Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:22, реферат
Сегодня о стратегии говорят много и часто. Пожалуй, это стало даже модно. Словосочетания «политическая стратегия», «стратегическое руководство», «стратегическое оружие» привычны для слуха и вошли в обиход не только военных, но и чиновников, бизнесменов, экономистов, психологов, деятелей науки и искусства.
Во многих странах созданы целые институты, занимающиеся теорией стратегии, разрабатывающие практические руководства. К примеру, Институт стратегии в Бостоне под руководством Болко фон Отингера.
Введение
Давным-давно в одной из китайских деревень жил крестьянин. Чуть ли не всем его богатством была единственная лошадь. Односельчане считали его состоятельным человеком, а кое-кто даже завидовал. Как-то раз жеребец ускакал в лес.
– Ай-ай-ай, какое горе. Как тебе не повезло, – говорили соседи, на что крестьянин отвечал:
– Горе? Миром правит закон изменений. Что произошло, то произошло, а что будет, поживем – увидим.
Но когда конь вернулся и привел с собой целое стадо диких лошадей, люди снова начали говорить:
– Какая удача!
Однажды крестьянский сын, объезжая
дикую лошадь, упал и сломал ногу.
«Сочувствующие» вновь
– Твой сын, твоя надежда и опора в старости, преемник всех твоих богатств, может стать калекой!
– Что свершилось, должно было свершиться, – отвечал старик. – Так, видно, распорядилось Небо. Чему быть, того не миновать.
Началась война, и всех парней забрали в армию. А крестьянского сына из-за увечья не взяли.
– Как тебе повезло, – радовались-сокрушались соседи. – Вернутся ли наши сыновья с войны? А твой будет жив, украсит твою старость, продолжит твое дело.
В ответ крестьянин лишь улыбнулся.
«Миром правит закон перемен», – считали древние китайцы. Нет ничего постоянного. День сменяет ночь. Зима – лето. Старость – молодость. Радость – печаль. Конец – начало. Всему есть противоположность. Всюду можно отыскать двойственность. И за ночью идет день, как за летом зима, за печалью радость, а за началом конец… Вселенский маятник колеблется между двумя крайними положениями – противоположностями. Древние называли их великими первоначалами: Инь (женское) и Ян (мужское). Качнулся маятник в одну сторону – Инь, качнулся в другую – Ян. И, по закону маятника, смена их неминуема. «...Раз инь, раз ян – это и есть путь...» Так устроен мир.
Беда? Ведь это же, пойми, Опора счастья! Повезло?
Так вот в чем кроется беда! Не разлучить добро и зло.
Цзя И (201–169 гг. до н. э.)
Как ориентироваться в мире, если он непостоянен, изменчив, неопределенен? Как и куда плыть в безбрежном мировом океане кораблю человеческой жизни? И не отдаваться в бессилии воле волн, и не предаваться слепым надеждам, уповая на удачу, а осознанно прокладывать путь?
Непостоянство мира отнюдь не означает его непознаваемость. Поэтому и искали мудрецы древности способы, позволяющие даже в хаосе находить смысл и «порядок», извлекая из этого максимальную пользу.
«И открыто ими было...»,
что мировой процесс
Путь каждого человека индивидуален и в то же время слит с мировым путем. В любой момент времени человек находится в ситуации, развитие которой описывается порядком и типом линий в гексаграмме. Достаточно лишь определить, в какой именно из 64 комбинаций пребывает человек, и можно обозначить направление и условия наиболее благоприятного развития данной ситуации. Это и есть путь, и именно этот путь, а точнее, метод его поиска, являлся способом миропознания и искусством самосохранения.
Под этим методом древние китайцы понимали стратегию.
Таким образом, «Книгу Перемен» можно сравнить с навигационной картой, а стратегию – с компасом (как известно, китайцы и в самом деле изобрели компас).
