Классификация и характеристика предприятий в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является эффективное развитие менеджмента и исследование предприятий.
Задачами работы являются:
-дать определение понятию предприятие;
-изучить методику классификации предприятий;
-дать рекомендации по улучшению подходов в классификации предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1 глава Теоретико-методологические основы классификации предприятий
1.1 Понятие, характеристика и структура предприятий……………..4-7
1.2 Влияние внутренней и внешней среды на предприятия…….....7-12
1.3 Классификация предприятий………………………………....... 12-16
1.4 Сущность и особенности организационно-правовых форм
хозяйствования юридических лиц……………………………… 17-26
2 глава Пути совершенствования менеджмента
2.1 Общая характеристика предприятия АО "Ставропольэнерго" 27-28
2.2 Права и обязанности АО «Ставропольэнерго»………………...28-29
2.3 Рекомендации по совершенствованию менеджмента………....30-33
Заключение……………………………………………………………….34
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая.doc

— 1.44 Мб (Скачать)

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………3

    1. 1 глава  Теоретико-методологические основы классификации предприятий

       1.1 Понятие, характеристика и структура предприятий……………..4-7

     1.2 Влияние внутренней и внешней среды на предприятия…….....7-12

     1.3 Классификация предприятий………………………………....... 12-16

     1.4 Сущность и особенности организационно-правовых форм   

            хозяйствования юридических лиц……………………………… 17-26                                      

    1. 2 глава  Пути совершенствования менеджмента

     2.1 Общая характеристика предприятия АО "Ставропольэнерго" 27-28

     2.2 Права и обязанности АО «Ставропольэнерго»………………...28-29

     2.3 Рекомендации по совершенствованию менеджмента………....30-33

     Заключение……………………………………………………………….34

     Список  литературы……………………………………………………… 35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 

  Введение

     Темой данной курсовой работы является «Классификация и характеристика предприятий в РФ»

     Актуальность данной темы состоит в том, что при рыночной экономике развивается предпринимательская деятельность, следовательно, увеличивается количество предприятий, поэтому необходимо знать, как их классифицировать и характеризовать.

     Объектом исследования является характеристика предприятия АО "Ставропольэнерго».

     Предметом исследования является совершенствование подходов по классификации предприятий.

     Целью данной работы является эффективное развитие менеджмента и исследование предприятий.

          Задачами работы являются:

     -дать  определение понятию предприятие;

     -изучить методику классификации предприятий;

     -дать рекомендации по улучшению подходов в классификации предприятий.

     Данная  работа состоит из 2 глав: теоретической  и практической.

     В первой теоретической главе будет  рассмотрено понятие, структура, характеристика и классификация предприятий. Также будут рассмотрены

организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц. Мы увидим, как много бывает форм, и дадим пояснение каждой из них.

     Во  второй практической главе мы рассмотрим конкретное предприятие АО "Ставропольэнерго», дадим общую характеристику, расскажем, чем предприятие занимается, его права и обязанности, вы увидите состав руководства и его функции. 
 

     Глава 1

     Теоретико-методологические основы  классификации  предприятий

             

     Понятие и характеристика предприятий 

     Первичным звеном в системе общественного  производства является предприятие. Предприятие – субъект предпринимательской деятельности, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имущества, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.

     Производственное  предприятие характеризуется производственно-техническим, организационным, экономическим и  социальным единством. Производственно-техническое  единство определяется комплексом средств производства, обладающих технологическим единством и взаимосвязью отдельных стадий производственных процессов, в результате которых используемые на предприятии сырье и материалы превращаются в готовую продукцию. Также они позволяют оказывать услуги и выполнять определенную работу на стороне с целью извлечения прибыли. Организационное единство определяется наличием единого коллектива и единого руководства, что находит отражение в общей и организационной структуре предприятия. Экономическое единство определяется общностью экономических результатов работы (объемом реализованной продукции, уровнем рентабельности, массовой прибыли, фондами предприятия и т.д.), и главное – извлечение прибыли выступает в качестве основной цели деятельности.1

     Отметим, что предприятие – прежде всего  не производственная, не экономическая, а социальная дисциплина. Предприятие  – это коллектив людей различной квалификации, связанных определенными социально-экономическими целями и интересами, а извлечение прибыли служит основой для удовлетворения потребностей всего коллектива. Поэтому важнейшими задачами предприятия являются выплата персоналу социально справедливой заработной платы, которая обеспечивала бы воспроизводство рабочей силы, создание нормальных условий труда и отдыха, возможностей для профессионального роста и т.д.

     Предприятие – не только хозяйствующий субъект  экономики, но и юридическое лицо.

     Юридическим лицом признается организация, которая:

     - имеет обособленное имущество в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении;

     - отвечает имуществом по своим  обязанностям;

     - может от своего имени приобретать  имущественные и личные неимущественные  права;

     - может нести обязанности;

     - может быть истцом и ответчиком  в суде;

     - имеет самостоятельный баланс и смету.

     Юридическое лицо подлежит государственной регистрации  и действует либо на основании  устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В уставе отражаются организационная и правовая форма предприятия (фирмы), его наименование, почтовый адрес, предмет и цель деятельности, уставный капитал, порядок распределения прибыли, органы контроля, перечень и местонахождение структурных единиц, входящих в состав фирмы, условия ее реорганизации и ликвидации. Юридические лица должны иметь уставный капитал, самостоятельный баланс и смету.

