Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 11:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе и их роль в разработке стратегии.
Достижение поставленной цели обусловливает необходимость решения следующих задач:
рассмотреть ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе
изучить влияние ключевых факторов успеха на стратегию предприятия
на практическом примере определить конкурентоспособность туристской фирмы и ключевые факторы ее успеха в отрасли
Введение 3
1. Ключевые факторы успеха 4
2. Влияние ключевых факторов успеха на стратегию предприятия 7
2.1. Анализ конкурентных стратегий на рынке 7
2.2. Стратегия и конкурентные преимущества 10
Заключение 20
Список использованной литературы 23
Таким образом, на рынке происходит сосуществование и взаимное дополнение компаний разных типов, и конкурентная борьба, соответственно, ведется разными методами на основе разных конкурентных стратегий. При этом полное вытеснение одного из типов фирм невозможно, так как невозможна полная унификация человеческих потребностей.
Конкурентная борьба строится на дифференциации ниш, состоящей в том, что фирмы в силу своей неодинаковой приспособленности к деятельности в разных рыночных условиях, стремятся работать только на тех сегментах рынка, где они сильнее конкурентов.
По терминологии Портера, фирмы ориентирующиеся на одну нишу, называются стратегической группой. Дифференциация ниш ослабляет конкурентную борьбу между различными стратегическими группами и усиливает её внутри таких групп.
Естественный рост фирмы в ходе цикла жизни часто сопряжен с последовательной сменой стратегий.
Дело в том, что простое увеличение в размерах без смены стратегии маркетинга обречено на неудачу, чтобы продолжать развитие фирма должна менять конкурентные стратегии.
Необходимость
анализа особенностей и характера
маркетинговой стратегии
Прогноз поведения конкурентов опирается на учет следующих факторов:
Конкурентная борьба — естественное
состояние для всех участников рынка.
Первые подходы к пониманию основных
принципов конкуренции и
Матрица БКГ (Бостон консалтинг групп). Первой успешной попыткой разработки системного подхода к формированию конкурентной стратегии предприятия стала так называемая бостонская матрица, или иначе матрица «рост/доля рынка» Бостонской консалтинговой группы, разработанная в 1960-х годах. Это был достаточно простой и элегантный инструмент анализа.
Рис.2. Матрица БКГ (Бостон консалтинг групп)
Предполагалось, что для разработки
стратегии было необходимо определить,
к какому типу относится продукт,
выпускаемый вашим предприятием
(«коровы», «собаки», «звезды» и «знаки
вопроса»), и дальше действовать
в зависимости от того, на какой
стадии жизненного цикла мы сейчас
находимся. Методика бостонской группы
пользовалась большой популярностью
и успела попасть во все учебники.
Впоследствии компании General Electric и McKinzie
разработали свою версию матрицы
— более подробную и
Однако через некоторое время
практический опыт вступил в противоречие
с теорией. Для своего успешного
применения бостонская матрица требовала
чрезвычайно точного
Автором такого нового подхода стал американец М.Портер, издавший в 1980-х годах ряд книг и на целое десятилетие определивший направление развития стратегического планирования. В его работах были сформулированы основные подходы, сделавшие стратегическое планирование настоящей наукой. Портер выделил и систематизировал пять основных конкурентных сил. А так же три основных стратегии конкурентной борьбы:
Кроме того, М.Портер сформулировал принципиально новый подход к пониманию объекта конкурентной борьбы. Если до него компания или бизнес рассматривались как единое целое, то Портер ввел понятие цепочки формирования ценностей для потребителей. Фактически это синоним для бизнес-процесса.
Такой инструментарий
позволил свести разработку стратегии
компании, или даже государства, к
выполнению понятных и очевидных
процедур — как в стандартном
финансовом анализе. Здесь необходимо
отметить, что Портер некоторое время
работал в администрации Р.
Однако через какое-то время оказалось, что предложенные М.Портером схемы перестают работать. Для многих крупных корпораций и даже государств это оказалось шоком. В результате в 1993-1995 годах ряд крупных компаний закрывают отделы, занимавшиеся разработкой корпоративной стратегии, и переходят к старому, проверенному «практическому управлению». В чем же было дело? Как показали результаты позднейших исследований, М.Портеру удалось разработать очень близкий к идеалу алгоритм стратегии конкурентной борьбы, но — для прошлого, для индустриальной экономики. В начале 90-х годов в развитых странах шло активное формирование постиндустриальной или информационной экономики. Принципиально изменились сами объекты конкурентной борьбы (товары и услуги), пути прохождения сигналов рынка, возникли новые управленческие возможности. Очень хорошую, но запоздавшую методологию Портера необходимо было менять. Нужна была стратегия перехода из индустриального века в информационный.
- Минимизация издержек.
Пожалуй, из трех наиболее общих стратегий минимизация издержек является самой очевидной и понятной. В рамках этой стратегии компания ставит своей целью наладить малозатратное производство товаров отрасли. Обычно у такой компании широкая сфера деятельности: компания обслуживает несколько сегментов индустрии, при этом захватывая по возможности и смежные отрасли, — зачастую именно такая широкая сфера деятельности и позволяет компании добиться лидерства в минимизации издержек. Источники преимуществ в области издержек могут быть весьма разнообразны, они варьируют в зависимости от типа отрасли. Это могут быть повышение эффективности за счет экономии на масштабе, собственных патентованных технологий, особых прав доступа к источникам сырья, а также многие другие факторы. Например, в производстве телевизоров лидерство в сокращении затрат предполагает производство кинескопов оптимального размера, недорогой дизайн, автоматическую сборку и глобальный масштаб производства, за счет которых финансируются исследования и разработки. Если компания предоставляет охранные услуги, преимущества в издержках создаются за счет низких накладных расходов, избытка дешевой рабочей силы, а также эффективных программ обучения, необходимых в силу высокой текучести кадров в этой сфере. Статус производителя малозатратного продукта предполагает не просто извлечение выгоды на основе «кривой обучения». Такие производители должны постоянно искать новые источники преимуществ в области затрат и извлекать из них максимальную выгоду.
Если
компании удалось добиться безусловного
лидерства в отношении
Фирма Northwest
Airlines вовремя обнаружила проблему,
и руководство приложило
Таким образом,
как бы компания ни полагалась на конкурентные
преимущества в виде сокращения издержек,
она все равно должна добиваться
равенства или хотя бы приближенного
равенства в основах
Логика
стратегии лидерства в
- Дифференциация.
Второй из наиболее общих стратегий конкуренции является стратегия дифференциации, которая состоит в том, что компания пытается занять уникальное положение в той или иной индустрии, придавая продукту такие характеристики, которые будут по достоинству оценены большим количеством покупателей. Таких характеристик или атрибутов может быть один или несколько — главное, чтобы они были действительно важны для покупателей.
В этом случае
компания, чьи продукты благодаря
этим атрибутам удовлетворяют
Способы
дифференциации различаются от отрасли
к отрасли. В основе дифференциации
могут лежать уникальные свойства самого
продукта, особенности реализации,
особые маркетинговые подходы, а
также самые разнообразные
Компания,
которая сможет определенным образом
дифференцировать продукцию и поддерживать
выбранное направление в
Логика
стратегии дифференциации требует,
чтобы компания в основу дифференциации
закладывала такие атрибуты продукта,
которые бы отличали его от продукта
компаний-конкурентов. Если компания хочет,
чтобы за ее товары платили высокую
цену, она должна быть действительно
уникальной или восприниматься покупателями
как уникальная. Но в отличие от
стратегии лидерства в