Китайский национальный стереотип

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:57, реферат

Описание работы

Китай сегодня у всех на слуху. О нем говорят и спорят, его критикуют и обвиняют, им восхищаются и подражают ему. Одни буквально напуганы его стремительным экономическим ростом, другие ежемесячно предсказывают его крах. Но никого он не оставляет равнодушным. Потому что оказалось, что от поведения Китая зависит развитие целых областей экономики многих стран мира.
Доказательством возросшей популярности Китая является огромное количество публикаций об этой стране, университетские курсы, посвященные ее культуре, массовое увлечение фэн-шуй, традиционной китайской медициной и китайским чаем. Но, как часто бывает, в реальной жизни мы сталкиваемся совсем с другим Китаем – перспективным, но очень жестким партнером и переговорщиком. Всем, кто так или иначе впервые на практике вступает в контакт с Китаем, приходится заново учиться «китайским премудростям» – особому стилю ведения дел в Китае. Сам этот стиль логично обусловлен всем ходом исторического развития Китая и национальным психотипом китайцев. Они могут казаться нам очень рациональными, крайне умными и даже излишне хитрыми, но в любом случае, если мы хотим иметь дело с Китаем в любой области – политике, экономике, образовании, культуре, туризме, – нам придется с этим стилем считаться, и нужно к этому привыкать. Здесь главное – понять логику типичного китайца

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 44.05 Кб (Скачать)
  1. Китай глазами делового человека

     Китай сегодня у всех на слуху. О нем  говорят и спорят, его критикуют  и обвиняют, им восхищаются и подражают  ему. Одни буквально напуганы его  стремительным экономическим ростом, другие ежемесячно предсказывают его  крах. Но никого он не оставляет равнодушным. Потому что оказалось, что от поведения  Китая зависит развитие целых  областей экономики многих стран  мира.

     Доказательством возросшей популярности Китая является огромное количество публикаций об этой стране, университетские курсы, посвященные  ее культуре, массовое увлечение фэн-шуй, традиционной китайской медициной и китайским чаем. Но, как часто бывает, в реальной жизни мы сталкиваемся совсем с другим Китаем – перспективным, но очень жестким партнером и переговорщиком. Всем, кто так или иначе впервые на практике вступает в контакт с Китаем, приходится заново учиться «китайским премудростям» – особому стилю ведения дел в Китае. Сам этот стиль логично обусловлен всем ходом исторического развития Китая и национальным психотипом китайцев. Они могут казаться нам очень рациональными, крайне умными и даже излишне хитрыми, но в любом случае, если мы хотим иметь дело с Китаем в любой области – политике, экономике, образовании, культуре, туризме, – нам придется с этим стилем считаться, и нужно к этому привыкать. Здесь главное – понять логику типичного китайца [5].

     Как только вы попадаете в Китай, автоматически  запускается очень сложный, идеально отработанный на протяжении многих веков  механизм общения, позволяющий завоевать  ваше доверие, сделать вас не просто своим другом, но сторонником и  даже лоббистом. Вы приезжаете в Китай  со своими целями и своим пониманием ситуации, а уезжаете, приняв китайскую  точку зрения.

     Визит в Китай связан с множеством мелочей  и ритуалов, о которых вы можете не знать или их не замечать. Здесь  сложился особого рода бизнес-этикет, с которым лучше всего ознакомиться до того, как вы впервые сойдете  с трапа самолета на землю Поднебесной.

     Одна  из самых характерных черт китайского характера – ощущение древности  своей истории, своей культуры и  цивилизации. Именно это дает китайскому населению некое внутреннее преимущество над другими нациями. Чувство  истории очень важно для китайцев, и если вы не являетесь серьезным  специалистом в этом вопросе, никогда  не вступайте в споры с китайцами  по поводу их истории, не обсуждайте ни древних, ни современных китайских  правителей. Но если вы действительно  хорошо знаете и чувствуете историю  Китая (здесь не имеется в виду, что вы просто прочитали популярную книжку или даже учебник по истории  Китая), то ваши знания будут высоко оценены китайцами. Ведь если иностранец разбирается в истории Китая  и сносно говорит на китайском  языке, то он хотя он и не перестает быть «варваром», но, по крайней мере, показывает, что понимает значимость Китая для мира.

     Отношение к иностранцам в Китае меняется с каждым годом. Еще пару десятков лет назад иностранец на улице  Китае мог вызвать настоящий  затор, особенно в маленьком городке: китайцы останавливали свои велосипеды, активно обсуждали внешность  иностранца, иногда пытались дотронуться  до него. Сегодня конечно же никакого культурного шока иностранец не вызывает.

