Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:22, реферат
Сегодня о стратегии говорят много и часто. Пожалуй, это стало даже модно. Словосочетания «политическая стратегия», «стратегическое руководство», «стратегическое оружие» привычны для слуха и вошли в обиход не только военных, но и чиновников, бизнесменов, экономистов, психологов, деятелей науки и искусства.
Во многих странах созданы целые институты, занимающиеся теорией стратегии, разрабатывающие практические руководства. К примеру, Институт стратегии в Бостоне под руководством Болко фон Отингера.
Каждый человек имеет примерное представление о том, что такое «правильная жизнь». Осознанное и волевое стремление к «правильной жизни» представляется в качестве западного аналога китайского управления «потоком». Но существенное отличие заключается в том, что для восточного мировоззрения все же характерна естественность происходящих процессов, в соответствии с установленным миропорядком, который независим от вмешательства в него человека. Человек лишь волен подстраиваться под него, следовать по установленному «пути». Тогда как в западном варианте главная составляющая такого процесса – социальная, и многое, если не все, зависит от человека, людей, народа, страны, эпохи, времени и т.п.
Отсюда берут начало истоки почитания на востоке ритуала, который являлся на протяжении многих веков и даже тысячелетий едва ли не главным инструментом государственного управления и тягался по значимости с официально установленными законами. В тексте Чжугэ Ляна «искусство управления» встречаем следующие выводы: «Если верхи и низы ценят ритуалы, тогда народом легко управлять. Если верхи и низы в гармонии и послушании, тогда полностью исчерпывается путь государя и слуги. Государь с помощью ритуала направляет слугу, чиновника. Чиновник с помощью верности служит государю, а государь, размышляя, строит стратегию своего управления. Государь использует замысел, чтобы управлять, а чиновник использует свою способность замысла для того, чтобы служить. Таким образом, просвещенный государь занимается постоянной коррекцией своего правления, и тогда верный чиновник все свое время отдает служению государю».(…)
В своей книге Чжугэ Лян описывает механизм эффективного управления, считая, что он базируется, прежде всего, на двух основополагающих элементах: власти и высокой морали правителя и подчиненных. Эффективному управления способствует знание правителем природы людей и их характеров, а также особые качества руководителя, умение использовать специфические инструменты управления людьми и способность бороться с собственными недостатками. Чжугэ Лян подчеркивает важность использования талантливых и знающих людей, неразглашения особых сведений, тренировок, обучения и т.д., вплоть до того, как правильно отдавать приказы.
В традиционных китайских
представлениях о природе власти
и управления царило мнение, что
высшими руководителями/
Традиция указывается
на то, что эти три уровня
руководителя существовали
Глава II. Китайская бизнес-психология…
§1. Бизнес – это война
"...Сегодня уже общепризнанно,
В. В. Малявин
Все началось в начале 1970-х. Это было время японской экономической экспансии.
Основатель корпорации «Мацусита Дэнки» Коносуке Мацусита предельно просто выразил суть и состояние бизнеса: «Бизнес – это война».
Десятки тысяч американских компаний погибли под лавиной дешевых японских товаров.
Всего за 25 лет страна, в 1945-м
развороченная американскими
Вслед за японским экономическим чудом последовало корейское, малазийское, сингапурское и, наконец, китайское.
И стало понятно, что успех этот обеспечивает «секретное оружие» дальневосточного производства, имя которому – стратегия. Ну кто же не знает о том, что врага следует бить его же оружием? И для этого устремились энтузиасты с запада на восток. Да вот только нелегким это оказалось делом. По многим уже изложенным выше причинам.
И тем не менее. Год от года увеличивается число книг и семинаров, авторы которых всерьез пытаются обучить западных коммерсантов «приемам военного мастерства». Мировые тиражи таких сочинений, как «Маркетинговые войны» Райса и Трауба (с посвящением Клаузевицу) и «Книга пяти колец для руководителя» Дональда Краузе, давно перевалили за миллион экземпляров.
Остановимся несколько подробнее на книге Марка Р. Макнилли «Сунь-цзы и искусство бизнеса». Автор сводит идеи Сунь-цзы к шести основным стратегическим правилам менеджмента и дает рекомендации, как обойти конкурентов и завоевать рынок, не возбуждая его враждебной реакции, как воздействовать на слабые места соперников и как оптимизировать рыночную информацию в условиях конкуренции. Особое значение он придает стремительности, подготовленности и секретности бизнес-стратегий, а также личной решительности руководителей. «Маркетинг – это сфера быстрого устаревания задач, политических установок, стратегий и программ. Каждая фирма должна периодически переоценивать свой общий подход к рынку, пользуясь для этого приемом, известным под названием ревизии маркетинга» (Ф. Котлер).
А вот шесть основных стратегических принципов менеджмента:
Как правило, в каждой книге
помещен текст первоисточника, «Трактата
о военном искусстве» Сунь-цзы, а
многочисленные цитаты иллюстрируют применимость
принципов Сунь-цзы к
Хотя поучения древних
стратегов иногда кажутся слишком
туманными и
§2. Руководитель в системе управления
В Китае принято обращаться
к руководителю по наименованию должности,
которую тот занимает. Например,
«господин начальник отдела», «господин
заместитель министра», «господин
начальник департамента». Этот принцип
в России существует только в армии
и то в официальных случаях, в
основном же обращаются по имени отчеству:
«Сергей Леонидович», «Борис Николаевич»
и т.д. если обращение очень официальное,
то может добавиться слово «уважаемый»
или «глубокоуважаемый», но далее
все равно идет обращение по имени-отчеству.
