Качество как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 19:44, реферат

Описание работы

Большой вклад в разработку теории управления качеством внесли зарубежные и отечественные ученые. Работы русских ученых П. Л. Чебышева и А. М. Ляпунова являются теоретической основой выборочного контроля качества. Большой вклад в разработку применяемых в настоящее время систем управления качеством внесли отечественные ученые И. Г. Венецкий, А. М. Длин, американские ученые У. А. Шухарт, Э. Дэминг , А. Фейгенбаум.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Качество как объект управления……………………………………………….5
2.Контроль качества……………………………………………………………..10
3.Контрольные карты Шухарта…………………………………………………13
4.Причинно-следственная диаграмма (Диаграмма Исикава)………………....16
5.Диаграммы Паретто………………………………………………………...…21
Заключение…………………………………………………………………….…24
Список используемой литературы……………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 104.78 Кб (Скачать)

    Большую роль в обеспечении качества продукции  играют статистические методы.

    Целью методов статистического контроля является исключение случайных изменений  качества продукции. Такие изменения  вызываются конкретными причинами, которые нужно установить и устранить. Статистические методы контроля качества подразделяются на:

    -статистический  приемочный контроль по альтернативному  признаку;

    -выборочный  приемочный контроль по варьирующим  характеристикам качества;

    -стандарты  статистического приемочного контроля;

    -система  экономических планов;

    -планы  непрерывного выборочного контроля;

    -методы  статистического регулирования  технологических процессов.

    Следует отметить, что статистический контроль и регулирование качества продукции  хорошо известны в нашей стране. В этой области наши ученые имеют  несомненный приоритет. Достаточно вспомнить работы А.Н. Колмогорова  по несмещенным оценкам качества принятой продукции на основании  результатов выборочного контроля, разработку стандарта приемочного  контроля с использованием экономических  критериев.

    Многие  из оценок качества продукции вытекают из самих особенностей сбора информации.

    Пример. На заводе контролируется партия изделий, среди которых есть годные и негодные. Доля брака в данной партии неизвестна. Однако она не является неопределенной величиной в собственном смысле этого слова. Если ничто не мешает проверить все изделия в данной партии, то долю брака можно точно  определить. Если же контролируя взятую из партии выборку, возможно собрать  лишь неполную информацию, имеет место  случайность отбора, способная исказить истинную картину.

    Возникает проблема, как оценить по одной  выборке, взятой из совокупности, значение той или иной характеристики этой совокупности? Подобная проблема может  возникать в самых различных  ситуациях.

    Примеры:

    1.Принимая  по результатам выборки партию  изделий, оценивают долю брака  w в данной партии изделий. 

    2. Имеется оборудование. Закон распределения  результатов работы оборудования  в определенной степени определяет  в рассматриваемый момент способность  оборудования выполнить данную  работу.

    Каждая  из разновидностей статистических методов  контроля качества имеет свои преимущества и недостатки. Например, выборочный приемочный контроль по варьирующим  характеристикам имеет то преимущество, что требует меньшего объема выборки. Недостаток этого метода заключается  в том, что для каждой контролируемой характеристики нужен отдельный план контроля. Если каждое изделие проверяется по пяти характеристикам качества, необходимо иметь пять отдельных планов проверок.

    Как правило, планы выборочного приемочного  контроля проектируют таким образом, чтобы была мала вероятность ошибочно забраковать годную продукцию, или  был мал “риск производителя”. Большинство планов выборочного  контроля проектируется так, чтобы "риск производителя" бы = 0,05.

