Кадры управления и требования к ним предьявляемые

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы, является рассмотрение кадров управления и требований предъявляемых к ним. То есть, рассмотреть теоретических аспектов кадров управление, выявления требований предъявляемых к ним, выявление проблем и совершенствования работы руководителей. Но следует помнить, что труд руководителя настолько специфичен, что правильно организовать его довольно проблематично. Умение эффективно руководить, что это, наука или искусство? Однозначного ответа на этот вопрос, наверное, не даст никто. Можно лишь предположить, что это некий синтез науки и искусства управления. И поэтому в данной курсовой работе будут по возможности рассмотрены все нюансы и пути повышения эффективности работы руководителя.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

      Право принятия управленческих решений имеет  только руководитель. Он же несет ответственность за последствия принятого решения. Руководитель должен уметь выбрать наилучший вариант решения. При этом нередко ему приходится идти на риск, так как невозможно предсказать все изменения, происходящие во внешней и внутренней среде предприятия.

      Информационная  функция состоит в том, что руководитель:

  • собирает информацию о внутренней и внешней среде предприятия для решения проблем;
  • распространяет информацию в виде факторов и нормативных установок и передает ее лицам, которым она необходима для выполнения порученной работы;
  • разъясняет стратегию и основные цели организации.

      От  того, насколько руководитель владеет  информацией, как он доводит ее до подчиненных, нередко зависит результат работы.

      Функция собственно управления. Руководитель:

  • формирует отношения внутри и вне организации (поведение работников предприятия, взаимоотношения в коллективе, с другими управляющими, потребителями и поставщиками, конкурентами);
  • создает мотивацию членам организации к достижению целей (подбор кадров, их подготовка, материальное и моральное стимулирование, организация коллективов, непосредственное руководство работой, получение запланированного результата);
  • координирует усилия работников коллектива (контролирует выполнение правил, процедур, технологии, помогает подчиненным в решении проблем);
  • представляет организацию на высшем уровне.

      Личные  качества руководителя должны быть такими, чтобы подчиненные готовы были идти за ним, воспринимать его идеи. Поддержка руководителя коллектива — основа, без которой ни один управляющий, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять.

      По  мнению А. Л. Журавлева, управленческие функции можно разделить на два типа:

      а) функции-задачи, выполняемые по конкретным объектам и 
уровням управления, специфичные в данном случае;

      б) функции-операции, то есть действия, которые характеризуются безотносительно к конкретным объектам и субъектам управленческого процесса, общие в управлении.

      Функции-задачи дают самое общее представление  о сферах, в которых действует руководитель (табл. 2.1).

      Таблица 2.1 - Функции, выполняемые руководителем 

      Объект  управления       Содержание  управления       Управленческие  функции- задачи
      Технико-экономическая  система       Организация производства       производственные
      Социально-производственная система       Организация людей       социальные
      Система управления       Организация системы управления       Организационно-управленческие
 

      Руководитель  является ключевой фигурой на предприятии, как бы дирижером, организующим его функционирование.

      Однако  не все руководители играют одинаковые роли на предприятии, выполняют сходные задачи и функции. В организации существует иерархия руководителей. Существуют различные виды управленческой деятельности. Например, руководители высшего звена в основном выполняют функции стратегического управления и контроля, среднего — оперативного планирования и контроля.

      Иерархическое разделение труда руководителей осуществляется исходя из таких характеристик предприятия, как организационная структура, масштабы, сфера деятельности, отраслевая или территориальная специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на вертикальное разделение труда, оно специфично для каждого предприятия. В то же время можно выделить некоторые общие черты и три уровня (звена) управления — низший, средний и высший (табл. 2.2).

      Таблица 2.2 - . Функции руководителей на различных уровнях управления 

Уровень управления Функции управления
Высшее  звено

Главный руководитель, лидер

Выполнение  обязанностей правового и социального  характера.

Ответственность  за мотивацию и активизацию подчиненных, набор и подготовка кадров.

Управленческие  действия  с участием подчиненных.

Принятие стратегических решений

Взаимоотношения  с юридическими лицами и представительство  в организациях

Среднее звено

Руководитель  по функциям и проектам

Разработка  и реализация проектов по совершенствованию, инновациям, производству и стратегиям развития, приносящих изменения в структуру организации.

Контроль за выполнением программ.

Получение и  анализ разнообразной текущей информации специализированного характера, изменений  внутренних и внешних условий.

Группировка и  передача информации лидерами членам организации, интерпретация отдельных фактов подготовка материалов для важных решений.

Оценка и обработка  информации для внешних контактов  организации относительно плана, политики, действий, анализ результатов работы в организации.

Низшее  звено

Операционные  руководители

Корректировка действий для устранения неожиданных нарушений процессов.

Распределение всевозможных ресурсов; осуществление  технического контроля; выполнение функций связывающего звена между сотрудниками организации.

