Кадры предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Основными аспектами влияния человеческого фактора на повышение эффективности работы предприятия являются :
отбор и продвижение кадров,
подготовка кадров и их непрерывное обучение,
стабильность и гибкость состава работников,
-совершенствование материальной и моральной оценки труда работников.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Кадры предприятия.
1.1. Состав кадров предприятия…………………………………..5
1.2. Управление кадрами…………………………………………..9
Кадровая политика в организации.
2.1. Понятие кадровой политики……………………………..….11
Критерии оценки кадровой политики……………………..16
Совершенствование кадровой политики………………….17
Планирование в организации.
3.1. Содержание кадрового планирования……………………..20
3.2. Текущие планы по работе с персоналом…………….…….22
3.3. Нормирование и учет численности персонала……………23
3.4. Повышение качества трудовой жизни…………………….24
3.5. Совершенствование организации труда…………………..25
3.6. Определение потребности в персонале …………………...26
3.7. Планирование карьеры……………………………………..28
Заключение……………………………………………………….…..30
Список использованной литературы………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Работу с кадрами на предприятии  осуществляют все линейные руководители, а также некоторые функциональные отделы, службы и отдельные специалисты и менеджеры:

–  отдел кадров;

–  отдел труда  и заработной платы;

–  отдел технического обучения;

–  отдел управления персоналом;

  –  лаборатории НОТ;

–  управляющие (директора, менеджеры) кадрами.

Расстановка рабочих и распространение  среди них обязанностей основаны на сложившейся системе разделения труда.

Наибольшее распространение получили следующие формы распределения труда:

– технологическая -  по видам работ, профессиям и специальностям;

– кооперационная – по отдельным видам операций технологического процесса;

    При подборе  кадров важное значение имеет  трудовой договор или контракт. Это непосредственное соглашение между  предпринимателем  и человеком, поступающим на работу, конкретная система найма, которая находит все большее применение в отечественной практике. В трудовом договоре оговариваются:

– трудовая функция;

– место работы;

–  должностные обязанности;

 – квалификация;

– специальность;

– название должности;

– размер заработной платы;

– время начала работы.

По срокам трудовые договоры различаются:

– не более 3-х лет;

– на время выполнения определенной работы;

– на неопределенный срок.

Кадровая политика и цели предприятия в области трудовых ресурсов должны соответствовать общим целям фирмы. Мероприятия по их реализации включают и меры по увеличению производительности труда и высвобождению рабочей силы.

Для обеспечения роста  производительности труда на предстоящий период необходимо определить эффективность всех мероприятий по сокращению трудовых затрат связано с уменьшением трудоемкости производимой продукции или работ. Расчет эффективности мероприятий можно непосредственно выразить в нормо-часах, а эффективность отдельных мероприятий – в сокращении численности персонала.

 

 

 

2. Кадровая политика в организации.

2.1.Понятие кадровой политики.

 

Реализация целей и задач  управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика – это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.

Главным объектом кадровой политики предприятия является – персонал (кадры). Персоналом предприятия называется основной (штатный) состав его работников. Кадры — это главный и решающий фактор производства, первая производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства.

Целевая задача кадровой политики может  быть решена по-разному, и выбор альтернативных вариантов достаточно широк:

– увольнять работников или сохранять; если сохранять, то каким путем лучше:

а) переводить на сокращенные  формы занятости;

б) использовать на несвойственных работах, на других объектах;

в) направлять на длительную переподготовку и т.п.

– подготавливать работников самим  или искать тех, кто уже имеет  необходимую подготовку;

–  набирать со стороны или переучивать работников, подлежащих высвобождению с предприятия;

– набирать дополнительно рабочих  или обойтись имеющейся численностью при условии более рационального  ее использования и т.п.

 При выборе кадровой политики  учитываются факторы, свойственные  внешней и внутренней среде  предприятия, такие как:

–  требования производства, стратегия развития предприятия;

– финансовые возможности предприятия, определяемый им допустимый уровень издержек на управление персоналом;

– количественные и качественные характеристики имеющегося персонала  и направленность их изменения в перспективе и др.;

ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики предложения  труда по профессиям предприятия, условия  предложения);

– спрос на рабочую  силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень заработной платы;

влиятельность профсоюзов, жесткость  в отстаивании интересов работников;

– требования трудового законодательства, принятая культура работы с  наемным     персоналом и др.

Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:

  1. Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое     обеспечение реализации этой стратегии.
  2. Кадровая политика должно быть достаточно гибкой. Это значит, что она            должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой – динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированны на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия.
  3. Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т.е. исходить из его реальных финансовых возможностей.
  4. Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.

Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.

 В реализации кадровой политики возможны альтернативы. Она может быть быстрой, решительной (в чем-то на первых порах, возможно, и не очень гуманной по отношению к работникам), основанной на формальном подходе, приоритете производственных интересов, либо, наоборот, основанной на учете того, как ее реализация скажется на трудовом коллективе, к каким социальным издержкам для него это может привести.

Содержание  кадровой политики не ограничивается наймом на работу, а касается принципиальных позиций предприятия в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации. В то время как кадровая политика связана с выбором целевых задач, рассчитанных на дальнюю перспективу, текущая кадровая работа ориентирована на оперативное решение кадровых вопросов. Между ними должна быть, естественно, взаимосвязь, которая бывает обычно между стратегией и тактикой достижения поставленной цели.

Кадровая политика носит  и общий характер, когда касается кадров предприятия в целом, и частный, избирательный, когда ориентируется на решение специфических задач (в пределах отдельных структурных подразделений, функциональных или профессиональных групп работников, категорий персонала).

