Китайская стратегия успеха

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:22, реферат

Описание работы

Сегодня о стратегии говорят много и часто. Пожалуй, это стало даже модно. Словосочетания «политическая стратегия», «стратегическое руководство», «стратегическое оружие» привычны для слуха и вошли в обиход не только военных, но и чиновников, бизнесменов, экономистов, психологов, деятелей науки и искусства.
Во многих странах созданы целые институты, занимающиеся теорией стратегии, разрабатывающие практические руководства. К примеру, Институт стратегии в Бостоне под руководством Болко фон Отингера.

Работа содержит 1 файл

Китайская стратегия успеха.docx

— 56.40 Кб (Скачать)

Введение 

 

Давным-давно в одной  из китайских деревень жил крестьянин. Чуть ли не всем его богатством была единственная лошадь. Односельчане считали  его состоятельным человеком, а  кое-кто даже завидовал. Как-то раз  жеребец ускакал в лес.

– Ай-ай-ай, какое горе. Как  тебе не повезло, – говорили соседи, на что крестьянин отвечал:

– Горе? Миром правит закон  изменений. Что произошло, то произошло, а что будет, поживем – увидим.

Но когда конь вернулся и привел с собой целое стадо  диких лошадей, люди снова начали говорить:

– Какая удача!

Однажды крестьянский сын, объезжая дикую лошадь, упал и сломал ногу. «Сочувствующие» вновь оказались  рядом.

– Твой сын, твоя надежда  и опора в старости, преемник всех твоих богатств, может стать калекой!

– Что свершилось, должно было свершиться, – отвечал старик. – Так, видно, распорядилось Небо. Чему быть, того не миновать.

Началась война, и всех парней забрали в армию. А крестьянского  сына из-за увечья не взяли.

– Как тебе повезло, –  радовались-сокрушались соседи. –  Вернутся ли наши сыновья с войны? А твой будет жив, украсит твою старость, продолжит твое дело.

В ответ крестьянин лишь улыбнулся.

«Миром правит закон перемен», – считали древние китайцы. Нет  ничего постоянного. День сменяет ночь. Зима – лето. Старость – молодость. Радость – печаль. Конец –  начало. Всему есть противоположность. Всюду можно отыскать двойственность. И за ночью идет день, как за летом  зима, за печалью радость, а за началом  конец… Вселенский маятник колеблется между двумя крайними положениями  – противоположностями. Древние  называли их великими первоначалами: Инь (женское) и Ян (мужское). Качнулся маятник в одну сторону – Инь, качнулся в другую – Ян. И, по закону маятника, смена их неминуема. «...Раз инь, раз ян – это и есть путь...» Так устроен мир.

Беда? Ведь это  же, пойми, Опора счастья! Повезло?

Так вот в чем  кроется беда! Не разлучить добро  и зло.

Цзя И (201–169 гг. до н. э.)

Как ориентироваться в  мире, если он непостоянен, изменчив, неопределенен? Как и куда плыть в безбрежном мировом океане кораблю человеческой жизни? И не отдаваться в бессилии воле волн, и не предаваться слепым надеждам, уповая на удачу, а осознанно  прокладывать путь?

Непостоянство мира отнюдь не означает его непознаваемость. Поэтому  и искали мудрецы древности способы, позволяющие даже в хаосе находить смысл и «порядок», извлекая из этого  максимальную пользу.

«И открыто ими было...», что мировой процесс представляет собой замкнутую схему, включающую 64 ситуации. Каждая из них имеет свое символическое выражение, смысловое  наполнение. Сведения об этом систематизированы  в древнейшем философском тексте «Ицзине» – «Книге Перемен». Книгу эту, священную для каждого китайца, можно назвать уникальным путеводителем по судьбе.

Путь каждого человека индивидуален и в то же время слит с мировым путем. В любой момент времени человек находится в  ситуации, развитие которой описывается  порядком и типом линий в гексаграмме. Достаточно лишь определить, в какой именно из 64 комбинаций пребывает человек, и можно обозначить направление и условия наиболее благоприятного развития данной ситуации. Это и есть путь, и именно этот путь, а точнее, метод его поиска, являлся способом миропознания и искусством самосохранения.