     В целом отношение к иностранцам  – вполне прагматичное и потребительское, что в целом соответствует  и традиционной политической культуре, сложившейся столетия назад. Появление  любого иностранца автоматически вызывает стремление что-то получить от него –  выгодную сделку, контракт, просто деньги, приглашение. Иностранец – это шанс китайца повысить свой статус, обогнать в конкурентной борьбе своих соотечественников, поэтому «использование иностранца»  считается не только вполне допустимым, но даже обязательным. Сколь бы циничным это ни показалось, нередко за китайским  гостеприимством и дружелюбием  стоят тонкий расчет и потребительское  отношение. На это не стоит обижаться  или удивляться этому – само по себе такое отношение не исключает, что лично к вам китаец относится  действительно очень хорошо.

     Будьте  крайне осторожны или вообще избегайте  давать оценку любым нациям, народам  и национальностям в присутствии  китайцев. Очень часто они могут  спросить вас, как вы относитесь к  той или иной нации, – никогда  не пускайтесь в рассуждения по этому  поводу и даже не пытайтесь «политкорректно» заявить, что все народы и их культуры в равной степени интересны и важны для мира. Китайцы оценивают некоторые народы иногда крайне критично, а на уровне массового сознания четко разделяют нации на «дружелюбные», «недружелюбные», «нечестные» и т. д. Тонкости этих оценок можно уловить, если вы только хорошо знакомы с историей Китая.

     Избегайте любого обсуждения национальных достоинств и недостатков азиатских соседей  Китая, но при этом ваше мнение о  западных странах будет воспринято с интересом. И естественно, избегайте  обсуждения вопросов о территориальных  претензиях Китая, так как это  требует очень высокого уровня подготовки и может рассорить вас с  вашими китайскими партнерами.

     Вы  можете ничего не знать о Пушкине, никогда не раскрывать книг Толстого и при этом вполне состояться в  России как человек. Вы можете даже не помнить, о чем спорил Платон с  Аристотелем, – это не помешает вам  сколотить состояние в Европе. Вы можете никогда не слышать о  Бертране Расселе и стать миллионером  в США. Но вы ничего не сможете сделать  в Китае, если не поймете сути конфуцианства [1].

     Конфуцианство – это отнюдь не тоже самое, о  чем говорил сам китайский  мудрец Конфуций в VI–V вв. до н. э. Это целая система политических и морально-этических взглядов – по сути, срез национальной психологии, – которая получила свое название по имени Конфуция. Но она не сводится лишь к его учению. Конфуцианство – это национальная психология и деловая этика, она воплощена в обществе в виде писаных и неписаных законов, норм взаимоотношений и иерархий.

     Прежде  всего прочитайте основное и единственное произведение Конфуция «Лунь юй» (его обычно переводят как «Речи и суждения») – собрание его наставлений, изречений и рассказов из его жизни, записанных его учениками. К счастью, «Лунь юй» многократно (увы, не всегда удачно) переводился на многие языки мира, в том числе и на русский.

     Учение  легистов возникло практически одновременно с развитием конфуцианства и, по сути, представляет собой универсальный  способ управления азиатским обществом  путем сочетания поощрений и  наказаний.

     Конфуцианство и легизм, действуя совместно, проповедовали несколько важнейших идей, на которых до сих пор базируется китайская политическая культура:

– государство  является приоритетной ценностью для  каждого человека; служение государству, правителю, какой бы он ни был, –  долг любого гражданина. Китайцы, даже если они недовольны чем-то в своем  государстве, всегда стоят на стороне  Китая как надсоциальной сущности, боятся государства и видят в нем своего единственного надежного защитника;

– культура и образование представляют собой  важнейшие характеристики любого достойного человека;

– человек  должен в своей жизни следовать  четким принципам, в их числе уважение к старшим, забота о младших, искренность, честность», долг. В этом случае в  обществе воцарятся гармония и покой;

– общество строится на строгой иерархии, где  каждый должен выполнять свою функцию: «правитель должен быть правителем, чиновник – чиновником, отец – отцом, сын  – сыном». Если в этой иерархии происходит какой-то сбой, в мире воцаряется хаос, люди начинают выполнять несвойственные им функции. Поэтому надо «исправить имена», то есть привести способности  человека в соответствие с его  должностью и функциями. Такая строгая  иерархия требует от посещающих Китай  иностранцев понимания того, кто  есть кто в социальной иерархии, и соответствующего обращения с  этими людьми. Нарушение иерархии сразу же изобличает вас как «некультурное  существо»;

– в  основе функционирования общества лежат  некие правила или ритуалы, которые  могут быть даны в виде как писаных законов, так и неписаных договоренностей. Знание этих правил и отличает культурного человека от варвара, «благородного мужа» – от «мелкого человека». Поэтому иностранцы нередко воспринимаются китайцами как люди, «не знающие правил». Эти неуловимые правила невозможно прочитать или выучить, их можно только почувствовать, живя в китайском обществе, по сути, это и есть национальная психология китайцев;

– по отношению  к своим согражданам следует  вести себя честно, искренне, скромно. Нельзя забывать, что ты живешь в  группе или обществе, которые, в свою очередь, являются частью государства. За обман, коррупцию, за попытку жить только личными интересами могут  последовать весьма суровые наказания, вплоть до смертной казни. А вот на отношения с иностранцами этот принцип  автоматически не распространяется;

– жизнь  в скромности и разумном достатке является правильным путем всякого человека, даже если он имеет возможность разбогатеть. Кичиться богатством – всегда плохо. Нередко именно потому даже современные китайские миллионеры ведут себя скромно и очень часто вовлечены в социальную помощь населению [3].