    Если  при установленном плане выборочного  контроля “уровень приемлемого качества”  соответствует предполагаемой доле брака p в генеральной совокупности, то считают, что вероятность забраковать  годную продукцию мало отличается от 0,05. Поэтому уровень приемлемого  качества и a соответствуют способу  плана выборочного контроля. Важно  также, что план приемочного выборочного  контроля составляется с таким расчетом, чтобы вероятность приемки продукции  низкого качества была мала, т. е. был  мал “риск потребителя”. Граница  между хорошей и плохой продукцией называется допустимой долей брака  в партии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Контрольные карты  Шухарта

    Одним из основных инструментов в обширном арсенале статистических методов контроля качества являются контрольные карты. Принято считать, что идея контрольной  карты принадлежит известному американскому  статистику Уолтеру Л. Шухарту. Она  была высказана в 1924 г. и обстоятельно описана в 1931 г. Первоначально они  использовались для регистрации  результатов измерений требуемых  свойств продукции. Выход параметра  за границы поля допуска свидетельствовал о необходимости остановки производства и проведении корректировки процесса в соответствии со знаниями специалиста, управляющего производством.

    Это давало информацию о том, когда кто, на каком оборудовании получал брак в прошлом.

    Однако, в этом случае решение о корректировке  принималось тогда, когда брак уже  был получен. Поэтому важно было найти процедуру, которая бы накапливала  информацию не только для ретроспективного исследования, но и для использования  при принятии решений. Это предложение  опубликовал американский статистик  И. Пейдж в 1954 г. Карты, которые используются при принятии решений называются кумулятивными.

    Контрольная карта (рис. 2) состоит из центральной  линии, двух контрольных пределов (над  и под центральной линией) и  значений характеристики (показателя качества), нанесенных на карту для  представления состояния процесса.

    В определенные периоды времени отбирают (все подряд; выборочно; периодически из непрерывного потока и т. д.) n изготовленных  изделий и измеряют контролируемый параметр.

    Результаты  измерений наносят на контрольную  карту, и в зависимости от этого  значения принимают решение о  корректировке процесса или о  продолжении процесса без корректировок.

    Сигналом  о возможной разналадке технологического процесса могут служить:

    выход точки за контрольные пределы (точка 6); (процесс вышел из-под контроля);

    расположение  группы последовательных точек около  одной контрольной границы, но не выход за нее (11, 12, 13, 14), что свидетельствует  о нарушении уровня настройки  оборудования;

    сильное рассеяние точек (15, 16, 17, 18, 19, 20) на контрольной  карте относительно средней линии, что свидетельствует о снижении точности технологического процесса.

    

    Рисунок. 2. Контрольная карта

    При наличии сигнала о нарушении  производственного процесса должна быть выявлена и устранена причина  нарушения.

    Таким образом, контрольные карты используются для выявления определенной причины, но не случайной.

    Под определенной причиной следует понимать существование факторов, которые  допускают изучение. Разумеется, что  таких факторов следует избегать.

    Вариация  же, обусловленная случайными причинами  необходима, она неизбежно встречается  в любом процессе, даже если технологическая  операция проводится с использованием стандартных методов и сырья. Исключение случайных причин вариации невозможно технически или экономически нецелесообразно.  
 
 
 
 
 
 
 

Типы контрольных карт:

     Контрольные карты Шухарта бывают двух основных типов: для количественных и альтернативных данных. Для каждой контрольной карты  встречаються две ситуации:

а)стандартные  значения не заданы;

б)стандартные  значения заданы.

Стандартные значения-значения установленные в  соответствии с некоторыми конкретными  требованиями или целями.

1.Контрольные  карты, для которых не заданы  стандартные значения.

Цель  таких карт - обнаружение отклонений значений характеристик , которые вызваны иными причинами, чем те, которые могут быть объяснены только случайностью. Эти контрольные карты основаны целиком на данных самих выборок и используют для обнаружения вариаций, которые обусловлены не случайными причинами.

2.контрольные  карты, при наличии заданных  стандартных значений.

Целью таких карт является определение  того, отличаются ли наблюдаемые значения для нескольких подгрупп от соответствуюших стандартных значений.

3.Типы  контрольных карт для количественных  и качественных признаков.