Под этим методом древние  китайцы понимали стратегию.

Таким образом, «Книгу Перемен» можно сравнить с навигационной  картой, а стратегию – с компасом (как известно, китайцы и в самом  деле изобрели компас).

Возможно, именно эти открытия и обеспечили кораблю китайской  цивилизации такое долгое и успешное плавание. Другие же древнейшие цивилизации, шумерская и египетская, также 2-4 тысячи лет назад создавшие идеографическое  письмо и государственность, уже  к началу нашей эры исчезли. А  китайцы сохранялись и множились, ассимилируя всех, кто входил с  ними в контакт. Современная Индия  тоже имеет миллиардное население, но единой цивилизации не образует. 12 религий и 18 основных языков в Индии  – это не китайский культурный и этнический монолит.

Так в чем же секрет стабильности и процветания китайского государства, жизнелюбия китайского этноса, загадочности китайской души?

Один из возможных ответов  – особая стратегия жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Управление по-китайски

§1. Стратегия

 

Сегодня о стратегии говорят  много и часто. Пожалуй, это стало  даже модно. Словосочетания «политическая  стратегия», «стратегическое руководство», «стратегическое оружие» привычны для слуха и вошли в обиход не только военных, но и чиновников, бизнесменов, экономистов, психологов, деятелей науки и искусства.

Во многих странах созданы  целые институты, занимающиеся теорией  стратегии, разрабатывающие практические руководства. К примеру, Институт стратегии  в Бостоне под руководством Болко фон Отингера.

Что же понимают под стратегией современные исследователи? Приведем несколько наиболее известных определений.

Стратегия – рассчитанная, или определенная, линия поведения, запланированная на конкретный ожидаемый  результат.

Стратегия – учение о  хитроумных планах, наука побеждать.

Стратегия – способ успешного  воплощения идей в жизнь.

Стратегия – теория конкурентного  преимущества.

Стратегия является сочетанием смелых действий и безупречного руководства.

«...Когда все сказано  и сделано, стратегия не более  и не менее чем поиск интеллектом  новых путей».

Стратегия – способы упорядоченного мышления в неупорядоченные времена. Или ясный строй мыслей по поводу хаотично бурлящего мира.

В Китае понятие стратегии  – и притом военной стратегии  – часто обозначалось словосочетанием  «искусство сердца».

Стратегия – теория, проникающая  в саму природу нестабильности.

Так случилось в человеческой истории, что наиболее благоприятные  условия для создания стратегической теории сложились в военном искусстве. И не только, или, возможно, не столько  потому, что жизнь – это борьба, а потому, что в войне особенно отчетливо проявляется принцип  неопределенности.

Понятие науки о стратегии  неотделимо от имени первого военного теоретика, подаренного миру Поднебесной, – Сунь-цзы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Стратег

 

Стратег – это человек, наделенный определенными личностными, интеллектуальными, духовными достоинствами, вооруженный специальными знаниями и исповедующий стратегию как  стиль жизни и линию поведения.

Человек, по традиционному  для Китая определению, – «самое духовное существо в мире», «мера  всех вещей». А стратег – это  побеждающий, выигрывающий человек. Таким  образом, стратег – это мудрец, совершенный и гармоничный.

Вот, что говорит о командующем  стратеге Сунь-цзы1:

«Он должен быть быстрым, заслуживающим  доверия, заботливым, смелым и точным».

А теперь попробуем проинтегрировать все данные и нарисуем портрет  личности мудрого стратега, используя  трактаты по китайской военной стратегии  и труды крупнейших философов-мудрецов древности.

