Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 18:03, реферат
Кадровая политика — это общий курс и основные направления работы по подготовке кадров (персонала) с учетом состояния и перспектив развития предприятия, рынка и общества, на основе данных о количественных и качественных потребностях в сфере кадров в условиях изменений в науке, технике, технологии и экономике. Она распространяется на управление персоналом в организации и опирается на подходы, используемые при подборе, расстановке, воспитании, приеме, увольнении, перемещении и обучении кадров, стимулировании, улучшении условий и охраны труда, регулировании групповых и личностных взаимоотношений, развитии социальной инфраструктуры, стратегическом планировании и разработке стратегии управления персоналом, решении правовых вопросов трудовых отношений и др.
Поиск источников потерь должен базироваться на знаниях и опыте работников и по возможности расширяться. Например, громадным источником повышения эффективности остается как сокращение оборотного цикла и запасов исходных материалов и сырья, так и незавершенного производства и готовых изделий.
Организационная система перераспределения предпринимательских рисков может предусматривать создание: 1) центров затрат и прибыли и 2) хозрасчетных звеньев, бригад, участков и цехов, которые несут ответственность за результаты своей деятельности, в том числе за объемы и сроки выполнения работ, безопасность труда, коммерческую тайну, брак, сверхнормативные расходы ресурсов и т. д., одновременно получая часть дополнительного дохода, возникающего при повышении эффективности использования ресурсов и производительности труда. Важность использования таких внутренних структур особенно возрастает в двух случаях: 1) на конечных стадиях производ- ственного процесса, так как стоимость незавершенного производства возрастает от начала к концу производственного цикла; 2) на операциях и технологических установках, где труд работника в большой мере определяет качество и количество продукции, а любое нарушение технологии существенно снижает доход и прибыль предприятия. Ответственность может быть экономической и административной, но не обязательно использовать штрафы. Если предприятие теряет прибыль, то это сказывается на доходах многих работников, поэтому действенным становится социально-психологическое воздействие на виновных (просто люди должны знать, кто фактически лишил их части дохода, например, премии). Кроме того, положительные и отрицательные результаты хозрасчетных структурных элементов желательно персонифицировать, отождествлять с конкретными работниками и использовать в карьерном планировании. Целесообразны и диагностика ошибок, недостатков и их исправление. Мы обычно используем классификацию ошибок и недостатков на: 1) исправимые и неисправимые, 2) зависящие от работника и администрации, 3) организации, управления, технико-технологического и ресурсного обеспечения.
Идея использования хозрасчетных структурных элементов не нова, но в новых условиях она наталкивается на противодействие со стороны руководителей. Возвращаясь к проблеме совершенствования социально-трудовых отношений, следует повторить, что если администрация готова допустить работников к управлению, то следует снижать разрыв между заработками руководителя (первых лиц) и наемными сотрудниками или объяснять, доказывать, обосновывать оправданность существующей разницы в доходах конкретных лиц.
Многие наемные работники отвергают мысль о своей полной управляемости. Они считают себя важными субъектами и объектами управления. Им необходимо верить, что предприятие может получить доход и прибыль только, если работник действует определенным образом, например, строго соблюдает технологию, и может не получить их, если действия будут изменены. Хотя такое мышление можно считать агрессивным, но работники правы. От труда каждого в определенной мере зависит общий успех. Поэтому, создавая новые социально-трудовые отношения, используя СИЛ и перераспределяя права и ответственность, менеджеры потенциально экономят на разнообразных видах контроля (тотальный контроль дорог, к примеру, практически, неосуществим).
Сказывается влияние общественной культуры на СИЛ. Если в обществе поддерживается стремление граждан к повышению образовательного и профессионального уровня, то на предприятии легче реализовать СЙЛ. В этом велика роль государства. Напомним, что культура правящей КПСС была тесно связана с идеей глобального лидерства: лучшие балет, оружие, наука; первый в мире спутник, космонавт и т. д. К сожалению, сегодня эта культура и идея утрачены и спон танно заменены идеей плохого прошлого, плохой экономики, плохих товаров, плохой науки, плохого правительства. Это создаетзначитель-ные психологические барьеры на пути к лидерству, ухудшает ситуацию в сфере образования и профессиональной подготовки, способствует утрате мастерства и интеллектуального потенциала любого предприятия. Предприятие и страна не могут жить и развиваться без идеи лидерства и чувства собственного достоинства. В противном случае следует ожидать постепенной утраты конкурентных позиций и уровня жизни. Любая передовая страна (США, Франция, Англия, Германия, Япония и др.) проповедуют идеи лидерства и национального превосходства. С одной стороны, это помогает достигать высоких экономических рубежей, но, с другой стороны, необоснованная уверенность в собственном превосходстве способствует самоуспокоению и потере лидерства.
СИЛ не противоречит культурным традициям русского народа, для которого характерны стремление к знаниям и поддержка соперничества и лидерства, однако ее отличают некоторые своеобразные черты: 1) привычка приуменьшать значение собственных достижений («нет пророка в своем отечестве»), лояльное отношение к зарубежным достижениям и использованию чужого опыта, подчас в ущерб собственным (российским) достижениям; 2) исторически сложившееся стремление к общине, к какой-либо общности помогает организовать работу командой и способствует командному лидерству, но индивидуализм недостаточно развит, что является основной отличительной чертой культуры США. Россия на шкале индивидуализма — коллективизма поведения, видимо, находится между США и Японией.
