Коммуникации и управление организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 5

2. Коммуникации в системе управления 10
2.1. Развитие коммуникаций в системе управления
2.2. Коммуникации – понятие, виды и функции
2.3. Коммуникационные стили 13

3. Коммуникационные процессы 17
3.1. Коммуникационный процесс
3.2. Коммуникационные сети 20
3.3. Коммуникационные помехи 23
3.4. Эффективность коммуникационных процессов 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая (готовая).doc

— 213.50 Кб (Скачать)

2.2. Коммуникации –  понятие, виды и функции

 

Коммуникация (лат.  communicatio), буквально означающее  «общее»  или «разделяемое всеми». В практическом плане - это процесс обмена  идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.

Цели коммуникаций:

  • Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и  объектами  управления.
  • Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.
  • Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.
  • Регулирование  и  рационализация  информационных  потоков.

           Коммуникации  подразделяются на следующие виды:

  • межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения;
  • коммуникации на основе письменного обмена информацией.

           Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на:

  • формальные или официальные. Данные Коммуникации  определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам;
  • неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.

Типичная информация, передаваемая по каналам  неформальных коммуникаций: предстоящие сокращения производственных рабочих, новые меры по наказаниям за опоздание, изменение в структуре организации, грядущие перемещения и повышения, подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту, кто кому назначает свидание после работы и т. д.

 Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:

  • вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня  иерархии  на другой;
  • горизонтальные между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.

 Вертикальные коммуникации в свою очередь подразделяются на:

  • восходящие, когда информация передается снизу вверх  (с  низших  уровней  на высшие).  Этот  тип  коммуникаций  содержит  информацию,   необходимую   для менеджеров  для  оценки  той  сферы  деятельности,  за  которую  они   несут ответственность;
  • нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.

 Межличностные коммуникации делят также на:

  •    Вербальные, т. е. языковые, речевые средства являются основными.

Умение кратко, четко и понятно изложить основные мысли – важнейшее профессиональное качество менеджера и специалиста по маркетингу.

  •    В качестве невербальных (неязыковых) средств используются жесты, изменения положения тела выступающего, особенности его внешнего вида, а также сопровождающее его выступление окружение (например, музыкальное, вокальное сопровождение, наличие рядом известных, авторитетных людей и т. д.).

Информация, посланная  отправителем без использования  слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации. В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов. Дело в том, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией: 37% — тональностью голоса и 55% — выражением лица. Особенно это проявляется в тех случаях, когда словесная часть послания отправителя противоречива.

Вербальные  и не вербальные формы коммуникаций не всегда и не  обязательно исключают друг  друга.  Как правило,  интерпретация  получателем  послания строится не только на  словах,  но  и  на  таких  элементах,  как  жест и выражения лица, которые сопровождают слова передающей стороны.

          Коммуникационные задачи решаются в ходе коммуникационных процессов, т. е. процессов обмена информацией.

          К основным функциям коммуникаций относятся:

  • информативная – посредством коммуникационной системы передается необходимая для принятия решений и их оценки информация;
  • мотивационная – коммуникации в виде просьб, внушения, убеждения и приказов побуждают персонал выполнять работу и повышать ее качество; улучшению работы путем убеждения, внушения, просьб, приказов и т. д.;
  • контрольная – поведение персонала отслеживается различными способами с помощью организационно-иерархической подчиненности;
  • экспрессивная – коммуникации провоцируют эмоциональное выражение чувств, отношения к происходящему;

 

 2.3. Коммуникационные стили

 

 

          Коммуникационный стиль - это  способ, с помощью которого индивид  предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. Существует много различных стилей, используемых людьми в межличностной коммуникации, так же как и много подходов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного, с определенным стилем.

За основу измерения  межличностной коммуникации можно  взять такие две переменные, как открытость в коммуникации и адекватность обратной связи. Первое измерение включает степень открытия или раскрытия себя в коммуникации для других в целях получения ответной реакции от них, особенно их реакции, показывающей то, как они воспринимают нас и наши действия. Второе измерение показывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них. Построив на этой основе матрицу, где по вертикали будет отложено первое измерение, а по горизонтали — второе, можно выделить пять стилей межличностной коммуникации (рис. 2).

Коммуникационный стиль  индивидов в первом квадранте  может быть определен как открытие себя. Этот стиль характеризуется высокой степенью открытости себя другим, но низким уровнем обратной связи со стороны индивида, использующего этот стиль. Открытие себя в этом случае измеряется в диапазоне от среднего до максимального. Индивид идет на это, концентрируя тем самым внимание на себе, чтобы вызвать реакцию других на свое поведение. К сожалению, данный стиль страдает тем, что реакция других нередко остается без адекватного ответа или обратной связи со стороны вызывающего его индивида. Принимая реакцию других на свое поведение близко к сердцу, использующий данный стиль индивид может проявлять необузданные эмоции, мало способствующие установлению эффективных отношений между коммуницирующими сторонами.