Качества стратега:

  1. Самообладание, уравновешенность, отрешенность. «Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своего гнева...».
  2. Рационализм, прагматизм. «Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте».
  3. Неамбициозность, холодная чистота чувств. «Полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы».
  4. Парадоксальность – "наноси удар так, словно целуешь любимую женщину" и непредсказуемость – "все обнажить – значит, все утаить".
  5. Интуиция. "Техника сердца" – интуитивное знание – способность людей понимать друг друга и сотрудничать, даже не обозначая своих идей (крайним примером такого "понимания без понимания" для китайцев служили отношения матери и младенца, каковые и представали для них образцом идеальных отношений вообще). Это качество также предполагает еще интимное понимание противника.
  6. Удачливость, везучесть.
  7. Безыскусность. «Чтобы жить чистой текучестью жизни, не требуется знаний».
  8. Осторожность, скромность. «Дракон, сокрытый в облаках – некоронованный повелитель мира».
  9. Пунктуальность. Быть мудрым по-китайски – значит просто уметь все делать вовремя.
  10. Рефлексивность. Истинным господином жизни способен стать лишь тот, кто не будет стремиться повелевать жизнью, пытаясь привести ее в соответствие со своими отвлеченными и ограниченными представлениями.
  11. Целомудрие духа.
  12. Уверенность.
  13. Гибкость.

Список этот далеко не полный. Да и как можно в одной главе  обобщений охватить то, чему посвящено  и посвящается до сих пор неисчислимое множество работ, суждений, поэтических  афоризмов.

Названные качества не являются чудесными и исключительными  в отдельности. Но в совокупности, присущие одному человеку, дают ему  преимущества.

В заключение приведем цитату из «36 китайских стратагем»: «Видимо, необходимы и некоторые виды чувствительности, особая дисциплина мышления, интуиция, порядочность, ответственность, скромность и чувство гармонии. Без многих подобных качеств, ориентирующийся  на стратагемы невежда рискует просто увязнуть во лжи, в собственных хитросплетениях  и стать жертвой пороков».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Стратагемы

 

Еще одним общечеловеческим феноменом, открытым и организованным в систему китайцами, являются стратагемы.

Согласно определению  Харро фон Зенгера, стратагемы –  неортодоксальные пути к достижению военных, гражданских, политических, экономических  или личных целей. Проще говоря, стратагемы – это канонизированные приемы или  уловки, обеспечивающие успех. Их можно  сравнить с выигрышными партиями в шахматах, которые разыгрываются  опытными мастерами (точнее, ранее выигранными  при аналогичных текущим обстоятельствах).

"Цзи" (стратагема) –  в переводе с китайского –  некий план, расчет, но также и  уловка, военная хитрость.

Стратагема – это позитивный опыт прошлого, нарицательный пример.

Стратагема – это ключ. Как известно, у каждого ключа  свой замок. Мир же полон закрытых дверей с разными замками. Следовательно, ключ должен быть не один.

Мудрецы древности пришли к выводу, что в жизни чаще всего  можно столкнуться с одной  из 36 комбинаций. Вот для иллюстрации  эффективного решения каждой из них  и были найдены стратагемы – 36 ключей.

Китай, по-видимому, является единственным местом в мире, где  стратагемы были распределены по категориям и получили собственные названия (в форме каталога 36 стратагем).

Китайцы на протяжении веков  воспринимают и используют стратагемы как науку и, можно сказать, воспитываются  на них.

Невзирая на конечное число  стратагем – 36, их идея неисчерпаема. Поэтому мы ограничимся лишь перечислением  названий.

