Кадровый контроллинг: содержание, основные функции, цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:30, реферат

Описание работы

Контроллинг это система управления достижением конечных целей фирмы. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных.
Контроллинг это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.
Системный подход в контроллинге позволяет эффективно управлять локальными и глобальными стратегиями. Сегодня современное планирование, а особенно стратегическое планирование невозможно без современных методов оперативного и стратегического контроллинга.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
1. Роль и сущность контроллинга в процессе планирования на предприятии.............................................................................................................5
1.1. Контроллинг: понятие, цели и задачи.....................................................5
1.2. Концепции системы контроллинга и инструментарий.........................6
2. Оперативный и стратегический контроллинга в процессе планирования на предприятии.............................................................................11
2.1. Стратегический контроллинг................................................................11
2.2. Оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии...........................................................................................................20
3. Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии.............................................................................22
Заключение.....................................................................................................28
Список литературы........................................................................................29
Приложение 1.................................................................................................31
Приложение 2.................................................................................................32

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ Контроллинг.doc

— 620.50 Кб (Скачать)

    Содержание. 

    Введение...........................................................................................................3

    1. Роль и сущность контроллинга  в процессе планирования на  предприятии.............................................................................................................5

    1.1. Контроллинг: понятие, цели и задачи.....................................................5

    1.2. Концепции системы контроллинга и инструментарий.........................6

    2. Оперативный и стратегический контроллинга в процессе планирования на предприятии.............................................................................11

    2.1. Стратегический контроллинг................................................................11

    2.2. Оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии...........................................................................................................20

    3. Взаимосвязь стратегического и  оперативного контроллинга в  процессе планирования на предприятии.............................................................................22

    Заключение.....................................................................................................28

    Список  литературы........................................................................................29

    Приложение  1.................................................................................................31

    Приложение 2.................................................................................................32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

    Актуальность  темы. Контроллинг  это система  управления достижением конечных целей  фирмы. Тот, кто впервые слышит слово  “контроллинг”, обычно связывает его  с понятием контроля. Однако, это  нечто отличное и даже несколько  противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных.

    Контроллинг  это управление будущим для обеспечения  длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.

    Системный подход в контроллинге позволяет  эффективно управлять локальными и  глобальными стратегиями. Сегодня  современное планирование, а особенно стратегическое планирование невозможно без современных методов оперативного и стратегического контроллинга.

    Интенсивное проникновение контроллинга осуществляется и в такие сферы, как инновационный  менеджмент, управление ассортиментной политикой, жизненным циклом продукции, ценообразованием и эффективностью производства.

    В последние годы контроллинг является неотъемлемой частью системы долгосрочного планирования. Контроллинг управляет, контролирует и корректирует оперативными и стратегическими аспектами в планировании. Контроллинг формирует и управляет системой учета и внутренней отчетности.

    В ближайшее время и в России контроллинг должен занять достойное  место в системе управления предприятием. Этому реально должна содействовать  необходимость введения системы  антикризисного управления на многих предприятиях. Антикризисная программа  ориентирована на реформирование организации. Стратегия реформирования, антикризисного управления предполагает внедрение в реформируемых организациях долгосрочного внутреннего планирования. Опыт зарубежных фирм доказывает стратегическую связь долгосрочного планирования с системой контроллинга.

    Важную  роль контроллинг должен сыграть  в развивающихся инновационных  процессах. Процессы создания и внедрения  новой продукции уже сегодня  эффективно контролируются и управляются  службами контроллинга за рубежом. Освоение технологии контроллинга позволит резко повысить эффективность и ускорить НТП.

    Уже сегодня можно говорить о важнейшей  роли контроллинга в инвестиционных процессах.

    Контроллинг тесно связан с бухгалтерским  учетом, финансовым анализом, финансовым менеджментом, стратегическим и бизнеспланированием, стратегическим, инновационным и инвестиционным менеджментом. Контроллинг сегодня необходим для специалистов по стратегическому планированию, стратегическому менеджменту, антикризисному управлению, бухгалтерскому учету, маркетингу.

    Цель  работы – рассмотреть контроллинг  как инструмент процесса планирования на предприятии.

    Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. раскрыть значение и сущность контроллинга в планировании деятельности предприятия;

    2. рассмотреть контроллинг в стратегическом и оперативном планировании предприятия;

    3. в заключении подвести итоги.

    Курсовая  работа состоит из введения, основной части (3х глав), заключения и списка литературы. 

    1. Роль и сущность  контроллинга в  процессе планирования на предприятии. 