Возможно, именно эти открытия
и обеспечили кораблю китайской
цивилизации такое долгое и успешное
плавание. Другие же древнейшие цивилизации,
шумерская и египетская, также 2-4
тысячи лет назад создавшие
Так в чем же секрет стабильности и процветания китайского государства, жизнелюбия китайского этноса, загадочности китайской души?
Один из возможных ответов – особая стратегия жизни.
Глава I. Управление по-китайски
§1. Стратегия
Сегодня о стратегии говорят
много и часто. Пожалуй, это стало
даже модно. Словосочетания «политическая
стратегия», «стратегическое руководство»,
«стратегическое оружие»
Во многих странах созданы целые институты, занимающиеся теорией стратегии, разрабатывающие практические руководства. К примеру, Институт стратегии в Бостоне под руководством Болко фон Отингера.
Что же понимают под стратегией современные исследователи? Приведем несколько наиболее известных определений.
Стратегия – рассчитанная, или определенная, линия поведения, запланированная на конкретный ожидаемый результат.
Стратегия – учение о хитроумных планах, наука побеждать.
Стратегия – способ успешного воплощения идей в жизнь.
Стратегия – теория конкурентного преимущества.
Стратегия является сочетанием смелых действий и безупречного руководства.
«...Когда все сказано и сделано, стратегия не более и не менее чем поиск интеллектом новых путей».
Стратегия – способы упорядоченного мышления в неупорядоченные времена. Или ясный строй мыслей по поводу хаотично бурлящего мира.
В Китае понятие стратегии – и притом военной стратегии – часто обозначалось словосочетанием «искусство сердца».
Стратегия – теория, проникающая в саму природу нестабильности.
Так случилось в человеческой истории, что наиболее благоприятные условия для создания стратегической теории сложились в военном искусстве. И не только, или, возможно, не столько потому, что жизнь – это борьба, а потому, что в войне особенно отчетливо проявляется принцип неопределенности.
Понятие науки о стратегии неотделимо от имени первого военного теоретика, подаренного миру Поднебесной, – Сунь-цзы.
§2. Стратег
Стратег – это человек, наделенный определенными личностными, интеллектуальными, духовными достоинствами, вооруженный специальными знаниями и исповедующий стратегию как стиль жизни и линию поведения.
Человек, по традиционному для Китая определению, – «самое духовное существо в мире», «мера всех вещей». А стратег – это побеждающий, выигрывающий человек. Таким образом, стратег – это мудрец, совершенный и гармоничный.
Вот, что говорит о командующем стратеге Сунь-цзы1:
«Он должен быть быстрым, заслуживающим доверия, заботливым, смелым и точным».
А теперь попробуем проинтегрировать все данные и нарисуем портрет личности мудрого стратега, используя трактаты по китайской военной стратегии и труды крупнейших философов-мудрецов древности.
Качества стратега:
Список этот далеко не полный. Да и как можно в одной главе обобщений охватить то, чему посвящено и посвящается до сих пор неисчислимое множество работ, суждений, поэтических афоризмов.
Названные качества не являются чудесными и исключительными в отдельности. Но в совокупности, присущие одному человеку, дают ему преимущества.
В заключение приведем цитату из «36 китайских стратагем»: «Видимо, необходимы и некоторые виды чувствительности, особая дисциплина мышления, интуиция, порядочность, ответственность, скромность и чувство гармонии. Без многих подобных качеств, ориентирующийся на стратагемы невежда рискует просто увязнуть во лжи, в собственных хитросплетениях и стать жертвой пороков».
§3. Стратагемы
Еще одним общечеловеческим феноменом, открытым и организованным в систему китайцами, являются стратагемы.
