Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 18:03, реферат
Кадровая политика — это общий курс и основные направления работы по подготовке кадров (персонала) с учетом состояния и перспектив развития предприятия, рынка и общества, на основе данных о количественных и качественных потребностях в сфере кадров в условиях изменений в науке, технике, технологии и экономике. Она распространяется на управление персоналом в организации и опирается на подходы, используемые при подборе, расстановке, воспитании, приеме, увольнении, перемещении и обучении кадров, стимулировании, улучшении условий и охраны труда, регулировании групповых и личностных взаимоотношений, развитии социальной инфраструктуры, стратегическом планировании и разработке стратегии управления персоналом, решении правовых вопросов трудовых отношений и др.
КАДРОВАЯ
ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ
Кадровая политика — это общий курс и основные направления работы по подготовке кадров (персонала) с учетом состояния и перспектив развития предприятия, рынка и общества, на основе данных о количественных и качественных потребностях в сфере кадров в условиях изменений в науке, технике, технологии и экономике. Она распространяется на управление персоналом в организации и опирается на подходы, используемые при подборе, расстановке, воспитании, приеме, увольнении, перемещении и обучении кадров, стимулировании, улучшении условий и охраны труда, регулировании групповых и личностных взаимоотношений, развитии социальной инфраструктуры, стратегическом планировании и разработке стратегии управления персоналом, решении правовых вопросов трудовых отношений и др.
Основная задача кадровой политики — обеспечение организации персоналом и целенаправленное его использование. Формирование и реализация кадровой политики — это специфическая деятельность по управлению персоналом, направленная на эффективное использование кадров в рыночных условиях в настоящее время и на длительную перспективу1.
Для того чтобы сформировать кадровую политику организации, необходимо иметь информацию о стратегии организации и ее производственной политике, а также ясное представление о перспективах развития организации, рынка и конъюнктуры; знать основные направления развития теории и методологии управления персоналом, организации производства и труда; разработать и регулярно использовать систему научно обоснованного изучения способностей и склонностей работников, их профессионального и должностного роста и продвижения в соответствии с деловыми и личностными качествами, а также вкладом в достижение целей организации; внедрить целевую подготовку кадров; обеспечить деятельность кадровых служб по стабилизации трудового коллектива, повышению его трудовой и социальной активности, росту кадрового потенциала и развитию работников; использовать прогрессивные, научно обоснованные и соответствующие ситуации стили руководства и методы управления персоналом, экономические, социальные и нравственно-психологические стимулы управления трудом и повышения активности персонала; способствовать развитию систем участия работников в управлении организацией и связи с общественностью; знать и выполнять Трудовой и Гражданский кодексы, методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся работы с персоналом и кадрового делопроизводства; использовать передовой отечественный и зарубежный опыт работы с персоналом; обеспечить связь между стратегией предприятия, долгосрочным, среднесрочным, текущим и оперативным планированием персонала и его работы, своевременно изменяя численность и структуру кадров; иметь источники финансирования.
Содержание кадровой политики представляется в форме документа, утвержденного руководством организации и содержащего: цель кадровой политики (обеспечение организации персоналом, соответствующим ее стратегическим планам, и целенаправленное, эффективное его использование); миссию кадровых служб1 и концепцию кадровой политики2; принципы кадровой политики3; подходы (сформулирован-
Миссия — кратко сформулированное отношение и требования к персоналу как результат работы кадровых служб, обеспечивающих организацию наемными работниками. Например, такая миссия может быть сформулирована так: производительность, квалифицированность, активность, изобретательность, предприимчивость, усердие и работоспособность, мобильность, лояльность по отношению к организации, ее целям и задачам, но конструктивная критика в отношении руководства и способа производства как основа совершенствования организации, ее выживания и развития.
2 Концепция представляет краткое описание и научное обоснование: взглядов на развитие персонала; целей, задач и факторов развития; взаимной ответственности организации (руководства) и персонала, а также перед потребителями, партнерами и обществом; способов удовлетворения ожиданий работников в отношении вознаграждения за труд, социального обеспечения и культуры организации; основных методов управления и позиций по ведению кадровой работы и политики. Концепция согласуется с принципами и направлениями кадровой политики организации.