Логическим продолжением стратегических ориентиров организации является организационная культура, которая включает в себя всю систему социально-трудовых отношений. Эта система социально-трудовых отношений содержит: социализированную стратегическую цель фирмы; эталоны поведения персонала; структурные характеристики персонала (образовательные, этнические, национальные, демографические); способы ведения хозяйства; характер, содержание, условия труда и методы его организации; систему стимулов; систему обучения персонала и др.
Культура организации — это сложная композиция важных предположений, часто не поддающихся формулированию, бездоказательно принимаемых и разделяемых членами коллектива. Она проявляется в отношениях между людьми, включает философию и идеологию управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений внутри организации и за ее пределами. Предположения связаны с видением окружающей индивида среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т.д.). Ценности (или ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид, разграничивают его поведение на допустимое и недопустимое, помогают в выборе действий в конкретной ситуации. Символика, истории, традиции, легенды и мифы организации являются частью организационной культуры и позволяют передавать ценностные ориентации членам организации, подчеркивая исключительность фирмы.
В целом организационную культуру можно определить как набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающихлюдям ориентиры их поведения и действий, передаваемых через «символические» средства духовного и материального внутри-организационного окружения.
*Э. Шайн предложил рассматривать организационную культуру по трем уровням: 1) символический уровень включает такие видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т. п., или все то, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств человека (видеть, слышать, ощущать вкус и запах, осязать). На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры; 2) подповерхностный уровень содержит ценности и верования, разделяемые членами организации, отраженные в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей; 3) глубинный уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, культуру.
Различают субъективную и объективную организационную культуру.
3
Субыктивная организационная культура
исходит из разделяемых работниками образцов
предположений, веры и ожиданий, группового
восприятия организационного окружения
с его ценностями, нормами и ролями, существующими
вне личности, включая ряд элементов «символики»
(герои организации, мифы, истории об организации
и ее лидерах, организационные табу, обряды
и ритуалы, восприятие языка общения и
лозунгов). Она служит основой формирования
стилей руководства и решения руководителями
проблем, их поведения в целом.
Объективная организационная культура
— физическое окружение людей в организации:
само здание и его дизайн, место расположения,
оборудование и мебель, цвета и объем пространства,
удобства, кафетерий,
комнаты приема, стоянки отражают ценности,
которых придерживается данная организация.
Ф. Харрис и Р. Моран (1991) предлагают рассматривать конкретную организационную культуру на основе десяти характеристик1: 1) осознание себя и своегоместа в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляются через сотрудничество, а в других — через индивидуальность); 2) коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуникации разнятся от группы к группе, от организации к организации; жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций); 3) внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т. п. подтверждают наличие множества микрокультур); 4) что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников, включая наличие или отсутствие таковыхмест на предприятии: люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация питания; периодичность и продолжительность питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т. п.); 5) осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников; соблюдение временного распорядка и поощрение за это; монохроническое или полихроническое использование времени); 6) взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т. п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов); 7) ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения) — что люди ценят в своей организационной жизни (свое положение, титулы или саму работу и т. п.) и как эти ценности сохраняются; 8) вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, справедливость и т. п.; отношение к коллегам, клиентам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии и т. п.; влияние религии и морали; 9) процесс развития работника и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; полагаются на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание или отказ от примата логики в рассуждениях и действиях; абстракция и концептуализация в мышлении или заучивание; подходы к объяснению причин); 10) трудовая этика и мо тивирование (отношение к работе и ответственность по работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; привычки по работе; оценка работы и вознаграждение; отношения «человек-машина»; индивидуальная или групповая работа; продвижение по работе).
Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения и формирует определенные образцы поведения.
В одной организации может быть много «локальных» оргкультур. При этом имеется в виду одна преобладающая во всей организации культура и культура ее частей (уровней; подразделений; профессиональных, региональных, национальных, возрастных, половых и дру-гихгрупп). Эти различные субкультуры могут сосуществовать под крышей одной общей культуры. Одна или несколько субкультур в организации могут по своей природе находиться в одном и том же измерении, что и доминирующая в организации культура, или создавать как бы второе измерение в ней.
Подобно тому, что имеет место в обществе, в организации может существовать третий тип субкультур, которые достаточно упорно отвергают культуру организации, рождая контркультуру: а) прямую оппозицию ценностям доминирующей организационной культуры; б) оппозицию структуре власти в рамках доминирующей культуры организации; в) оппозицию к образцам отношений и взаимодействия, поддерживаемых доминирующей культурой). Организационные контркультуры являются признаком неудовлетворенных потребностей или ожиданий работников и малых групп, стресса или кризиса.
Формирование организационной культуры включает: решение проблемы внешней адаптации, выживания организации и вместе с тем создание у работников уверенности в будущем и веры в организацию; определение миссии организации и ее главных задач, выбор стратегии во исполнение этой миссии; установление общих и специфических целей, достижение согласия по целям; выбор средств, методов достижения целей и достижение согласия по используемым методам, в том числе по организационной структуре, системам стимулирования и подчиненности; установление критериев измерения и контроля достигнутых индивидом и группами результатов; создание информационной системы; выработка методов коррекции действий работников и малых групп, не выполнивших задания; формирование системы внутренней интеграции, методов коммуникации, используемого языка и концепций общения, критериев членства в организации и ее группах, установление правил по приобретению, поддержанию и потере власти; определение и распределение статусов в организации; установление правил об уровне и характере социальных, межличностных отношений в организации между полами, возрастами и т. п.; определение допустимого уровня открытости на работе; определение желательного инежелательного поведения, форм поощрения или наказания; выработка идеологических установок и отношения к религии.