     Сегодня в Китае возник даже особый тип  «конфуцианских бизнесменов» – людей, которые ведут свои дела строго на основе принципов Конфуция, проявляя при этом себя как интеллектуалы, знатоки культуры и истории. Это значит, что они не только не обманывают ни своих соотечественников, ни иностранцев, но и устанавливают справедливые цены, финансируют социально значимые мероприятия, помогают школам, ведут особый, «правильный» образ жизни и поддерживают государство. Такое течение «конфуцианских бизнесменов» стало особенно популярным на юге Китая, в том числе и в Гонконге. Но далеко не каждый предприниматель может объявить себя «конфуцианским бизнесменом», необходимо, чтобы само общество признало его статус. Однако, если вы в беседе назовете своего китайского партнера настоящим «конфуцианским бизнесменом», да к тому же «человеком Культуры» – это будет расценено как тонкая и умелая похвала.

     Китай – это страна самых разных групп, кланов и постоянного общения. И  это связано с особым, исторически  сложившимся типом самооценки.

     Китаец  воспринимает мир через восприятие групп. В этом плане для среднестатистического китайца его «контактная группа» играет значительно более важную роль, чем для любого европейца. Речь идет прежде всего о семье, о клановых и кровнородственных связях, о близких знакомых, о сослуживцах, жителях своего квартала или деревни. Именно через них китаец оценивает сам себя: он такой, каким они видят его, он смотрит на себя их глазами. Если представитель западной цивилизации чаще всего для самооценки вступает во внутренний диалог и обычно соотносит свое поведение с христианскими предписаниями, то китаец соотносит себя с оценкой группы. То есть любой поступок рассматривается через призму оценки родственниками, сослуживцами или руководством. 
 
 
 

2.Бизнес в Китае: особый путь

     Стратагемная модель мышления  

     Издревле  в Китае создавались учебники по воинскому искусству рассказывающие, как победить армию соперника  не столько путем прямого военного превосходства, сколько благодаря разного рода уловкам и обманам. Эти способы, которые принято называть стратагемами или, что более точно, планами были описаны во многих трактатах, самым известным из которых стал конечно же «Сун-цзы бин-фа» – «Воинский метод Сунь-цзы», или «Искусство войны Сунь-цзы».

     Сегодня многие пособия по китайскому бизнесу  пытаются рассказать о китайских  хитростях современной жизни  через призму этой военной стратегии. Но само по себе даже современное китайское  мышление стратагемно, оно базируется на весьма большом наборе уловок, хитростей, на создании «ложных целей», запутывании противника и т. д., которые пришли из глубины традиции. Не стоит полагать, что это предназначается только вам – в равной степени это адресуется и каждому соотечественнику. Просто сами китайцы адаптированы к такой манере ведения переговоров, такому типу деловой этики, а вы – нет.

     Вот несколько поучительных высказываний – стратагем, дабы дать представление  о том, что такое стратагемное мышление:

  • «Удалить огонь из-под котла» – прежде чем предпринимать любые действия, надо лишить противника ресурсов, узнать все его аргументы и связи.
  • «Заколоть противника украденным мечом» – использовать кого-то другого, чтобы он сделал за вас всю неприятную или сложную работу.
  • «Расслабиться и ждать, пока противник истощит свои силы» – дождаться, пока противник (или партнер по бизнесу) истощит все свои аргументы, выложит на стол все свои козыри, самому же надо оставаться недвижимым и не торопиться предлагать что-то взамен.
  • «Грабь горящий дом» – воспользоваться сумятицей в делах соперника, чтобы увести у него бизнес.
  • «Пусть ваш голос слышен на Востоке, а атакуйте с Запада» – запутайте своего противника, не дайте ему понять, где будет нанесен главный удар.
  • «Создавайте нечто из ничего» – старайтесь сделать вид, что у вас много сил и влияния, хотя при этом все это может быть чистым блефом.
  • «Покажите, что направляетесь по одной дороге, в то время как проследуете совсем по другой» – противник до конца так и не должен узнать, какие реальные цели вы преследуете.
  • «Наблюдайте за пожаром с другого берега реки» – пускай соперники сражаются между собой, вы должны быть сторонним наблюдателем.
  • «Спрячьте нож в улыбке» – сделайте так, чтоб ваш противник расслабился благодаря вашему гостеприимству и дружелюбию.
  • «Пожертвуйте сливой ради персика» – всегда уступайте в малом, чтобы получить значительно больше.
  • «Украдите козу прямо на ходу» – воспользуйтесь непрофессионализмом вашего оппонента, чтобы отобрать у него добычу.

Информация о работе Китайский национальный стереотип