Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:03, реферат
Цель курсовой работы – определить коммуникативные особенности управления организации.
Предмет исследования – управление организацией.
Объект исследования – коммуникации в организации.
1.Введение
2 2.Что такое коммуникации в организации
3.Способы коммуникации
4. Коммуникация и эффективность управления
5.Виды общения
6.Анализ составляющих коммуникационных процессов в организации
7. Коммуникационные процессы
8.Понятие, виды и функции коммуникаций в малой группе
9.Коммуникативные барьеры
10.Коммуникативные особенности управления в организации
11.Принципиальные модели процесса коммуникации и их применение
12. Модель сетевого анализа коммуникационных сетей.
13.Трансакционная модель коммуникаций.
14.Проблемы структурных коммуникаций.
15.Проблемы коммуникации в межличностном общении.
Практическая часть
Заключение
Актуальность вопросов, связанных с коммуникацией в малых группах, казалось бы, не подлежит сомнению. Однако на сегодняшний день ни в зарубежной, ни в отечественной исследовательской литературе нет работ, посвященных специально проблематике малых групп и теории коммуникации. В то же время во многих работах в той или иной степени рассматриваются различные аспекты феномена коммуникации в группе. Нелишне также заметить, что указанная проблематика затрагивается не только в исследованиях в области социологии и социальной психологии, но в значительной степени и в области психотерапии, теории и практики менеджмента.
Одной из самых распространенных в социальных науках выступает классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется. По этому критерию выделяют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и Массовую. Явление групповой коммуникации возникает прежде всего При непосредственном общении людей в малых группах. Человек связан с малыми группами с самого начала своей жизни, причем он Не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них в значительной мере получает информацию о внешнем мире и в Дальнейшем организует свою деятельность.
Групповой коммуникации помимо многих закономерностей, свойственных межличностной коммуникации, присущи специфические для этого типа коммуникации феномены, к которым относится совокупность позиций членов группы относительно хранения значимой для группы информации (структура коммуникационных потоков);
В современной
литературе присутствуют два основные
под в исследовании коммуникации:
механистический и
При механистическом подходе под коммуникацией по нимается однонаправленным процесс передачи и приема информации
Деятельности и подход подразумевает понимание коммуникации как процесса общения, обмена мыслями, знаниями, чувствами схемами поведения, а также как совместной деятельности участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается взгляд на вещи и действия с ними.
И если в первом случае контекст внешней среды рассматривается как «шум», то для второго подхода характерно рассмотреть коммуникации как процесса, протекающего в определенном четком и социальном контексте.
Указанные подходы задают концептуальную основу и ва шие направления исследования групповой коммуникации: пса передачи информации в группе (коммуникация в узком с» слова), влияния групповых факторов на коммуникацию, осе " тей коммуникации в различного вида малых группах и т.д.
Было бы неправильно
утверждать, что все аспекты коммуникации
в малой группе изучены к настоящему времени
одинаково хорошо. Достаточно сказать,
что и само понятие малой груш сущностные
черты, границы и виды все еще являются
дискуссионными. Исходя из этого, представляется
целесообразным на» определения сущности
объекта нашего рассмотрения — группы.
9.Коммуникативные
барьеры
В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер.
С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует общее понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные (политические, религиозные, профессиональные) различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью различным культурам, и при их появлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.
С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенность общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность»), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.д. Не случайно в современной социальной психологии специально разрабатывается проблемы лжи и доверия. В этом случае особенно четко выступает та связь, которая существует между общением и отношением.
Перечень барьеров, возникающих в ходе речевой коммуникации, достаточно велик. Так, выражением сопротивления принятию информации (а значит, и оказанному влиянию) может быть отключение внимания слушающего, умышленное снижение в своем представлении авторитета коммуникатора (например, демонстрируемое студентом на скучной, по его мнению, лекции). Задача коммуникатора в данном случае – суметь каким-то образом привлечь внимание, подтвердить свой авторитет. Другая группа барьеров обозначена как «барьеры непонимания» - умышленное или неумышленное «непонимание» сообщения: фонетическое (плохая артикуляция говорящего, слишком быстрый темп речи); семантическое (использование незнакомых терминов, так называемого «новояза», жаргона); стилистическое (неудачное структурированное информации, замысловатые конструкции фраз, повторы); логическое (неумение выстроить последовательную аргументацию). Соответственно всякий оратор должен обладать умением преодолевать каждый из названных барьеров, совершенствовать манеру подачи материала, достигать адекватности преподносимой информации актуальной ситуации общения.