Принятие решений  по обеспечению высокого качества продукции и услуг

 

      К низшему звену относятся руководители, имеющие в подчинении преимущественно работников-исполнителей. Они осуществляют управление первичными подразделениями: бригадами, сменами, участками. В их труде главное место занимают оперативные задачи, решение технических и технологических вопросов.

      Среднее звено — самое многочисленное, составляющее по некоторым данным 50—60 % общей численности управленческого персонала предприятия. Руководители этого звена отвечают за ход производственного процесса в подразделениях, состоящих из нескольких первичных образований (структурных единиц). В него входят руководители штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений, а также вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

      Руководители  этого уровня несут основной груз ответственности за решение проблем управления предприятием. Именно это звено принимает большую часть управленческих решений в области производства и персонала, наиболее интенсивно пользуется коммуникациями, в том числе и с внешней средой.

      Высшее  звеноэто администрация, осуществляющая общее стратегическое руководство предприятием в целом, его функциональными и производственно-хозяйственными комплексами. На этом уровне занято всего 3—7 % управленческого персонала.

      Фактическое число иерархических уровней  на предприятиях разнообразно и колеблется от одного-двух на малых предприятиях до восьми—десяти в крупных объединениях и корпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уровнях. 
 

      2.2 Требования к профессиональным  и личным качествам руководителя. 

      Анализ  труда руководителя позволяет сформулировать следующие требования к его профессиональной компетенции:

    • понимание природы управленческого труда и процессов управления;
    • знание должностных и функциональных обязанностей, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации;
    • умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе;
    • владение искусством управления людьми;
    • умение наладить внешние связи;
    • способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию, знания и умения.

      Чтобы выполнять свои сложные и ответственные  функции, руководители должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы.

      Первую  составляют знания и умения выполнять  профессиональную работу. Они включают:

  • умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
  • высокую информированность в вопросах развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, уровень развития техники, технологии, конкуренция, динамика спроса на продукцию и услуги и т. д.;
  • знакомство с опытом управления на других предприятиях и в разных отраслях;
  • способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;
  • умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

      Эти и многие другие знания и умения приобретаются в процессе изучения науки управления, ее законов, принципов, методов, средств работы с информацией. А так как наука, отвечая на растущие требования практики, постоянно выдвигает и разрабатывает новые идеи и концепции, обучение приобретает непрерывный характер. Руководитель, работающий профессионально, обязательно использует достижения науки, повышающие эффективность хозяйствования.

      Вторая  группа требований к профессиональной компетенции относится к способности руководителя работать с людьми и владеть собой. В процессе выполнения своих функций руководители взаимодействуют с широким кругом лиц — коллегами, подчиненными, высшей администрацией, акционерами, потребителями, поставщиками, другими людьми и организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данной организации.

      Чтобы работать с людьми, различающимися по статусу и интересам, руководители должны иметь специфические личностные качества, которые усиливают доверие и уважение к ним тех, с кем они вступают в контакт.

      Это прежде всего:

    • высокое чувство долга и преданность делу;
    • честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
    • умение четко выражать свои мысли и убеждать;
    • уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в иерархии предприятия;
    • способность быстро восстанавливать физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.

      В современных исследованиях по определению  качеств, необходимых компетентному управляющему, выделяют следующие.

      Предпринимательская ориентация — стремление к активной деятельности с целью повышения эффективности и быстрейшего достижения целей организации.

      Интеллект — способность решать проблемы путем рассуждения; управляющий должен уметь оценивать перспективы и теоретически обосновывать подходы к принятию решений.

      Разносторонность (имеются в виду социально-эмоциональные качества). Хороший управляющий должен быть выдержанным в отношениях с подчиненными как в критических ситуациях, так и в повседневной деятельности. Он должен уметь разрешать конфликтные ситуации с максимальной осторожностью и объективностью, тщательно взвешивая свои возможности, а также возможности других.

      Искусство межличностных отношений — это не что иное, как способность устанавливать правильные отношения с подчиненными и начальством. Отношения с подчиненными включают руководящую и наставническую роль, надлежащее использование авторитета и власти; отношения с начальством — способность к общению и убеждению.

      От  ошибок в работе не застрахован никто, но настоящие профессионалы вырабатывают в себе способность сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных.

      До  недавнего времени считалось, что  перечисленными личностными качествами люди обладают либо от природы, либо приобретают их в процессе многолетней работы, методом проб и ошибок. Однако достижения социологии, психологии и других наук позволяют поставить на научную основу изучение природы человеческих отношений и искусства управления людьми, не полагаться только на собственный опыт.

      Сегодня на практическую деятельность управляющего влияют постоянно меняющиеся характеристики внешней среды, современные тенденции мировой экономики.

      Глобальная  ориентация — поскольку предприятия производят продукцию в одной стране, а реализует нередко и в других, рамки мирового хозяйства как бы сужаются.

      Развитие телекоммуникацийкрупнейшие организации и отдельные лица соединены во всемирную компьютерную сеть, осуществляются передача данных, получение информации посредством спутниковой связи и волоконной оптики.

Информация о работе Кадры управления и требования к ним предьявляемые