Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 21:53, реферат
В современной литературе можно встретить несколько подходов к изучению процесса принятия решения, но наиболее полно и точно можно об этом говорить, придерживаясь взглядов коллектива авторов под руководством М.Х. Мескона, который, обобщив труды ряда авторов и свой личный опыт, разработал свою теорию.
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.
Введение…………………………………………………………………….3
Классификация методов принятия решений………………………4
Методы применяемые на этапе диагностики проблемы и формулировки ограничений и критериев…………………..4
Методы ситуационного анализа………………………….4
Методы моделирования…………………………………...5
Методы, применяемые на этапе определения альтернатив..6
Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив………7
Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения и оценки результата……………………………………………..8
Методы принятия управленческих решений: теор.аспект………..9
Сущность управленческих решений…………………………9
Методология и методы принятия решений………………...10
Заключение………………………………………………………………....16
Список использованных источников…………………………………..…17
2.1. Сущность управленческих решений.
Следует помнить, что почти все каждодневные решения мы принимаем без систематического продумывания, другие решения, например, куда отправиться жить после окончания университета, или какой стиль жизни удовлетворил бы нас - после размышлений, длящихся дни, месяцы, годы. Иногда в силу неосознаваемых психологических факторов мы уделяем непропорционально много внимания отдельным решениям.
Например, некоторые люди терзаются неделями по поводу покупки пары туфель и действуют импульсивно, приобретая автомобиль, стоимостью 15 тыс. долларов.
Однако в управлении принятие
решений - более систематизированный
процесс, чем в частной жизни.
Ставка зачастую много выше. Частный
выбор индивида сказывается в
основном на жизни его
Ответственность за принятие
важных организационных решений - тяжелое
моральное бремя, что особенно ярко проявляется
на высших уровнях управления. Однако
руководители любого ранга имеют дело
с собственностью, принадлежащей другим
людям, и через нее влияют на их жизнь.
Если руководитель решает уволить подчиненного,
последний может сильно пострадать. Если
плохого работника не остановить, может
пострадать организация, что отрицательно
скажется на ее владельцах и всех сотрудниках.
Поэтому руководитель, как правило, не
может принимать непродуманных решений.
Прежде чем понять, как руководитель может
действовать более рационально, и систематизировано,
необходимо подробнее ознакомиться с
всеобщностью принятия решений, его органической
связью с процессом управления и некоторыми
характеристиками организационных решений.
2.2. Методология и методы принятия решений.
Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.
Рис. 1. Процесс принятия управленческого решения
Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:
- методологию управленческого решения;
- методы разработки управленческих решений;
- организацию разработки управленческого решения;
- оценку качества управленческих решений.
Попытаемся
коротко рассмотреть
Методология
управленческого решения
Методы разработки
Организация
разработки управленческого решения
предполагает упорядочение деятельности
отдельных подразделений и
Технология разработки управленческого решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.
Качество управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.
Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:
- техническое развитие;
- организация основного и вспомогательного производства;
- маркетинговая деятельность;
- экономическое и финансовое развитие;
- организация заработной платы и премирования;
- социальное развитие;
- управление;
- бухгалтерская деятельность;
- кадровое обеспечение;
- прочие виды деятельности.
Решение - результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы.
Правильность
и эффективность принятого
- на входящую и исходящую;
- обрабатываемую и необрабатываемую;
- текстовую и графическую;
- постоянную и переменную;
- нормативную, аналитическую, статистическую;
- первичную и вторичную;
- директивную, распределительную, отчетную.
Ценность получаемой информации зависит от точности задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения.
Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего народа определенного государства. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.
Все принимаемые в любой сфере деятельности решения можно условно классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образование прибыли.
Принятие
решения, как правило, сопряжено
с выбором направления
Принятию решения предшествуют несколько этапов:
- возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;
- выбор критериев, по которым будет принято решение;
- разработка и формулировка альтернатив;
- выбор оптимальной альтернативы из их множеств;
- утверждение (принятие) решения;
- организация работ по реализации решения - обратная связь
Критерии для оценки возможностей организационной структуры управления:
- Определение степени способности применяемой организационной структуры управления обеспечить получение нормы прибыли.
- Степень способности существующей структуры управления создавать условия для повышения нормы прибыли за счет мероприятий НТП.
- Степень способности быстро реагировать на изменение спроса и в соответствии с этим осуществлять действия.
- Степень способности организационной структуры управления обеспечить рост производительности труда за счет по детальной специализации общественного труда и производства.
- Степень эффективности системы производственного контроля при данной организационной структуре управления.
Объектом
для возникновения проблем
Применительно к управлению все решения можно классифицировать как:
общие; организационные; запрограммированные; незапрограммированные; рациональные; нерациональные; вероятностные; решения в условиях неопределенности; интуитивные; на основе компромисса; альтернативные.
Из всей классификации попытаемся рассмотреть лишь некоторые решения. Известно, что принятие решения всегда сопряжено с определенной моральной ответственностью, зависимости от уровня, на котором принимается решение. Чем выше уровень управления, тем выше моральная ответственность за принятое решение.
Управленческое решение устанавливает переход оттого, что имеется, к тому, что должно быть проделано за определенный период. В процессе подготовки решения выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная проработка решений, выбор лучшего варианта и завершается его утверждение.
Управленческие решения могут быть: единоличные, коллегиальные, коллективные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие), оперативные.
Организационные решения принимаются на всех уровнях управления и являются одной из функций работы менеджера, они направлены на достижение поставленной цели или задачи. Они могут быть запрограммированными и незапрограммированными.
Запрограммированное решение - это результат реализации определенной последовательности этапов или действий и принимается на основе ограниченного количества альтернатив.
Чтобы
найти правильные пути решения проблемы,
менеджер не должен стремиться к немедленному
ее разрешению, да это практически и невозможно,
а должен принять соответствующие меры
по изучению причин возникновения проблемы
на основе имеющейся внутренней и внешней
информации.
Заключение.
Для удобства изучения и использования этих методов их совокупность разделена на группы по этапам процесса разработки и принятия управленческих решений. Безусловно, некоторые методы универсальны и могут использоваться на нескольких или даже всех этапах процесса разработки и принятия решений. Поэтому методы включены в ту или иную группу по признаку их наиболее частого использования в рамках выполнения конкретного этапа процесса разработки и принятия решения.
В заключение предлагается ряд популярных рекомендаций по принятию качественных управленческих решений.
Прежде чем вникать в детали, постарайся получше представить проблему в целом.
Не принимай решений, пока не рассмотришь все возможные варианты.