Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 00:05, контрольная работа
Актуальность совершенствования системы управления персоналом возникает во многих организациях и обусловлена развитием инфраструктуры рынка, изменением характера выполняемых работ и содержанием труда.
Главной целью данной работы является исследование системы управления персоналом, анализ и оценка ее эффективности.
Ставятся следующие задачи: рассмотреть систему управления персоналом, изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия, проанализировать существующую систему управления персоналом, дать оценку ее эффективности.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Кадровая политика как система управления персоналом………….……....4
2. Основные теоретические аспекты системы управления персоналом……..9
2.1 Персонал как объект управления.…………………………………….9
2.2 Система управления персоналом……………………………………11
2.3 Формирование системы управления персоналом……………….....14
3. Коллективный договор……………………………………………………..20
3.1 Сущность коллективного договора………………………………….21
3.2 Сфера заключения коллективных договоров……………………….22
3.3 Стороны коллективного договора…………………………………...25
Выводы………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы…………………....……………………….31
В случае отсутствия на предприятии профсоюза (профсоюзов), интересы наемных работников могут представлять избранные и уполномоченные ими представители.
Законодатель признает за коллективом наемных работников в лице его выборных органов безоговорочное право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора. Следует отметить, что, в отличие от иных представительских органов, которые должны быть уполномочены собранием наемных работников на ведение коллективных переговоров и заключения коллективного договора, профсоюзная организация предприятия, учреждения, организации получения от трудового коллектива такого специального полномочия не требует.
Таким образом, комментируемая статья преимущественное право на заключение коллективного договора предоставляет профсоюзам.
Если переговоры по заключению коллективного договора ведет профсоюзный орган, то работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочивать профсоюз представлять их интересы во время переговоров. Полномочия работников оформляются в письменной форме.
Второй стороной коллективного договора является собственник непосредственно или уполномоченный им орган (лицо).
Право того или иного должностного лица выступать при заключении коллективного договора в роли собственника или уполномоченного им органа определяется уставом предприятия, учреждения, организации.
Лица, представляющие собственника или уполномоченный им орган, не имеют права представлять работников.
По общему правилу, собственником при заключении коллективного договора выступает руководитель предприятия. В сфере государственной собственности руководитель имеет исключительное право выступать в качестве собственника при заключении коллективного договора, поскольку такое право за органами управления имуществом не признается (Декрет Кабинета Министров Украины «Об управлении имуществом, находящимся в общегосударственной собственности»). В сфере коммунальной собственности право определения органа, который уполномочен выступать при заключении коллективного договора как собственник, принадлежит руководителю предприятия, учреждения, организации, если только орган, уполномоченный управлять коммунальным имуществом, не взял эти функции на себя. Аналогичным образом решается и вопрос о субъекте коллективного договора на стороне собственника на предприятиях негосударственной формы собственности. При этом право того или иного должностного лица выступать при заключении коллективного договора в роли собственника или уполномоченного им органа должно определяться уставом.
Исходя из анализа законодательства о труде, можно сделать вывод, что под уполномоченным собственником органом понимается, как правило, должностное лицо.
При наличии на предприятии нескольких профсоюзов (профсоюзных организаций) или иных уполномоченных трудовым коллективом на представительство органов они должны сформировать общий представительный орган для ведения переговоров и заключения коллективного договора (ст. 4 Закона «О коллективных договорах и соглашениях»). Стороной коллективного договора при этом считаются все соответствующие профсоюзы (иные уполномоченные трудовым коллективом органы). Каждая из них должна при этом определиться относительно своих конкретных обязательств по коллективному договору. Профсоюз, который отказался от участия в представительном органе, лишается права представлять наемных работников при подписании коллективного договора (часть вторая ст. 37 Закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»).
В процессе применения Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» сложилась практика, согласно которой инициатором создания такого объединенного представительного органа может выступать любой профсоюз, независимо от численности членов профсоюза.
На национальном, отраслевом и региональном уровнях также предусмотрено заключение соглашений, в связи с чем для ведения коллективных переговоров и заключения соглашения и профсоюзы и собственники должны объединяться.