  1. Обмануть императора, чтобы он переплыл море.
  2. Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао.
  3. Убить чужим ножом.
  4. В покое ожидать утомленного врага.
  5. Грабить во время пожара.
  6. На востоке поднимать шум, на западе наступать.
  7. Извлечь нечто из ничего.
  8. Для вида чинить мостки, втайне выступить в Ченьцань.
  9. Наблюдать за огнем с противоположного берега (сидя на горе, наблюдать за борьбой тигров).
  10. Скрывать за улыбкой кинжал.
  11. Сливовое дерево засыхает вместо персикового.
  12. Увести овцу легкой рукой.
  13. Бить по траве, чтобы вспугнуть змею.
  14. Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу.
  15. Сманить тигра с горы на равнину.
  16. Если хочешь что-нибудь поймать, сначала отпусти (хочешь получить – вначале дай).
  17. Бросить кирпич, чтобы получить яшму.
  18. Чтобы обезвредить разбойничью шайку, надо сначала поймать главаря.
  19. Тайно подкладывать хворост под котел другого.
  20. Ловить рыбу в мутной воде.
  21. Цикада сбрасывает свою золотую кожицу.
  22. Закрыть дверь и поймать вора.
  23. Объединиться с дальним врагом, чтобы побить ближнего.
  24. Объявить, что только собираешься пройти сквозь государство Го, и захватить его.
  25. Украсть блоки и заменить их кривыми подпорками.
  26. Скрыть акацию и указать на тутовое дерево.
  27. Делать безумные жесты, не теряя равновесия.
  28. Заманить на крышу и убрать лестницу.
  29. Украсить сухие деревья искусственными цветами.
  30. Превратить роль гостя в роль хозяина.
  31. Стратагема красотки.
  32. Стратагема открытых городских ворот.
  33. Стратагема сеяния раздора.
  34. Стратагема самострела.
  35. Стратагема цепи.
  36. Бегство (при безнадежной ситуации) – лучшая стратагема.

Как видим, названия стратагем  – лаконичны, весьма точно отражают смысл и их содержание. Лаконизм с китайской экзотикой.

Тем не менее, стратагемы, по сути своей, не есть специфическое порождение китайского ума.

В своей повседневной жизни  представители Запада постоянно  являются «жертвами стратагем» (Х. Зенгер) и часто сами применяют их в  зависимости от ситуации, иными словами, без всякой теории и без подлинного предварительного расчета. Однако в  связи с некоторыми культурными  и религиозными условиями, на Западе почти отсутствуют исследования по этой теме.

Но стратегия всего  лишь метод. Успешность ее применения зависит от того, кто ее претворяет в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§4. Механизм управления

 

Для понимания принципов  работы механизма управления по-китайски, прежде всего, следует уяснить основную цель любого предприятия и функцию  его руководителя. В западном понимании  такой целью обычно называют извлечение прибыли, хотя существуют и иные трактовки -  увеличение благосостояния, самореализация и т.п. попытаемся предложить еще  один взгляд на этот вопрос, который  может помочь раскрыть некоторые  принципы механизма управления вообще и, в частности, его китайскую  специфику. 

В классическом представлении  под предприятием понимается производственно-хозяйственная  единица, представляющая собой совокупность материальных и людских ресурсов, определенным образом организованная для достижения конкретно поставленных целей. Задачами предприятия являются: производство и сбыт товаров и  услуг для удовлетворения потребностей потребителей; обеспечение долгосрочного  функционирования самого предприятия; создание и обеспечение рабочих  мест2. И все-таки хотелось бы посмотреть на функцию и цели предприятия под иным углом. Первостепенная задача руководителя – это правильно вести предприятие, которое, в свою очередь, является инструментом преобразования несъедобных или неупотребляемых энергию и продукты. Любая работа осуществляется с целью превращения энергий (в том числе психологических) и продуктов в тот или иной эквивалент ценностей, которые, в свою очередь можно либо дальше превращать, либо потреблять. Данная формулировка не вызывает сложности в понимании, когда рассматриваются, например, продукты питания, но требует разъяснения в более сложных случаях. В частности, производство одежды приносит владельцу одежды, тому, кто ее носит, как минимум два вида энергий: 1) тепловую; 2) психо-эмоциональную. То же применительно к строениям и сооружениям.

Оперировать теми и иными  ценностями позволяют  понятия. По сути те или иные системы управляются  с помощью правильно называемых понятий. Когда люди определяются в  понятиях, они начинают понимать, как  на самом деле относятся к тем  или иным ценностям, и как эти  ценности к ним приходят. В силу того что ценности очень изменчивы, они все время искажают понятия. Поэтому управление, с точки зрения традиционного китайского менеджмента, главным образом состоит в  том, чтобы все время возвращаться к исправлению понятий, коррекции  понятий.

Информация о работе Китайская стратегия успеха