При невербальном
общении возникает проблема интерпретации
поведения. По сравнению с речью интерпретировать
различные невербальные проявления весьма
сложно. Это обусловлено не только значительными
культурными различиями, но и такими характеристиками
невербального поведения, как его зависимость
от ситуации (контекста), многозначность,
спонтанность, ненамеренность, что обусловлено
индивидуальными психологическими характеристиками
партнеров, их полом, возрастом, принадлежностью
к разным субкультурам в одной культуре
и т.п. Столь же трудным является и умение
распознать согласование и рассогласование
вербальных и невербальных проявлений
(когда слова звучат одни, а жесты, мимика,
тональность свидетельствуют совсем о
другом). Из-за этой актуальной проблемой
при интерпретации невербального поведения
является проблема доверия/недоверия.
Конечно, известную помощь при интерпретации
невербального поведения может оказать
внимательное изучение обратной связи,
подаваемой партнерами по общению. Но
вряд ли в каждом коммуникативном акте
каждый из партнеров способен хорошо ее
фиксировать, поэтому в целом искусство
адекватной интерпретации – достаточно
сложное дело, следствием чего является
немалое количество драматических событий
в человеческой жизни.
10.Коммуникативные
особенности управления
в организации
Можно с уверенностью утверждать, что качество сообщаемой информации в немалой степени зависит от психологии людей и групп, обеспечивающих ее добывание, переработку и передачу. Информация — это всегда знание и понимание. Чем сложнее процессы и явления, информацию о которых надо получить, тем больше шансов ее бедности и искажения, что в полной мере относится и к информации, которая нужна в работе. Понять, разобраться в оперативной обстановке, ситуации, поступке, собеседнике, психологии группы и прочем — дело сложное. Чтобы улучшить его, следует целенаправленно развивать у сотрудников профессиональную наблюдательность и память, считаться с закономерностями восприятия социальных объектов, уметь интерпретировать наблюдаемые психологические феномены, развивать общий интеллект и профессиональное мышление.
Для познания социальных объектов, групп людей должна анализироваться вся совокупность информации о них и отдельный факт, который тоже может иметь значение. Что можно сказать, например, о зоологе, который, изучая животных, предварительно пропускает их через мясорубку, а потом последовательно исследует каждую клеточку отдельно? Даже цифры, имеющие почти магическое влияние на людей, и то надо оценивать по совокупности данных и сопоставлений.
Исследования и опыт свидетельствуют, что при передаче информации часть ее качественно меняется, появляются искажения, и чем длиннее цепочка передающих ее людей, тем больше искажений можно ждать. Конкретные цифры: при устной передаче информации от руководителя до рядового сотрудника абсолютно без искажений в среднем доходит только 20—25% информации, а обратно (по инстанции) — только 10%. Информация по вертикали управления искажается больше, чем по горизонтали (равными по должности). Негативная информация при передаче вверх практически всегда приукрашена. Информация, как вода, легче движется вниз, чем вверх.
Специалисты утверждают,
что система коммуникаций склонна
искажать информацию в направлении,
увеличивающем вероятность
Еще большие искажения вносятся в информацию преднамеренно из-за конфликтных отношений, недружелюбия членов коллектива, нездоровой конкуренции, карьеристских соображений, умышленного сдерживания или непредставления информации и т.п. Все это подтверждает, что информация не просто транслируется, передается, а выступает проявлением осознанного поведения людей, а поэтому формируется под влиянием их отношений, интересов и мотивов. В подобных случаях с искажениями можно бороться только улучшением подбора кадров, морально-психологической подготовки сотрудников, воспитанием организационной культуры и решительными мерами при выявлении отрицательных фактов.
Психологической
информацией надо владеть и активно
использовать ее и в управлений и
деятельности каждого сотрудника. Сбор
психологической информации и ее
достоверность зависят от профессионально-
Процессы управления существуют и реализуются всегда в межсубъектном пространстве, оно затрагивает сферу психологической организации человека, личности, руководителя, исполнителя. Поэтому, именно психологическая организация как субъекта, так и объекта управления будет определять эффективность управляющего воздействия - зону эффективности управления.
Какие психологические параметры определяют эту зону? Что надо делать, чтобы зона эффективности управления была предельно широкой?
Это зависит, главным образом, от следующих психологических феноменов, которые можно представить в виде неких "законов", потому что они отражают объективные явления психики субъекта и объекта управления:
1) Закон неопределенности
отклика. Определяет
Апперцепция - зависимость восприятия человека от его прошлого субъективного опыта.
Стереотипичность сознания выражается в особой устойчивости уже сформированных суждений, мнений, оценок, которые, в конечном счете, всегда неполно и неточно отражают существующую действительность и в значительной мере определяют поведение человека.
Неопределенный
отклик создает явные или скрытые
коммуникативные барьеры в
Отсюда следует основное правило, увеличивающее
эффективность управляющего воздействия
- сводить действия неопределенности к
минимуму. Иными словами, в управлении
необходимо постоянно осуществлять информационный
мониторинг системы управления, активизировать
обратные связи и следовать правилам исключения
слабых звеньев коммуникативного обращения.