Для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения должны объединяться собственники, на предприятиях которых занято большинство наемных работников государства. С другой стороны коллективные переговоры ведут соответствующие объединенные профессиональные союзы.
На отраслевом уровне ведение коллективных переговоров и заключение соглашений могут осуществлять собственники, которые объединились, и профессиональные союзы, которые имеют полномочия для заключения соглашения на большинстве предприятий соответствующей области. В ст. 3 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» вместо слов «соответствующей отрасли» указано «входящих в сферу их действия». Это указание, на наш взгляд, означает попытку законодателя подчеркнуть отсутствие прежней строгой дифференциации разных отраслей экономики, подчиненных соответствующим министерствам. В условиях рыночных отношений появилось большое количество самоуправляющихся предприятий, которые не подчиняются никаким министерствам.
ВЫВОДЫ
Персонал – это личный состав организации, работающий по найму, выполняющий производственные и управленческие операции и обладающий определенными признаками.
Управлять персоналом означает планировать, организовывать, осуществлять мотивацию и контроль за формированием, распределением, перераспределением и использованием кадров предприятия.
Персонал является главным звеном системы управления. Персонал классифицируется на производственный и управленческий, каждый из которых имеет свои функции.
Управление персоналом базируется на следующих принципах:
человек – основа корпоративной культуры,
менеджмент для всех,
эффективность, взаимоотношения и качество – критерии успеха организации,
обучение – ключ к развитию и переменам.
Управлять персоналом значит планировать, организовывать, осуществлять мотивацию и контроль за формированием, распределением, перераспределением и использованием кадров. Руководство персоналом осуществляется несколькими методами. которые взаимосвязаны между собой: экономическими, административными, социально – психологическими. Главная цель управления в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике данного торгового предприятия и способных обеспечить основные задачи его развития.
Система управления персоналом формируется в соответствии с целями организации, включает в себя подсистему общего и линейного руководства и ряд функциональных подсистем.
Удовлетворение потребности организации в персонале, рациональная расстановка и эффективное использование кадров – основные цели управления персоналом предприятия.
Для эффективного управления персоналом в бизнесе предприятие нуждается в целостной системе работы с кадрами, позволяющей управлять ими от момента приема на работу до завершения карьеры.
Для этого создается гибкая система управления персоналом, ориентированная на работу предприятия в рыночных условиях. Функционирование этой системы, включающей в себя решение комплексных управленческих, трудовых, финансово-хозяйственных, социально-экономических, образовательных и многих других проблем, в современных условиях невозможно без концепции, определяющей основные положения кадровой политики в бизнесе.
В то же время, регулятором трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации является коллективный договор.
Фиксируя нормальные условия труда, коллективный договор позволяет трудящимся принимать участие в принятии решений. Он ослабляет абсолютную власть собственника или уполномоченного им лица в вопросах, которые раньше решались исключительно в нормативном порядке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова Н. И., Кульба В. В., Косяченко С. А. Организационное управление: учебное пособие. – М.: ПРИОР, 1998 – 448с.
2. Базаров Т. Ю., Еремин Б. Л. Управление персоналом: учебник. – М.: - ЮНИТИ, 1998 – 423с.
3. Грещак М.Г. Внутрішній економічний механізм підприємства: Навч. посібник – к.: КНЕУ, 2001. – 228с.
4. Гуменюк Н.Д. і ін. Економічні методи керування і прискорення розвитку виробництва.-Київ Техніка, 1999. -192с
5. Закон України “Про колективні договори і угоди”.
6. Закон України “Про підприємства в Україні”.
7. Закон України “Про підприємництво”
8. Кодекс законів про працю України.
9. Коротков Э. М. Исследование системы управления: учебник. – М.: Дела, 2000 – 285с.
10. Лукашевич В. В. Основы менеджмента: учебник. – М.: - Экономика, 1998 – 238с
11. Прокопенко В.І. Трудове право. Підручник, Фірма “Консум”, Харків, 1998. – 479 с.
Информация о работе Кадрова політика і система управління персоналом. Колективний договір