 

Рис. 2. Коммуникационные стили

 

Коммуникационный стиль индивида во втором квадранте определяется как реализация себя и характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью. В идеальных условиях этот стиль является желательным, но ситуационные факторы (политика организации, разница в статусе и т.п.) могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказаться от него.

Коммуникационный стиль  в третьем квадранте характеризуется  замыканием в себе, т.е. одновременно низким уровнем открытости и низким уровнем обратной связи. Индивид в этом случае как бы изолирует себя, не давая другим познать его. Этот стиль часто используют «интроверты» — люди с тенденцией больше обращать свой разум вовнутрь себя. Крайность в проявлении этого стиля связана со скрытием своих идей, мнений, расположений и чувств к другим.

Коммуникационный стиль  в четвертом квадранте связан с защитой себя и, как видно из матрицы, характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи. Он широко используется для того, чтобы лучше узнать других или более правильно оценить их. Обычно индивиды, использующие данный стиль, мало открыты для других, но любят обсуждать других. Они любят слушать о себе, но не любят обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими.

В середине матрицы располагаются  индивиды, «продающие» себя, если другие делают то же самое. Такой стиль называется «торговля за себя» и характеризуется умеренными открытостью и обратной связью, обмениваемыми в процессе межличностной коммуникации.

Было бы неверно думать, что какой-то один из названных коммуникационных стилей является наиболее желательным. Однако практика эффективной коммуникации свидетельствует, что стиль, при котором индивид реализует себя, более желателен и используется в большем количестве ситуаций. Владение таким стилем является настоящим достоинством. В отношении использования других стилей важно понять проблемы эффективной обратной связи, умение раскрыть себя и умение слушать других.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Коммуникационные процессы

 

3.1. Коммуникационный процесс

 

Коммуникационный  процесс - это процесс обмена информацией  между двумя или более людьми. Его цель обеспечить передачу и понимание  информации, являющейся предметом обмена. Если взаимное понимание не достигается, то коммуникация не состоялась, из чего следует, что обе стороны  играют  в  ней активную роль.

Существует  четыре базовых элемента коммуникационного  процесса:

  • Отправитель - лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее;
  • Сообщение - непосредственно информация;
  • Канал связи - средство передачи информации (устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты, электронная почта, компьютерные сети);
  • Получатель (адресат) - лицо, которому предназначена информация и  которое интерпретирует её.

          Коммуникационный  процесс  обмена  информацией  включает  взаимосвязанные этапы:

  • Зарождение идеи или отбор информации;
  • Выбор канала передачи информации;
  • Передача сообщения;
  • Интерпретация сообщения.

Например, генеральный  директор торговой фирмы решил обсудить с менеджерами магазинов вопрос о состоянии и улучшении качества торгового обслуживания населения на совещании.

В данном случае генеральный директор - отправитель, у которого зародилась идея; информация о состоянии и  улучшении качества торговли - сообщения; совещание - это канал информации; получатели - менеджеры магазинов, которые интерпретируют сообщение и при помощи этого же совещания дают обратную связь генеральному директору.

Участниками коммуникационных процессов являются:

  • источник информации;
  • передаваемая информация;
  • средство передачи информации;
  • потребитель информации.

В качестве источников информации выступают упомянутые выше объекты внутренней и внешней среды организации: начальники и подчиненные, функциональные подразделения данной организации, источники ресурсов, потребители, партнеры, другие субъекты рынка, инфраструктуры менеджмента, органы государственного управления, общественность, средства массовой информации.

Передаваемая информация характеризуется содержанием, объемом, а также формой кодирования:

  • по содержанию информация может быть содержательной, малосодержательной, бессодержательной. Степень содержательности информации оценивается исключительно потребителем по тому количеству и качеству полезных для достижения целей организации сведений, которые она содержит;
  • объем информации определяется в единицах, зависящих от средства ее передачи. Так, это могут быть страницы для текстовой информации, время прочтения – для доклада, байты – для компьютера; 
  • форма кодирования информации зависит от средства ее передачи и может быть в виде устной речи или печатного текста на определенном языке, электронного сигнала и т. д.

Средства передачи информации могут быть бумажные (печатные), голосовые, электронные (телефон, факс, телевизор, радио, компьютер).

В качестве потребителей информации выступают органы и объекты управления, а также другие упомянутые выше источники информации.[1]

Коммуникационный процесс  осуществляется в несколько этапов:

  • производство информации;
  • кодирование информации;
  • передача информации;
  • потребление информации.

Производство информации представляет собой добывание, составление сведений, их оценку, отбор среди них необходимых, соответствующее упорядочивание.

Кодирование информации заключается в придании ей формы, требуемой для передачи (речевой, бумажной, электронной), при необходимости – в засекречивании информации.

Передача информации связана с выбором и использованием канала связи. При этом должна учитываться пропускная способность канала, его надежность, соответствие передаваемой информации, быстродействие, стоимость.

Потребление информации предусматривает облечение ее в необходимую форму, приведение к виду, удобному для использования, осуществление реализации информации путем выработки управленческих решений.

Информация о работе Коммуникации и управление организацией