а)контрольные  карты для количественных данных

б)контрольные  карты для альтернативных данных 
 
 
 
 
 

     4. Причинно-следственная диаграмма (Диаграмма Исикава) 

     Служит  для графического изображения взаимосвязи  показателя качества продукции со всеми  возможными причинами.

     Причинно-следственная диаграмма или диаграмма Исикавы  является графическим изображением, которое в сжатой форме и логической последовательности распределяет причины.

     Основная  цель диаграммы – выявить влияние  причин на всех уровнях технологического процесса. Главным достоинством ее, является то, что она дает наглядное  представление не только о тех факторах, которые влияют на изучаемый объект, но и о причинно-следственных связях этих факторов (что особенно важно).

     Эту диаграмму из-за ее формы часто  называют «рыбьей костью» или  «рыбьим скелетом». Схема представляет собой графическое упорядочение факторов, влияющих на объект анализа.

     При вычерчивании схемы Исикавы следует  выбрать один показатель качества или  одно из следствий, которые необходимо проконтролировать, и поместить  его справа в конце горизонтальной линии. Основные группы причин распределяются тогда как рыбий скелет, отдельные  причины стрелками указывают  на основную причину (подводят большие  первичные стрелки, обозначающие главные  факторы, влияющие на объект анализа).

     Далее к каждой первичной стрелке необходимо подвести стрелки второго порядка, к которым, в свою очередь подводят стрелки третьего порядка и т.д. до тех пор, пока на диаграмму не будут нанесены все стрелки, обозначающие факторы, оказывающие заметное влияние на объект анализа в конкретной ситуации. Каждая из стрелок, нанесенная на схему, должна представлять собой в зависимости от ее положения либо причину, либо следствие: предыдущая стрелка по отношению к последующей всегда выступает как причина, а последующая как следствие. В каждую границу факторов включаются конкретные причины, которые можно проконтролировать и принять мероприятия по их устранению. Принцип построения схемы Исикавы показан на рисунке 3. 

     

     Рисунок 3. Принцип построения схемы Исикава.

     При рассмотрении схемы на уровне первичных  стрелок факторов во многих реальных ситуациях можно воспользоваться предложенным самим Исикавой правилом «шести М» (правило расширено). Оно состоит в том, что в общем случае существуют следующие шесть возможных причин тех или иных результатов: материал (material), оборудование (machine), измерение (measurement), метод (method), люди (man), менеджмент (management). Все эти слова по-английски начинаются с буквы «М», откуда и пошло название данного правила. Разумеется, могут быть и другие факторы, более точно характеризующие объект анализа. Главное – необходимо обеспечить правильную соподчиненность и взаимозависимость факторов, а также четкое оформление схемы, чтобы она хорошо смотрелась и легко читалась. Поэтому, независимо от наклона каждого фактора, его наименование всегда располагают в горизонтальном положении, параллельно центральной оси.

     При построении диаграммы причин и результатов  причины лучше объединять, рассматривая их в последовательности: от «мелких  костей» к «средним» и от «средних»  к «большим». С помощью схемы  Исикавы можно не только определить состав и взаимозависимость факторов, влияющих на объект анализа, но и выявить относительную значимость этих факторов. После завершения построения диаграммы следующий шаг – распределение факторов по степени их важности. Не обязательно все факторы, включенные в диаграмму, будут оказывать сильное влияние на показатель качества.

     Диаграмма Исикавы составляется группой или  по методу мозгового штурма. С помощью  схемы Исикавы необходимо выявить  относительную значимость факторов, влияющих на объект анализа: каждому  участнику группы, независимо от других членов, необходимо из полного состава  факторов, указанных в схеме отобрать те, которые, по его мнению, оказывают  наибольшее влияние на объект анализа  в данной конкретной ситуации. Оценку можно производить путем раздачи  баллов. В число таких факторов не должны включаться первичные стрелки-факторы  и те стрелки-факторы второго  порядка, к которым присоединено несколько стрелок-факторов третьего порядка.

Информация о работе Качество как объект управления