Кадровая политика формирует:

– Требования к рабочей  силе на стадии ее найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т.п.);

– Отношение к “капиталовложениям”  в рабочую силу, к целенаправленному воздействию на развитие тех или иных сторон занятой рабочей силы;

–  Отношение к стабилизации коллектива (всего или определенной его части);

–  Отношение к характеру  подготовки новых рабочих на предприятии, ее глубине и широте, а также к переподготовке кадров;

–  Отношение к внутрифирменному движению кадров и т.п.

Кадровая политика должна увеличивать  возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем.

Свойства кадровой политики:

  1. Связь со стратегией;
  2. Ориентация на долговременное планирование;
  3. Значимость роли кадров;
  4. Круг взаимосвязанных функций и процедур по работе с кадрами.

Кадровая политика является составной  частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизво-дительную рабочую силу.

Кадровая  политика должна создавать не только благоприятные условия труда, но обеспечивать возможность продвижения  по службе и необходимую степень  уверенности в завтрашнем дне. Поэтому, основной задачей кадровой политики предприятия является обеспечение в повседневной кадровой работе учета интересов всех категорий работников и социальных групп трудового коллектива.

Управление  кадрами в рамках предприятия  имеет стратегический и оперативный аспекты. Организация управления персоналом вырабатывается на основе концепции развития предприятия, состоящей из трех частей:

–  производственный;

–  финансово- экономический;

–  социальный (кадровая политика).

Кадровая политика определяет цели, связанные с отношением предприятия к внешнему окружению (рынок труда, взаимоотношения с государственными органами), а также цели, связанные с отношением предприятия к своему персоналу. Кадровая политика осуществляется стратегическими и оперативными системами управления. Задачи кадровой стратегии включают:

– поднятие престижа предприятия;

– исследование атмосферы внутри предприятия;

анализ перспективы  развития потенциалов рабочей силы;

–  анализ перспективы развития потенциалов  рабочей силы;

–  обобщение  и предупреждение причин увольнения с работы.

   Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы.

  Кадровая  политика должна увеличивать  возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем.

Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.

В образовании, как в специфической  отрасли народного хозяйства, кадры, играют важнейшую роль. “Кадры решают все”, но кадры могут стать и главной причиной неудач. В управлении преподавательским персоналом вуза выделяют четыре ключевые проблемы. Это возрастная, квалификационная и должностная структуры и оплата труда. Каждая из этих проблем требует контроля со стороны администрации и выработки принципов решения, перспективного и текущего управления.

   От состояния преподавательских  кадров вуза зависит эффективность  учебного процесса, престижность и перспективность вуза. Возрастной состав персонала определяет преемственность знаний в научно-педагогической школе, активность освоения новых областей знаний. Следует иметь ввиду, что возраст преподавателей не должен и не может быть целью в кадровой политике. Боле того, преподавательский и исследовательский опыт работника вуза появляется через 10-15 лет работы и сохранение наиболее выдающихся профессоров и доцентов является залогом высокого научно-педагогического престижа. Однако любая кафедра, факультет и вуз в целом должны планировать внутренний процесс самовоспроизводства кадров и предпринимать необходимые меры для выращивания и привлечения наиболее квалифицированных специалистов.

Как правило, основные принципы кадровой политики вырабатываются Ученым советом и администрацией вуза, но реально подбор персонала осуществляет каждая кафедра независимо.

 

2.2. Критерии оценки кадровой политики .

    Для полного анализа кадровой политики любого предприятия необходимо выделить критерии оценки.

  1. Количественный и качественный состав персонала;
  2. Уровень текучести кадров;
  3. Гибкость проводимой политики;
  4. Степень учета интересов работника / производства и т.д.

Количественный состав организации для удобства анализа обычно подразделяется на три категории: руководствующий, менеджерское звено и обслуживающий, на мужчин и женщин, пенсионеров и лиц не достигших 18-летнего возраста, работающий и находящийся в отпусках (напр. по уходу за ребенком, без содержания и пр.), а также на работающий в центральном отделении или филиалах и т.п. Качественный состав в свою очередь организации обычно подразделяется на сотрудников с высшем, средним специальным, средним и пр. образованием, а также включает в себя опыт работы, повышение квалификации сотрудниками и пр. факторы.

Уровень текучести кадров – один из самых показательных критериев кадровой политики предприятия.

Конечно, текучесть кадров можно  рассматривать и как положительное  явление, и как отрицательное. Во-первых, расширяются возможности работника, и увеличивается его способность к адаптации. Во-вторых, коллектив предприятия «освежается», происходит приток новых людей, а, следовательно, новых идей.

Гибкость кадровой политики оценивается  исходя из ее характеристик: стабильности или динамичности. Кадровая политика должна динамично перестраиваться под воздействием меняющихся условий и обстоятельств.

Степень учета интересов работника  рассматривается в сравнении  со степенью учета интересов производства. Исследуется наличие или отсутствие индивидуального подхода к работникам предприятия.

 

2.3.Совершенствование кадровой политики.

Для улучшения кадровой политики обычно проводятся следующие мероприятия.

Усиливается системность в подборе кадров и охватывается этой работой весь спектр: от найма до ухода сотрудника. Улучшается процедура выдвижения: информация о вакансиях, кандидатах, ответственность рекомендующих регламентация права выдвигать кандидатов, процедуры обсуждения, назначения и введения в должность. Если брать каждый из этих моментов порознь, то они кажутся не очень существенными. Но в совокупности они позволяют поднять на новую ступень всю работу по подбору кадров.

Информация о работе Кадры предприятия