А в Китае обращение по должности
очень распространено. В рабочих
или официальных ситуациях
Другая причина такого положения дел заключается в том, что в Китае традиционно жесткая, сильная организационная структура.
Китайцы давно подметили,
что все люди различаются по своим
психологическим типам, а также
то,, что для различных типов
людей характерны различные виды
занятий. В то же время они сумели
избежать заблуждений ранних западных
школ менеджмента, по учению которых
руководителям присущи определенные
черты характера, развив которые
в себе, можно стать «великим менеджером».
Искусство китайского менеджмента
учит, что, во-первых, определенные черты
характера врожденные, и изменить
те, которые есть, или развить
недостающие практически
В западном менеджменте принято также классифицировать начальников по стилям руководства. При этом обычно выделяют: автократический, демократический, либеральный и смешанный стили руководства. Хотя в традиционном китайском менеджменте нет прямых аналогий этим стилям, в принципе, подобная классификация вполне уместна и может быть распространена и на китайских руководителей. Стили руководства в значительной степени зависят от характера человека, а типы характеров людей на западе и востоке практически одинаковы.
Китайцы выделяют несколько больше, чем четыре, типа руководителей. При этом учитываются как качества или таланты человека, так и его стиль руководства. Считается что любой начальник, в зависимости от своих дарований, пригоден только к определенному уровню руководства и может осуществлять его в ограниченных сферах деятельности. В Китае, действительно, существует неформальное представление о том, что хорошим руководителем надо родиться, научиться этому вряд ли возможно.
В целом же об успешности конкретного руководителя судят по его способности своевременно и уместно реагировать на происходящие события. При этом подразумевается, что всегда имеется множество возможных реакций на ту или иную ситуацию. А также учитывается способность руководителя видеть любую ситуацию с точки зрения перспективы ее развития. Считается, что в зависимости от того, насколько управленец эмоционально реагирует на происходящие события, зависит результат успешности или не успешности достижения поставленных перед ним целей. Но если он способен правильно описать ситуацию, правильно сформулировать перспективы ее развития и с помощью адекватных описаний и формулировок контролировать свои эмоциональные реакции, тогда у него проявляется возможность правильно проходить разные этапы развития процесса, что для внешнего наблюдателя и будет определять эффективность данного руководителя.
Для хорошего руководителя, управляющего по-китайски, наиболее важна всегда способность выявлять и видеть мельчайшие знаки, показывающие, каким образом ситуация будет развиваться дальше. Поскольку задача это не из легких , и далеко не каждый руководитель в полной мере владел такими навыками, то широкое распространение получили советники при руководителях, так называемые моуши. Они должны были иметь определенный набор знаний и в первую очередь о том. Как выявлять и толковать знаки развития событий.
Поэтому в китайском управлении основной инструмент руководителя – его ум, который для него является таким же инструментом как станок для рабочего или компьютер для программиста.
Конечно, китайский управляющий в зависимости от той сферы, в которой он работает, должен иметь профессиональные знания по управлению. Но при этом у хорошего китайского управляющего в первую очередь присутствуют знания законов смены ситуаций и того, как происходят процессы обмена энергиями между «землей» и «небо», между реальностью физической и нематериальной, или духовной.
В целом же в Китае при назначении на должность учитывается вообще способность человека решать те или иные задачи, а это зависит от того, каким талантом он наделен.
Вторая по значимости желательная черта китайского руководителя – способность брать на себя ответственность и нести ее, оправдывая возложенные ожидания.
Для полной картины следует
указать, что в китайских традиционных
представлениях считалось, что настоящий
руководитель, «государь» всегда наделен
особым даром, двумя некими силами,
одна их которых позволяет ему подчинят
§3. Этика деловых отношений
Китайцы в подавляющем большинстве не только рассуждают о тех или иных моральных принципах, но и исповедуют их в повседневной жизни. В этом они существенно отличаются от россиян. В современной России ,увы, для многих людей понятие морали и этики все больше лишаются конкретного содержания, а развитию этого содержания на деле внимания практически не уделяется. Между тем для достаточно большого числа китайцев мораль и этика – вовсе не пустые слова.
Для китайцев, сохранивших принципы общинности, коллективизма более чем русские, очень значимым является понятие рода. Родовые ценности признаются абсолютным большинством населения.
То есть человек не представлен только самому себе и, следовательно, не волен поступать так, как ему заблогорассудиться. Каждый принадлежит еще и своему роду. Не только к роду живущих , но и уже умерших предков и тех, кто еще будет рожден. И он не просто относится к этому роду по происхождению, связь гораздо более прочная. Он ощущает реальную и конкретную поддержку рода. Родовые отношения взаимопомощи в Китае очень сильны.
Сила рода во многом обусловлена его исторической репутацией, и принадлежит к тому или иному роду во многом определяет отношения к данному человеку в обществе. Человек изначально оценивался ни по тому, каким он является сам по себе, а потому, к какому роду он принадлежит.
Таким образом , род в определенной мере контролирует морально – этический образ жизни своих членов, поскольку сама устойчивость рода во времени во многом зависит именно от общественного признания его членов. Поэтому понятие чести для китайца не пустой звук.