    Для России понятие “контроллинг” достаточно новое и по многим параметрам непонятное. Не случайно появление контроллинга в 90х годах встречено в России и странах СНГ достаточно настороженно. Многие российские экономисты поспешно ставили знак равенства между контроллингом и контролем. Именно по этой причине часто можно было слышать заявления, о том, что “западный термин контроллинг” не привносит ничего нового для экономической мысли в России. Другая часть противников контроллинга, напротив, считает, что методы контроллинга не могут найти применения в России из-за различий в системах учета.

     

    1.1. Контроллинг: понятие, цели и задачи. 

    При неоднозначности понимания контроллинга целесообразно разобраться в  первичных основах контроллинга как системы. Начнем с самого понятия термина “контроллинг”.

    Данный  термин рожден от английского глагола  “to control”. На практике этот глагол имеет  несколько значений, в том числе  в экономическом аспекте означает “управление” и “наблюдение”. Исходя из этого можно сделать вывод, что контроллинг призван решать комплекс задач, связанных с наблюдением, планированием и управлением.

    Контроллинг выполняет важнейшую функцию  поддержки системы менеджмента  и занимается:

    • планированием и постановкой  цели (глобальных и локальных стратегий);

    • сбором, анализом внутренней и внешней  информации;

    • целенаправленным управлением, координацией и контролем.

    Целью контроллинга является реализация глобальных и локальных целей (стратегий) предприятия. При этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Из вышесказанного можно сделать вывод, что цель контроллинга  производная от целей самого предприятия.

    Основные  задачи контроллинга можно сгруппировать  следующим образом:

    • информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования;

    • регулирование и контроль за производственными  и финансовыми аспектами деятельности предприятия;

    • выполнение функции интеграции, системной  организации и координации;

    • планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);

    • контроль (сравнение заданных и фактических  показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков);

    • управление (проведение мероприятий  по подготовке, корректировке стратегий и задач). 

    1.2. Концепции системы контроллинга и инструментарий. 

    В настоящее время в экономической  литературе выделяют две основные концепции: американскую и немецкую.

    По  немецкой концепции центральные  задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего  учета во всех формах:

    - документальной;

    - плановой;

    - контрольной.

    В отличии от немецкой, американская концепция включает в себя еще  и задачи внешнего учета, анализа  и оценки.

    Таким образом, основное отличие американской концепции от немецкой заключается  рассмотрением в первой проблем  внешнего учета, анализа внешней среды. В тоже время следует заметить, что в немецкой концепции более детально разработаны методики внутреннего учета, планирования, контроля.

    По  мнению Д. Хана (Германия), современная  цель контроллинга может находиться в плоскости оптимизации результата с учетом гарантии ликвидности. В этой же концепции в качестве главной выделяется задача реализации функций информационного обеспечения, ориентированных на результат планирования, регулирования и мониторинга событий на предприятии во взаимосвязи с функциями интегрирования, организации и координирования на базе системы показателей производственного и финансового учета.

    Д. Хан выделяет также и специальные задачи контроллинга:

    1. Пользовательские задачи:

    • планирование и контроль на предприятии (плановоконтрольные расчеты

    • планирование и контроль целей;

    • стратегические планирование и контроль;

    • оперативные планирование и контроль;

    • координация всех частных планов;

    • учет и отчетность;

    • информация:

    • формирование внутренней отчетности для различных групп заинтересованных пользователей;

    2. Организационные задачи:

    • принятие решений;

    • участие в принятии решений.

    В соответствии с вышеперечисленным  Д. Хан предлагает следующую систему  разграничения задач контроллинга:

    

 

    Рисунок 1.  Разграничение задач контроллинга (по Д. Хану). 

    Приведенная на Рис. 1. система разграничения задач контроллинга может быть адаптирована и к американской концепции, и к российской. Различия могут быть только в содержании или раскрытии приведенных задач. С учетом последних достижений в науке для России можно рекомендовать следующую классификацию задач контроллинга:

    Классификация задач контроллинга:

    1. Генеральное целевое планирование:

    • анализ и контроль внутренней и внешней  среды;

    • выработка альтернативных локальных целей и стратегий;

    • многовариантное планирование;

    • система показателей системы  планирования и контроллинга.

    2. Оперативное планирование:

    • планирование и контроль программы;

    • имитационное моделирование;

    • реинжиниринг бизнеса.

    3. Стратегическое планирование:

    • портфельные матрицы;

    • инвестиционные планы и проекты;

    • инновационные планы;

Информация о работе Кадровый контроллинг: содержание, основные функции, цели и задачи