Согласно определению
Харро фон Зенгера, стратагемы –
неортодоксальные пути к достижению
военных, гражданских, политических, экономических
или личных целей. Проще говоря, стратагемы
– это канонизированные приемы или
уловки, обеспечивающие успех. Их можно
сравнить с выигрышными партиями
в шахматах, которые разыгрываются
опытными мастерами (точнее, ранее выигранными
при аналогичных текущим
"Цзи" (стратагема) – в переводе с китайского – некий план, расчет, но также и уловка, военная хитрость.
Стратагема – это позитивный опыт прошлого, нарицательный пример.
Стратагема – это ключ. Как известно, у каждого ключа свой замок. Мир же полон закрытых дверей с разными замками. Следовательно, ключ должен быть не один.
Мудрецы древности пришли к выводу, что в жизни чаще всего можно столкнуться с одной из 36 комбинаций. Вот для иллюстрации эффективного решения каждой из них и были найдены стратагемы – 36 ключей.
Китай, по-видимому, является единственным местом в мире, где стратагемы были распределены по категориям и получили собственные названия (в форме каталога 36 стратагем).
Китайцы на протяжении веков воспринимают и используют стратагемы как науку и, можно сказать, воспитываются на них.
Невзирая на конечное число стратагем – 36, их идея неисчерпаема. Поэтому мы ограничимся лишь перечислением названий.
Как видим, названия стратагем – лаконичны, весьма точно отражают смысл и их содержание. Лаконизм с китайской экзотикой.
Тем не менее, стратагемы, по сути своей, не есть специфическое порождение китайского ума.
В своей повседневной жизни представители Запада постоянно являются «жертвами стратагем» (Х. Зенгер) и часто сами применяют их в зависимости от ситуации, иными словами, без всякой теории и без подлинного предварительного расчета. Однако в связи с некоторыми культурными и религиозными условиями, на Западе почти отсутствуют исследования по этой теме.
Но стратегия всего лишь метод. Успешность ее применения зависит от того, кто ее претворяет в жизнь.
§4. Механизм управления
Для понимания принципов работы механизма управления по-китайски, прежде всего, следует уяснить основную цель любого предприятия и функцию его руководителя. В западном понимании такой целью обычно называют извлечение прибыли, хотя существуют и иные трактовки - увеличение благосостояния, самореализация и т.п. попытаемся предложить еще один взгляд на этот вопрос, который может помочь раскрыть некоторые принципы механизма управления вообще и, в частности, его китайскую специфику.
В классическом представлении под предприятием понимается производственно-хозяйственная единица, представляющая собой совокупность материальных и людских ресурсов, определенным образом организованная для достижения конкретно поставленных целей. Задачами предприятия являются: производство и сбыт товаров и услуг для удовлетворения потребностей потребителей; обеспечение долгосрочного функционирования самого предприятия; создание и обеспечение рабочих мест2. И все-таки хотелось бы посмотреть на функцию и цели предприятия под иным углом. Первостепенная задача руководителя – это правильно вести предприятие, которое, в свою очередь, является инструментом преобразования несъедобных или неупотребляемых энергию и продукты. Любая работа осуществляется с целью превращения энергий (в том числе психологических) и продуктов в тот или иной эквивалент ценностей, которые, в свою очередь можно либо дальше превращать, либо потреблять. Данная формулировка не вызывает сложности в понимании, когда рассматриваются, например, продукты питания, но требует разъяснения в более сложных случаях. В частности, производство одежды приносит владельцу одежды, тому, кто ее носит, как минимум два вида энергий: 1) тепловую; 2) психо-эмоциональную. То же применительно к строениям и сооружениям.
Оперировать теми и иными ценностями позволяют понятия. По сути те или иные системы управляются с помощью правильно называемых понятий. Когда люди определяются в понятиях, они начинают понимать, как на самом деле относятся к тем или иным ценностям, и как эти ценности к ним приходят. В силу того что ценности очень изменчивы, они все время искажают понятия. Поэтому управление, с точки зрения традиционного китайского менеджмента, главным образом состоит в том, чтобы все время возвращаться к исправлению понятий, коррекции понятий.