3 Принципы кадровой политики — постоянное и всестороннее развитие кадров, соответствующее потребностям организации; эффективное использова- ные правила работы с персоналом, применяющиеся в отношении отдельных функций, видов деятельности, кадровых технологий и направлений кадровой работы); направления кадровой политики; направления совершенствования кадровой политики, т. е. те направлениям, которые не отличаются высокой эффективностью, поэтому работу по этим направления следует изменить, улучшить, используя современные методы, методики и технологии.
Для предприятия особенно важны направления: развитие персонала; подготовка руководящих кадров (менеджеров); сотрудничество с работниками и профсоюзами.
Кадровая
политика реализуется через стратегию
управления персоналом и стратегическое
планирование. Вместе с тем она является
частью стратегии организации, поэтому
выступает как система работы с персоналом,
объединяющая различные формы деятельности
и имеющая целью создание сплоченного,
ответственного и высокопроизводительного
коллектива для реализации возможностей
предприятия адекватного реагирования
на изменение внешней и внутренней среды.
Кадровая политика формирует общие ориентиры
организации для действий и принятия решений
по отношению к персоналу, которые облегчают
достижение целей. Это наиболее обобщенная
форма
управление
персонала; развитие и эффективное использование
управленческих и руководящих кадров;
научно обоснованное совершенствование
системы оплаты и стимулирования труда;
развитие системы социального обеспечения,
делающей организацию и отдельные должности
и профессии привлекательными для наемных
работников; составление и следование
коллективным договорам и тарифным соглашениям;
развитие вместе с профсоюзами системы
социального партнерства и ответственности;
развитие гласности и открытости информации
о персонале и его развитии. Принципы могут
быть сформулированы как краткие тезисы:
обеспечение организации персоналом и
целенаправленное его использование;
поддержка предпринимательства; вербовка
людей, подходящих по личным и деловым
качествам; использование работников
по их согласию и инициативе, но в соответствии
со знаниями, умениями и способностями;
вознаграждение за труд по конечному результату;
соответствующее современным требованиям
социальное обеспечение работников; управление
персоналом на основе взаимногодоверия,
уважения и сотрудничества, придерживаясь
норм трудовой морали; в процессе достижения
целей организации учет целей и интересов
работников и групп в управлении персоналом;
обеспечение систематического обучения,
повышение квалификации и аттестация
кадров; поддержка рациональной и стабильной
профессионально-
выражения интересов персонала предприятия, включающая взаимодействие всего комплекса условий, влияющих на его деятельность и развитие, т. е. финансовую и техническую политику, коммерческую, инновационную и другие виды деятельности организации.
Кадровая политика может рассматриваться как совокупность способов воздействия на персонал для достижения целей организации, позволяющих внести эффективный вклад в осуществление стратегии предприятия и привить персоналу социальную ответственность перед предприятием и обществом. Она является продолжением и внешним проявлением стратегии предприятия в области управления персоналом. Поэтому при формировании кадровой политики учитывают: соответствие кадровой политики государственной социально-экономической политике, правовым и общественным нормам; модель человека, представляющую его в единстве технологического, экономического, социального, организационного, демографического и других аспектов развития и как цели и средства этого развития; временной горизонт планирования; ориентацию на достижение максимально возможных показателей работы в сочетании с реализмом кадровой политики — сочетание в кадровой политике стратегических и текущих целей и средств их достижения; обеспечение демократизма, гласности и динамизма кадровой политики; сбалансированность в кадровой политике стимулов к карьере и ответственности работников.