     Многие  предприятия входят в состав тех  или иных фирм. Фирма – юридически самостоятельная предпринимательская  единица. Ею может быть как крупный  концерн, так и небольшая компания. Современная фирма обычно включает несколько предприятий.

     Понятие «предприятие» и «фирма» имеют  общие и отличительные черты, и чем крупнее фирма, тем больше отличий. Во-первых, предприятие –  объект экономических отношений  в рамках, как правило, общего капитала, в то время как фирма – субъект экономических отношений между различными «автономными» капиталами. Поэтому  точки зрения концентрации капитала фирма – это корпорация со сложной системой финансовой зависимости между ее структурными подразделениями.

     Фирма по отношению к входящим в ее состав производственным единицам является органом предпринимательского управления. Обычно именно фирма, а не предприятие, выступает как хозяйствующий субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет  конкурентную борьбу, участвует в распределении прибыли, задает темпы и определяет направления научно-технического прогресса. Предприятие (фирма) является первичным звеном народного хозяйства и от эффективности его функционирования зависит благосостояние населения. 

     Структура предприятия

     Структура предприятия — это состав и соотношение его внутренних звеньев (цехов, участков, отделов, лаборатории и других подразделений), составляющих единый хозяйственный объект. Различают общую, производственную и организационную структуру предприятия.

     1.Общая  структура предприятия.

     Под общей структурой предприятия понимается комплекс производственных подразделений и подразделений, обслуживающих работников, а также аппарат управления предприятием. Общая структура предприятия характеризуется взаимосвязями и соотношениями между этими подразделениями по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности (мощности).

     2. Производственная структура предприятия.

       В отличие от общей структуры производственная структура предприятия представляет собой форму организации производственного процесса и находит выражение в размере предприятия, числе и составе цехов и служб, их планировке, а также в числе, составе и планировке производственных участков и рабочих мест внутри цехов.

     3.Организационная структура управления предприятием.

     Это система служб, управляющих его деятельностью, взаимосвязями и соподчинением. Она непосредственно связана с производственной структурой предприятия, определяется задачами, которые стоят перед персоналом предприятия, многообразием функций управления и их объемом. Принцип формирования структуры управления — организация и закрепление тех или иных функций управления за подразделениями (службами) аппарата управления.2 

      Влияние внутренней и внешней среды на предприятие

     Согласно  законодательству РФ, предпринимателем является самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный в порядке, установленном  законом, для производства продукции  и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Любая организация (предприятие) взаимодействует с внешней средой, т. е. получает из нее ресурсы (рабочую силу, капитал, оборудование, сырье, энергию, информацию и т.д.), которые становятся элементами ее внутренней среды. Полученные ресурсы перерабатываются в продукцию (услуги) и поступают для реализации во внешнюю среду.

     Внутренняя  среда предприятия

     Внутренняя  среда предприятия формируется  в зависимости от ее миссии и целей, которые во многом определяются внешней  средой. Внутренняя среда предприятия включает людей, технику, технологию, информацию, организацию производства и управления и т. д. и состоит из следующих основных подсистем:

  • социальной;
  • технологи ческой;
  • производственно-технической;
  • экономической;
  • информационной;
  • организационной;
  • финансовой;
  • маркетинговой;
  • научно-инновационной;
  • коммерческой и др.

     

     Диаграмма 1. Структура внутренней среды предприятия.3

         Для организации эффективной предпринимательской  деятельности важное значение имеет определение высшим руководством миссии предприятия. Каждая организация (предприятие) имеет свое предназначение — миссию, во имя которой трудовой коллектив (персонал) предприятия объединяется и осуществляет свою деятельность. Понятие «миссия» — емкое и определяется различными факторами, в том числе воздействием внешней среды на предприятие его внутренней средой. К сожалению, миссия многих коммерческих организаций в России определяется примитивно просто — максимум прибыли при минимальных затратах, что в принципе невозможно. Миссия предприятия всегда должна быть ориентирована на покупателя, общество. То, что выгодно обществу, должно быть выгодно предприятию, а не наоборот. Согласно западным публикациям, миссия предприятия определяется его принципами и этикой. Принципы предприятия включают требования к выпускаемой продукции и рынку, управлению предприятием, его сотрудникам, требования внешней среды (клиентов, поставщиков, инвесторов, конкурентов, общества, государства). Этика предприятия — это мораль деловых взаимоотношений предпринимателя и сотрудников фирмы, позволяющая соблюдать этические нормы общества в процессе предпринимательской деятельности. Миссия фирмы во многом определяется ее ценностными ориентациями.

         Миссия  предприятия тесно связана с  его культурой — совокупностью типичных для предприятия ценностей, норм и идей, которые формируют репутацию (марку, имидж) фирмы. Имидж выражает ответственность фирмы перед потребителями, партнерами, районом ее местонахождения и обществом, стремление предприятия произвести на внешний мир благоприятное впечатление.

Информация о работе Классификация и характеристика предприятий в РФ