властью всех уровней.

Большое внимание уделяется созданию в общественном мнении благоприятного образа организации, для чего в круп­ных фирмах создаются специальные отделы по связям с общественностью («паблик рилейшнз»), специалисты которых, ис­пользуя разнообразные средства, распространяют необходимую для этого информацию.

Это далеко не полный перечень примеров коммуникаций между организацией и ее внешней средой.

«Под внутренними коммуникациями понимаются информа­ционные обмены, осуществляемые внутри организации, между ее элементами (различными уровнями и подразделениями). Внутри организации обмены информацией происходят между уровнями руководства (вертикальные коммуникации) и между подразделениями (горизонтальные коммуникации)». [10, с.260]

В любой организации наряду с формальной структурой существу­ет и неформальная, которая основана на личных, неслужебных, нерегламентированных отношениях и соответственно кроме информации, передаваемой по официальным, формальным ка­налам (формальные коммуникации), циркулирует и неофици­альная информация, проще говоря, слухи, передаваемые при помощи неформальных коммуникаций.

Неформальными коммуникациями довольно часто пользу­ются руководители, чтобы выяснить реакцию сотрудников на те или иные предполагаемые изменения. Особенности нефор­мальных коммуникаций — гораздо большая скорость передачи информации, значительный объем аудитории, сравнительно меньшая достоверность передаваемых сообщений. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами».

Приписываемая слухам репутация неточной информации сохраняется и до сегодняшнего дня. Тем не менее, исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, т. е. слухи, чаще оказывается точной, а не искаженной. Согласно исследованию 80—99% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой компании. Уровень точности не может быть таким же высоким, когда речь идет о личной или о сильно эмоционально окрашенной информации. Кроме того, независимо от точности все свидетельствует в пользу влиятельности слухов, будь их воздействие положительным или отрицательным.

Виды слухов:

1)                «мечты и чаяния» - отражают желания и надежды людей, инициирующих слухи. Это наиболее позитивные слухи, способствующие творчеству работников;

2)                «вбивание клиньев» - наиболее агрессивный тип, продиктован порой ненавистью. Наносят ущерб как репутации, так и отдельным работникам;

Информация о работе Коммуникационные процессы в управлении