Кадровая политика организации включает блоки (разделы): политика занятости — обеспечение высококвалифицированным персоналом и создание привлекательных условий труда и обеспечение его безопасности, а также возможностей для продвижения работников с целью повышения степени их удовлетворенности работой; политика обучения — формирование соответствующей базы обучения, чтобы работники могли повысить квалификационный уровень и тем самым получить возможность своего профессионального продвижения; политика оплаты труда — предоставление более высокой заработной платы, чем в других фирмах, в соответствии со способностями, опытом, ответственностью работника; политика благосостояния — обеспечение более широкого набора услуг и льгот, чем у других нанимателей; социальные условия должны быть привлекательны для работников и взаимовыгодны для них и фирмы; политика трудовых отношений — установление определенных процедур для разрешения трудовых конфликтов.
Каждая из составляющих требует эффективного механизма выполнения и охватывает направления деятельности в соответствующих сферах: занятости — анализ рабочих мест, методы найма, способы отбора, продвижение по службе, отпуска, увольнения и т. д.; обучения — проверка новых работников, практическое обучение, развитие; оплаты труда — оценка работ, льготные схемы, скользящие ставки, учет различий в жизненном уровне и т. д.; благосостояния — пенсии, пособия по болезни и нетрудоспособности, медицинские, транспортные услуги, жилье, питание, спорт и общественная деятельность, помощь в личных проблемах; трудовых взаимоотношений — меры по установлению лучшего стиля руководства, отношения с профсоюзами и т. д.
Средством реализации кадровой политики выступает стратегическое и тактическое управление персоналом.
Стратегическое планирование персонала осуществляется на основании стратегических целей организации, т. е. долгосрочных целей, к которым стремится организация. Такие цели имеют конкретное выражение в виде критериев достижения целей. Опираясь на численные значения критериев, осуществляется долгосрочное, планирование кадрового обеспечения стратегических планов организации. При этом следует создавать условия для решения будущих (прогнозируемых) проблем организации, ее стабильности и внутреннего единства, гармонизировать стратегические, среднесрочные и краткосрочные планы кадровой, производственно-сбытовой, инновационной и других видов деятельности организации (создать стройную, взаимодополняющую систему планов).
Стратегия управления — это система крупномасштабных, долгосрочных решений и намеченных главных направлений деятельности, последовательная реализация которых призвана достичь основных целей кадрового обеспечения стратегических целей организации. Стратегия строится на концепции соотношения в пространстве и во времени сил, средств, ключевых этапов достижения стратегических целей.
Стратегическое управление персоналом является естественным продолжением стратегического управления предприятием и имеет своей целью эффективное использование работников не только на данный момент времени, но и в перспективе. Стратегия в отношении персонала становится обеспечивающей стратегией фирмы, так как любые планируемые перемены ее деятельности должны своевременно обеспечиваться изменениями численности и структуры кадров, квалификации и навыков работников, структуры и методов управления и т. д.
Стратегические планы создаются на сроки 5 и более лет, поэтому обязательно затрагивают вопросы сменяемости кадров и роста работников. Иногда стратегические планы составляют в формате 5 + 1, т. е. ежегодно их корректируют и добавляют планы на последующий год.
Существование долгосрочных планов и возможности продвигаться по служебной лестнице стимулируют молодых работников к повышению производительности, способствуют сохранению и добросовестному выполнению долгосрочных трудовых соглашений.
Одновременно с изменением миссии организации, являющейся частью ее стратегии, возникает потребность корректировать многие методы и подходы к управлению персоналом на предприятии, нор мирования труда, организации труда, управления производительностью труда, систем оплаты труда, механизмов продвижения по служебной лестнице и т. д. При этом основой выбора стратегического направления в управлении персоналом является контроль эффективности проектных решений (общего стратегического решения и сопутствующих частных решений). Например, введение новой системы оплаты труда и вознаграждений может быть связано с реализацией стратегии минимизации издержек и дополняться задачами повышения качества и производительности труда.
На стратегию и кадровую политику фирмы оказывают давление рынок труда, особенно его динамика в планируемый период, а также политика государства в сфере труда и позиции профсоюзов.
Стратегическое управление организацией зависит от человеческого потенциала как основы организации и ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществление гибкого регулирования и своевременных нововведений, адекватных меняющемуся окружению, обеспечение конкурентных преимуществ на товарном рынке для достижения стратегических целей организации.